Сегодня автор этих мозаик Сергей Голышев переслал мне свой рассказ о работе над этим храмом.
Этот рассказ поразил меня не меньше его работы, поэтому публикую его здесь. Всем, кого так или иначе заинтересовали эти мозаики, советую прочесть.
Москва. Храм Новомучеников и Исповедников–«наш ответ» Равенне
Сообщений 31 страница 40 из 68
Поделиться312014-05-29 20:46:54
Поделиться322014-05-29 20:47:39
Сергей ГОЛЫШЕВ
МОЗАИКА
Итал. mosaico «мозаика» - из лат. musaicum «музейный; связанный с музами».
Я – поздний художник. С детства знал, что умею рисовать, но как-то не проявлял себя на этом поприще. Правда, один художник, увидев, как я рисую, посоветовал мне приходить к нему на уроки. Но я не воспринял его совет серьезно.
А всерьез я стал заниматься художествами в том же возрасте, что и Ван Гог. Тогда я сказал себе, что если Бог есть, то он все и уладит. По благословению протоирея Федора Соколова чудом поступил в Свято-Тихоновский Богословский университет на факультет церковных художеств. Главным моим учителем, который помог сформировать меня как художника, был Михаил Николаевич Гребенков. Он из рук в руки, из глаза в глаз передал мне систему рисования по Чистякову, на которой выросли Репин, Поленов, Суриков, Васнецов, Серов и Врубель… О ней можно сказать словами нашего выдающегося философа Ивана Ильина: «Русская культура – это созерцание целого».
В 2002 году по благословению протоирея Димитрия Смирнова я приступил к работе над мозаиками в храме-крестильне во имя Владимира Медведюка и Всех Новомучеников Российских. Собственно, это была моя первая крупная работа. И я дерзнул взяться за нее только потому, что до этого смог поработать и поучиться у Александра Давыдовича Корноухова.
Идея постройки крестильного храма, украшенного мозаикой, принадлежит отцу Димитрию. В свое время небольшая делегация от нашего прихода во главе с настоятелем ездила в Италию для ознакомления с тамошними древними образцами. Архитектор Сергей Яковлевич Кузнецов, профессор Московского Архитектурного института, задумал интерьер в стиле итальянского дворика: арки и колонны, второй этаж в виде галереи... К сожалению, я не был участником этой поездки, но внимательно изучил видеозапись. Когда я смотрел сюжет о мозаиках Равенны, вдруг услышал за кадром глубокий, звучный вздох восхищения - и узнал отца Димитрия. Этот вздох настолько поразил меня… Он стал неким камертоном в моей дальнейшей работе. Настоятель говорил, что крестить можно и в обычном храме, а отдельный храм-крестильня нужен именно для красоты, чтобы, принимая Таинство Крещения, люди ощутили горнюю красоту.
Задача, скажем прямо, не из легких. Что такое красота? В книге с характерным названием «Мир как осуществление красоты» русский философ Николай Лосский говорит: «Красота есть абсолютная ценность, т.е. ценность, имеющая положительное значение для всех личностей способных воспринимать ее... Совершенная красота есть полнота бытия, содержащая в себе совокупность всех абсолютных ценностей… Красота и безобразие не равно распределены в мире: в целом красоте принадлежит перевес».
В трактате Дионисия Ареопагита «О божественных именах» Красота трактуется как одно из имен Божиих. Не отсюда ли берет свое начало известнейшая цитата из Достоевского: «Красота спасет мир»? Если перефразировать ее по Дионисию Ареопагиту, можно сказать: «Бог спасет мир».
Слова Николая Лосского и Дионисия Ареопагита, а также итальянская видеозапись настроили меня на творческий лад, изумительные по красоте мозаики Равенны вдохновили. Их исполнительская сущность включала в себя импровизацию. И в этом был главный интерес. Ведь и сама наша жизнь, как бы мы ее не прогнозировали, почти сплошь импровизация.
Едва ли не в первую же ночь мне приснился сон, в котором я увидел самого себя сделанным из мозаики, то есть моя плоть была не из мяса и костей, а мозаичной, из смальты определенного модуля. Проснувшись, я подумал: приснится же такая чушь. Но когда в куполе храма я начал делать Спаса Вседержителя и уже выложил голову в обрамлении золотого нимба, отец Димитрий, внимательно посмотрев на мою работу, вдруг без тени сомнения произнес:
– Тебе Бог помогает.
Тут я вспомнил свой сюрреалистический сон и невольно подумал, что это он не пустой, а вещий, и что Бог дает мне уникальную возможность – с Божьей помощью воплотить себя в мозаике храма-крестильни. Я взял слова отца Димитрия на веру. Это мне и помогало в дальнейшей работе.
Отработав в храме два месяца, я пришел к настоятелю за жалованьем. На дворе был август, месяц отпусков. Отец Димитрий сказал, что сейчас в приходе денег нет, потому что все ушло на оплату отпусков сотрудникам, - потерпи. Но у меня семья. Я подошел к старосте Василию Сергеевичу, спросил: что же мне делать без денег? Рядом со старостой стоял какой-то плотный мужчина. Он поинтересовался:
– А сколько надо?
Я ответил:
– А вам-то что?
– Ну, сколько, сколько надо?
– Десять тысяч.
– Долларов?
– Рублей.
Плотный человек из глубокого кармана брюк достал толстую пачку стодолларовых банкнот и отсчитал три бумажки. Потом спросил у старосты:
– Это ваш?
– Да, да, наш! – торжественно подтвердил он. И мне тут же без всяких разъяснительных слов были вручены эти триста долларов.
– Молись за раба Божия Михаила, – так же торжественно произнес Василий Сергеевич.
Поделиться332014-05-29 20:48:55
Мне долго не давалась икона Всех Новомучеников Российских. Мозаику надо было выложить на стене высотой 6 метров, шириной 4 метра. Многофигурная, сложная композиция зависла в моем сознании, как окно на дисплее компьютера. Я так напрягался, что в глубине души начинала мерцать странная мысль, что я должен умереть.
Первая икона Всех Новомучеников Российских была написана на доске под руководством декана церковных художеств Свято-Тихоновского Богословского университета протоиерея Александра Салтыкова. Я ходил ее смотреть. Потом подошел к отцу Александру:
– Вот хочу сделать такую икону из мозаики. Но боюсь, что умру.
– Откажись, откажись, – наставлял священник.
– Но там царская семья, а у меня столько с ней связано!
– Царская семья? Тогда – сделай, сделай…
И я начал работать. Я действительно должен был умереть на этой иконе. Но не умер, а чудным образом по промыслу Божию избавился от рака почки: мне успели удалить раковую опухоль, находящуюся в стадии капсуловидной формы.
Я не ведаю, в кои веки пришла человеку мысль взять известковый раствор и выложить первую мозаику. Но могу точно сказать, что эта мысль была даром Божьим.
Помню, как в детстве из кусочков разбитой вдребезги керамической вазы я старательно выкладывал несложный узор. Это была моя первая мозаика (сухой набор). И до сих пор мне нравится в мозаике «детскость».
Храмовая архитектура с древних времен понималась не столько как конструкция, но как образ Ноева ковчега. Храм считался домом Господа Бога, местом спасения людей. Архитектура храма служила основой для создания новой реальности. Не случайно икону называют окном в горний мир. Так и мозаика организуется от самых маленьких камешков-деталей до целостных образов и наполняет собой пространство. Законченный образ – это уже иной символ, это граница между видимым и невидимым миром. Появляется пространство мозаики, намертво связанное с архитектурой. Архитектура живет для мозаики, мозаика живет, подчеркивая важность архитектуры.
Путь художника – путь опыта, пока сам не попробуешь, все будет непонятно. Когда я (впервые) приступил к работе на криволинейных поверхностях храма-крестильни, то невольно совершил множество открытий. С первых же шагов я понял, что, даже имея самый совершенный картон, без импровизаций на самой стене не обойтись.
Церковное искусство всегда антологично. Как художник-реалист ориентируется на натуру, так церковный художник ориентируется на образцы иконографии. В иконе главенствует канон, но он не есть штамп. На каноне зиждется импровизация в композиции. То есть правило поддерживает исключения. И в этом заключена творческая свобода церковного искусства. Художник при соблюдении канона свободен в выборе композиции. Так родилась «Святая Троица» Андрея Рублева. Она не похожа ни на одну из изображенных до него подобных икон.
(выделение курсивом сделала я, это как раз то, что мы тут обсуждали)
Поделиться342014-05-29 20:51:34
Что хотелось сказать о моих мозаиках: делая свою работу по украшению храма-крестильни, я представлял себе, как на земле Руси могла бы развиваться византийская мозаика, не оборвись ее развитие в XII веке на стенах «Софии Киевской». Я стремился показать, что художнику необходимо не просто копировать образцы, но проникать глубже в идею материала. А проникнув в суть материала как изобразительного средства, попытаться выйти за границы его естества, - тогда-то цвет как бы переходит в состояние света, а за видимым образом ощущается присутствие невидимого. То есть сделать все возможное для достижения невозможного.
Я отношусь к мозаике храма как к живому организму. Моя основная задача не мешать ей расти на стенах. Каждый камешек знает, как ему лечь в раствор. Все происходит как бы само собой.
Сейчас много делают высушенных, жестких работ мозаики; думаю, началом мозаики является импровизация, а как следствие развивается интуиция. Когда я рассматриваю образцы древних мозаик, то кожей чувствую в них импровизационную сущность. Мозаика рождалась из ничего: составлялись общие композиционные расчеты и все намертво и сразу вдавливалось в известковый раствор – неожиданно и неповторимо. Художники говорят, что на стене не ищут, ищут на эскизах, на картонах, а потом уже переносят на стену результат. Согласен, но хотелось бы дополнить: да, на стене не ищут, на стене – находят. Находка, импровизация рождается на лесах под воздействием храмового пространства, которое начинает проявлять себя как живое творческое существо и подсказывает решения, которые может игнорировать только слепой.
В композициях храма-крестильни есть свои находки. Так, в полусферическом куполе храма в левой руке Пантократора (Спас Вседержитель) находится книга, Евангелие, на котором изображен не привычный крест, а Богородичная восьмиконечная звезда - копия изразца с шатровой колокольни из подмосковного села Поярково. Еще одна изюминка: в куполе образ Христа расположен не как обычно, а ассиметрично. Далее – золотистые лучи, нисходящие по сторонам оконниц барабана, одновременно подчеркивают архитектуру оконных проемов и усиливают глубину пространства. На иконе «Богоявление» за спиной Иоана Крестителя видно крыло (символ Иоана Крестителя как Ангела пустыни), изображенное в виде горок-лещадок. Под ногами Христа, стоящего в водах Иордана перед Иоаном, я выложил дельфина. Дельфин – символ Крещения; он был утерян на Руси из-за того, что дельфины здесь не водились. Хотя напоминание о нем сохранилось на печати Кирилло-Белозерского монастыря, но и то – в образе белуги. Белуги и дельфины очень похожи. Теперь дельфин вернулся.
На иконе «Рождества Христова» одна из двух женщин, омывающих новорожденного Христа, изображена со шлейфом, развевающимся вокруг ее головы, - это символ полуночи, пришедший из античности. Образ не противоречит церковным канонам, ведь Рождество празднуется именно в полночь.
Поделиться352014-05-29 20:52:57
Мне удалось использовать и детские рисунки. Я взял ягненка, нарисованного моим сыном Колей, увеличил и поместил в мозаике «Рождество Христово». Еще один рисунок сына (синее деревце) я использовал в иконе «Преображение Господне». И в этом тоже нет противоречия канонам, ибо сам Христос призывал пустить к Нему детей, ибо Царство Божие принадлежит им, но опыт совмещения детских рисунков и иконографии до сих пор был неизвестен. Еще я взял на себя дерзновение вместо привычной лилии как символа чистоты и непорочности изобразить нашу обыкновенную ромашку. Как на Руси вместо пальмовых ветвей взяли ветки вербы, так и я вместо лилий взял ромашки. Года через два был учрежден всероссийский православный праздник святых Петра и Февронии, и какова же была моя радость, когда знаком праздника, символом русской чистоты и любви стала ромашка.
Центральная икона «Всех новомучеников Российских» в отличие от общеизвестного образца, разработанного под руководством протоиерея Александра Салтыкова, в целом имеет обобщенные контуры ангела. Присмотревшись, можно увидеть, что крест олицетворяет голову ангела. Она, как на плечах, держится на Голгофе; за плечами – крылья – изображения новомучеников. И действительно, святые – это крылья Церкви, возносящие ее к Небу.
Идея храма заложена самим Богом, это идея проникновения света, сияния (освещения или просвещения) сверху вниз - с Небес на землю. В храме-крестильне архитектор воплотил эту идею с помощью больших окон в барабане и маленьких оконниц в стенах. Когда я начинал делать мозаику, моя задача состояла в том, чтобы подхватить этот мотив. Расширить за счет мозаичного пространства продвижение света, мощно сконцентрированного вверху под куполом и мягко стекающего в глубину «колодца», на дне которого находится крестильная купель.
Греческое слово «космос» означает красоту, доброту, благообразие. В трактате Дионисия Ареопагита «О божественных именах» Красота трактуется как одно из имен Божиих. Согласно Дионисию, Бог есть совершенная Красота, «потому что от Него (этого имени) сообщается собственное для каждого благообразие всему сущему; и потому что Оно - Причина благоустроения и изящества всего и наподобие света излучает всем Свои делающие красивыми преподания источаемого сияния; и потому что Оно всех к Себе привлекает, отчего и называется красотой. Всякая земная красота предсуществует в божественной Красоте как в своей первопричине».
Удалось ли мне приблизиться к Божественной Красоте в своих мозаиках?
Я как художник не могу никому навязывать свое мнение. Отцы Церкви говорят, что собственное мнение неполноценно и ошибочно вне Божьего мнения.
Я поздний художник. Не все было просто. Было тяжело, особенно – моей жене Галине.
Я поздний плод, но лучше поздно,
Чем отступить в тот миг, когда
Необходимее, чем воздух,
Заглянет вдруг в твой дом звезда.
Не та, что светится тщеславьем,
А та – что Богом возжжена.
И всесеребряным оглавьем
Во все окно твое видна.
К такой звезде идешь навстречу
Не ради красного словца.
С такой звездою видишь вечность,
Как видишь мать или отца.
С ней веришь, что спьяна иль сдуру
Ее никто уже потом,
Как будто брошенный окурок,
Вдруг не пригасит каблуком.
Поделиться362014-05-29 20:55:54
Вот такой проникновенный рассказ Сергея Голышева, дающий возможность лучше понять его замысел в работе над этой церковью. Большое спасибо этому талантливому человеку и он будет рад видеть нас снова в своем храме.
Поделиться372014-05-30 00:44:55
Место потрясающее, единственное в России.
Спасибо людям, которые создают этот храм.
Конечно, туда надо прийти и увидеть своими глазами.
Лена, ты написала душевный рассказ на одном дыхании.
Поделиться382014-05-30 08:51:26
хотела спросить -ваша фамилия -она откуда
по мужу у меня другая фамилия, Нарышкина -по роду.
Прочитала рассказ Сергея Голышева и вернулась к фото, и смотрела их уже по новому. Лена, подумалось, это не вы находите интересных людей, а Вам судьба посылает встречи, чтобы через Вас донести более широкому кругу людей.
Отредактировано Нарышкина (2014-05-30 09:04:05)
Поделиться392014-05-30 09:04:23
Проникновенная исповедь очень талантливого художника!
Прочитала на одном дыхании! Спасибо вам Сергей за ваш труд,за ваше творчество!
После такого рассказа ещё раз с удовольствием пересмотрела фотографии,красиво,трогательно.
Надеюсь,что когда в храм придут верующие люди, им понравится.
Лена,Галя, вам поклон за вашу работу по просвещению и образованию участников форума.
Поделиться402014-05-30 09:11:29
когда в храм придут верующие люди, им понравится.
А неверующие чем хуже ? Им тоже нравится. Искусство и духовность оценить могут все.
Рита, если когда-нибудь выберешься в Москву, с удовольствием буду твоим гидом. Недавно были во Владимире, тебя вспоминала.