К сожалению, источники, описывающие жизнь и творчество Мелоццо да Форли, чрезвычайно скудны. В истории личность Мелоццо рассыпалась на фрагменты так же, как его картины.
Поэтому неудивительно, что в связи с именем этого художника много путаницы. Отличился даже мой любимый Муратов! Вайля я уже несколько раз выводила на чистую воду, но от Муратова такого не ожидала.
Муратов пишет:
В историях искусства Мелоццо дельи Амбрози отведено почетное место. Но для тех, кто не бывал в Риме, этот художник остается совершенно неизвестным, - смутной фигурой, вспоминаемой только через предания, как скульпторы Древней Греции. Да и предание в лице Вазари не было благоприятно для великого живописца из Романьи. Вазари ухитрился каким-то образом спутать Мелоццо с Беноццо, хотя не было двух более противоположных художников, чем дельи Амбрози и Гоццоли.
Для наглядности картина Бенноццо из Ватикана, что находится в соседнем с Мелоццо зале.
Смешно, да? Мол, Вазари перепутал Мелоццо с Беноццо и все поверят, потому что Вазари не только путал, он мог присочинить что-то, додумать. Мог, но не в этот раз!
Читаем Вазари:
А так как, когда Беноццо работал в Риме, там был и другой живописец, по имени Мелоццо, родом из Форли , то многие недостаточно сведущие люди, найдя подпись Мелоццо и сопоставив даты, предположили, что Мелоццо означает Беноццо. Однако они ошибаются, ибо Мелоццо жил в те же времена, но был весьма ученым в области искусства и в особенности проявлял большое старание и тщательность в передаче ракурсов, о чем можно судить в церкви Сант Апостоло в Риме по абсиде главного алтаря, где на фризе, построенном в перспективе и обрамляющем эту работу, написано несколько фигур, собирающих виноград, а также бочка, и во всем этом много хорошего. Но это видно еще более явно в Вознесении Иисуса Христа, окруженного хором ангелов, сопровождающих его на небеса, где фигура Христа изображена в ракурсе столь удачном, что кажется, будто она проникает через свод, и таковы же ангелы, кружащиеся на фоне воздуха в разных положениях. Равным образом и апостолы, стоящие на земле в разных позах, сокращаются настолько хорошо, что и тогда и сейчас еще его хвалят все те художники, которых его труды многому научили, так как он был величайшим перспективистом, о чем свидетельствуют здания, написанные им в этой работе, порученной ему племянником папы Сикста IV, кардиналом Риаро, щедро его вознаградившим.
Что ж это, Муратов не читал Вазари?
Но ведь именно благодаря Вазари мы узнали, как выглядела фреска Мелоццо «Вознесение Христа», изображающая Христа в окружении ангелов и апостолов. Да, это те самые ангелы из Ватикана. А часть с Христом находится в Квиринальском дворце.
Можно попробовать мысленно совместить все части и представить, какой грандиозной была фреска в апсиде Санти-Апостоло до разрушения.
В настоящее время церковь Санти-Апостоли является частью Палаццо Колонна http://www.galleriacolonna.it/en/info/
Википедия пишет, что в капелле Виссариона, в зазоре между церковью и соседним зданием, видны фрески, приписываемые Мелоццо да Форли и его последователю Антониоццо Романо. Не представляю, как всё это выглядит. В следующий визит в Рим нужно будет сходить в Палаццо Колонна и в церковь.
Одна из фресок капеллы Виссариона любопытна тем, что на ней будто бы изображены будущий папа Сикст IV (в красном) и будущий папа Юлий II (в сиреневом).
http://it.wikipedia.org/wiki/Basilica_d … I_Apostoli
Странно только, что они тут одного возраста
Чтобы закончить тему Мелоццо, мне осталось только выяснить, какое место он занимал в ряду художников кватроченто. Но я отвлеклась на разоблачение Муратова и не успела выстроить художников в ряд Поэтому, завершение рассказа следует…
Отредактировано CosMary (2014-07-01 00:29:09)