Кстати, Джульетта Бенцони пишет, что у Сикста было не 9, а 15 племянников. Кто больше? Непомерный груз забот о родственниках лежал на плечах Сикста.
Джироламо Риарио был то ли любимым «племянником», то ли незаконным сыном Сикста. Один из главных участников заговора Пацци, после смещения Медичи он должен был стать диктатором Флоренции.
Мелоццо да Форли 1477 год
Боттичелли, фрагмент фрески "Сцены из жизни Моисея" 1481-1482 гг.
Читая биографию этого человека, не удивляешься, почему заговор Пацци провалился. Жаль, не обошлись без жертв, но, вообще-то, если нужно что-то завалить, следовало приглашать Джироламо Риарио.
Несколько штрихов к его портрету. Когда Сикст IV вытащил «племянничка» в Рим, он сделал его гонфалоньером (главнокомандующим) Римской Церкви. Командовал армией Джироламо весьма оригинально – деньги, выделяемые на содержание войска, он проигрывал в кости, а во время боевых действий отсиживался в обозе.
Лео Таксиль пишет:
Сначала (в Феррарской войне) папское войско одержало несколько побед, но в самый последний момент, когда оставалось сделать еще несколько усилий, чтобы овладеть Венецией и Флоренцией, главный нерв войны был поражен. В папской казне не оказалось денег! Разумеется, солдаты сражались не из любви к богу и его представителям; они объявили, что бросят оружие, если им не заплатят. Захваченный врасплох, святой отец ничего лучшего не придумал, как ввести новый налог для войны с турками.
Это было уже слишком - как ни отупели люди, но эта булла вызвала всеобщее возмущение. Папские сборщики вернулись в Рим с таким жалким уловом, что Сикст оказался не в состоянии удержать свои войска. После трех лет грабежей, пожаров и убийств пришлось запросить мира. Когда папа окончательно понял, что ему не удастся подарить герцогство своему любимому Джеромо Риарио, он с горя заболел и умер (в 1484 году).
А через четыре года Джеромо Риарио был убит (заколот кинжалом) своими недругами, которых немало сумел нажить, будучи человеком алчным и недальновидным.
-------------------------------------------------------------------------
Следующий "племянничек" Джулиано делла Ровере (в центре в красной кардинальской мантии).
Благодаря Рафаэлю, мы знаем, как выглядел этот человек в старости. В 1511 году, когда Рафаэль написал "Портрет папы Юлия II", Джулиано делла Ровере было 68 лет.
Его изображение в молодом возрасте кисти Мелоццо да Форли стало для меня неожиданностью. В 1477 году Джулиано делла Ровере было 34 года.
Но, оказалось, в Ватикане есть ещё один портрет Джулиано делла Ровере, созданный Боттичелли в 1481-1482 годах. Джулиано делла Ровере в это время было 39 лет.
"Искушение Христа", Сикстинская капелла
Сравним эти три портрета. Но сначала дадим слово Лео Таксилю. В книге «Священный вертеп» он дал следующую нелестную характеристику Джулиано делла Ровере, ставшему папой Юлием II:
Вскоре после смерти папы была опубликована сатира, где приводился разговор Юлия с апостолом Петром. Небесный ключник, прежде чем пропустить папу в рай, перечислял его преступления. Список получился длинный. Святой Петр обвинял его в кровосмесительной связи с сестрой и дочерью, в содомии с побочными сыновьями, племянниками, кардиналами. Он называл его клятвопреступником, предателем, пьяницей, вором, убийцей, отравителем и, наконец, объявлял ему, что врата рая заперты для тех, кто заражен болезнью, которая в ту эпоху называлась неаполитанской болезнью.
Известно, что Лео Таксиль был папаненавистником, и приведённая цитата – сатира. Но, нет дыма без огня, и даже, если всё написанное в цитате разделить на два, папа Юлий II выглядит настоящим злодеем. Любопытно, что на картинах он выглядит иначе.
У Боттичелли Джулиано делла Ровере – печальный Пьеро. Образ сентиментальный и даже несколько слащавый
У Рафаэля - это мудрый убелённый сединами старец, размышляющий о чём-то вечном и высоком. Кстати, по поводу бороды. Пишут, что именно она помогла установить дату написания портрета. Дело в том, что бороду папа отрастил в 1511 году как символ траура по потерянной Болонье и сбрил к марту 1512 года.
Мне кажется, Рафаэль не был искренним в своём отношении к этому человеку. Поэтому направил взгляд папы в сторону, чтобы и мы не догадались о его сущности.
Самый правдивый, ИМХО, Мелоццо. Его кардинал делла Ровере - человек высокомерный, суровый, решительный, способный пойти на всё, чтобы добиться своего. Типичный (будущий) папа Ренессанса, не хуже, а в чём-то даже лучше своих предшественников и преемников.
И снова Муратов, потому что лучше него не скажешь. Сравнивая Мелоццо с Мантеньей, он пишет:
Мелоццо менее артистично чувствовал красоту вещей, но он был более могучим живописцем. Вероятно, то был самый сильный живописный темперамент во всем искусстве кватроченто. Это особенно выражено в широком распределении больших цветных поверхностей. Каждая из фигур входит в композицию со своим тоном: серебристо-серый Платина, белый папа, пурпуровый делла Ровере, сиреневый Джироламо Риарио и вишневый его товарищ. В архитектуре преобладает цвет белый с золотом, рядом с которым видны зеленые стены второй комнаты и синеющее сквозь окна небо. Чистой прелестью этих тонов, легких и светящихся каким-то жемчужным блеском, нельзя насладиться достаточно. Сиреневый, вишневый и зеленый цвета Мелоццо принадлежат к числу величайших колористических откровений Италии.
Завершение рассказа следует.
Отредактировано CosMary (2014-06-23 21:07:08)