На колокольне расположена единственная в соборе горгулья, имеющая человеческий облик и называемая ведьмой собора. Ей посвящена ещё одна легенда: якобы неподалёку проживала старуха, которая приходила к собору и, выкрикивая непристойности, швыряла в него камни. В один прекрасный день даже бесконечное Божие терпение подошло к концу, и он превратил старуху в каменную горгулью, чтобы отныне из её рта истекала только чистая вода.
Металлическая фигурка над современной колокольней собора, достроенной уже в 18 веке, олицетворяет Веру. Изначально её глаза были укрыты повязкой (поскольку согласно известному определению апостола Павла, вера - это уверенность в невидимом), которая, впрочем, со стороны была совершенно незаметной. Зато крылья за спиной довольно хорошо видны даже издалека, и за них фигурку прозвали Ангелом собора.
Стоимость посещения собора немаленькая – 7 евро, правда, по этому же билету можно зайти в базилику Св. Феликса. В цену также включена возможность пользоваться аудиогидом, в том числе – с русским переводом. Аудиогид, конечно, вещь интересная и познавательная, но у нас, как и после собора Валенсии, возник вопрос: насколько стоит эта информация, 80% которой, признаемся, забывается уже на выходе, а ещё 19% (в лучшем случае) - на следующий день, затраченного на её выслушивание времени ? Тем более, для тех, у кого, как и у меня, слуховое восприятие значительно уступает визуальному. Впрочем, это, как говорил Воланд, дело вкуса.
<<<<<<<<<< ---------------------------------------- >>>>>>>>>>
Совсем рядом с собором возвышаются Ворота Собрепортес (Portal de Sobreportes) – одни из трёх, через которые в старину можно было попасть внутрь recinto amurallado – центральной части города, огороженной крепостной стеной. Ворота были построены ещё в римские времена, и в них до сих пор можно увидеть камни из песчаника, заложенные римлянами во 3 веке. Хотя в целом облик ворот с тех пор изменился существенно, а фланкирующие их мощные башни датируются 14 столетием.
Если посмотреть на ворота со стороны собора, вверху можно увидеть небольшой «алтарь», посвящённый Богоматери. В средние века сюда приводили заключённых, чтобы дать им возможность помолиться перед казнью или экзекуцией.
Кстати, название ворот не имеет связи с кажущейся логичной лингвистикой (что-то вроде «над воротами). На самом деле в средневековье этот квартал принадлежал известному и могущественному каталонскому роду Монкада, который они, в свою очередь, «сдавали в субаренду» прочим знатным семействам, одни из которых носили имя Sobreportes.
Мы проходим через Ворота Собрепортес и попадаем во «внешнюю» (ту, что была за пределами крепостной стены) часть старого города.
Совсем рядом, буквально за углом, находится очень интересное сооружение - так называемые арабские бани. На самом деле, отношения (по крайней мере – прямого) к арабам они не имеют, поскольку были построены христианами уже в конце 12 века – почти через 400 лет после отвоевания северной Каталонии у мусульман. Само название, кстати, «прилепилось» к ним уже в 19 столетии – за напоминающие мавританский стиль элементы их архитектуры.
Бани служили по прямому назначению до 15 века, и хотя потом их функции неоднократно менялись (к примеру, в 17 столетии они принадлежали монастырю капуцинов, которые разместили здесь кладовую, прачечную и кухню), основные банные помещения сохранились до наших дней: раздевалка и 4 зала (холодный, тёплый, горячий и «котельная»). Эффектнее всего выглядит раздевалка с круглой колоннадой:
А вот, к примеру, холодный зал:
Подражание арабской архитектуре, как видим, налицо. Но если приглядеться – капители-то колонн чисто романские ! Так что бани, кроме прочего, интересны ещё и таким довольно редким стилевым «микстом».
Каменная лестница ведёт на крышу, откуда открываются красивые виды на прилегающие городские кварталы и купол, возвышающийся над колоннадой раздевалки.