Продолжаю.
Но есть в Ватикане один музей, где совсем немного посетителей, несмотря на количество шедевров. Это Ватиканская Пинакотека. Она располагается в отдельно стоящем здании, что справа от входа, и основной туристический поток туда не попадает.
Именно там я начала свой ватиканский визит и даже сделала своё маленькое открытие большого художника, с которым ранее была не знакома.
Речь пойдёт о Мелоццо да Форли.
Это имя я слышала, но, только, увидев в Ватикане его ангелов, захотела познакомиться с другими картинами Мелоццо.
Любопытно, что у меня вышло почти так, как предупреждал Муратов.
Ангелы Мелоццо более всего известны из его работ, они пользуются популярностью среди посещающих Рим путешественников. Иных, напротив, отталкивает почти болезненная приторность лиц у этих преждевременно рожденных на свет существ барокко. Но никто не станет оспаривать и в этих вещах живописной силы Мелоццо, его острого чувства колористических контрастов, его резко выраженной индивидуальности.
Я зацепилась на ангелов, хотя не могу сказать, что они мне понравились. Но благодаря этим ангелам я обратила внимание на другую ватиканскую картину Мелоццо, которая мне понравилась. И оказалось, что попала пальцем в небо! Потому, что по мнению Муратова эта картина – «самый значительный из художественных памятников кватроченто в Риме»!
Давайте разберёмся со значительностью. Для начала – сюжет.
Фреска, перенесённая на холст, называется «Папа Сикст IV благословляет Баротломео Платина на должность хранителя Библиотеки Ватикана».
Папа Сикст IV с непроницаемой физиономией а-ля монетный профиль сидит в кресле справа. Перед ним на коленях стоит гуманист Бартоломео Сакки, обыкновенно выступавший под латинским псевдонимом Платина. Платина тычет куда-то вниз. Я думала на обувь папы, типа понтифик с утра перепутал расшитые золотом бархатные тапки, не на ту ногу надел.
Но, грамотные люди пишут, что «он направляет указующий перст на надпись, им сочиненную. Платина возвеличивает папу, как «строителя храмов, дорог, площадей, стен и мостов» и подчеркивает его роль в открытии библиотеки, которая раньше «томилась в пренебрежении» http://www.akmar.info/art/melotstso-da-forli/
Гуманист ё-маё, на колени бухнулся в лучших лакейских традициях!
Папа Сикст IV очень любил своих родственников и 9-х из них вытащил из родной Савоны на высокие должности в Рим. На картине Мелоццо мы видим четверых так называемых «папских племянников» Сикста (справа налево):
кардинал Рафаэль (или Пьетро) Риарио, кардинал Джулиано делла Ровере, граф Джироламо Риарио и Джованни делла Ровере.
По крайней мере, трое из них многим известны.
1. Первый справа.
Этот персонаж оказался самым сложным. На его прототип претендуют сразу два папских племянника – Рафаэль Риарио и Пьетро Риарио! Сначала разберёмся с Рафаэлем.
Рафаэль Риарио был 16-и летним студентом Пизанского университета (он изучал каноническое право), когда получил кардинальский сан. Возвращаясь из Пизы в Рим, студент-кардинал заехал во Флоренцию как раз в то время, когда его родственники реализовали там заговор Пацци (1478 год). Рафаэль был схвачен вроде как за компанию, но вскоре освобождён. Рафаэль Риарио – тот самый любитель искусств, который под видом античной скульптуры купил «Спящего Амура» молодого Микеланджело. По легенде кардинал подлог таки обнаружил, но, впечатлённый мастерством Микеланджело, пригласил последнего в Рим.
В возрасте 32 года Рафаэль Риарио стал архиепископом Пизы.
А сейчас смотрите внимательно!
Сколько лет вы дадите этому дядьке? Я бы – лет 40-45. Оказывается – нет, перед нами тот самый 16-и летний студент каноник, только что приехавший в Рим, т.к. фреска Мелоццо датируется 1477 годом (Рафаэль Риарио родился в 1461 году).
А таким Рафаэля Риарио в 1512 году написал Рафаэль Санти на фреске «Месса в Больсене» (станца Элиодоро). Здесь кардиналу 51 год, что вполне соответствует портрету.
В общем, я склоняюсь к тому, что на картине Мелоццо изображён не студент Рафаэль, а его брат Пьетро Риарио, которому во время создания картины было 30 лет.
2. Высокий слева в синем платье.
Джироламо Риарио. Прежде чем продолжу писать, не поможете ли мне: может, кто-то знает, с какой картины вырезан этот фрагмент, на котором, если верить Википедии - тот же Джироламо Риарио?
http://ru.wikipedia.org/wiki/Риарио,_Джироламо
Продолжение следует.
Отредактировано CosMary (2014-06-19 00:32:29)