И напоследок как обычно, фото туалета
А туалет тоже в подворотне в арке?
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Путешествие по необычным ресторанам Москвы: поесть и посмотреть
И напоследок как обычно, фото туалета
А туалет тоже в подворотне в арке?
А туалет тоже в подворотне в арке?
Да. Вход из арки, но туалет в здании.
Любопытное место. Зайти не захотелось, но описание прочитала с интересом.
Вот сюда ещё сходите: http://ggraf.ru/
Allenatore, меню впечатлило, хотя и дорогое. Подумаем.
Лена, ты всколыхнула мои воспоминания об этом месте ! Как любопытно было посмотреть, что тут парковались машины.... А ведь ворота поставили просто в стиле здания, как родные...
Да, место это не однозначное, но очень любопытное... и лучше бы оставили стены, покрашенные в полоску.
Лена в релаксе
Да, ещё впечатлило, что вход со стороны кафе выполнен на тему "Зимний сад".
Ресторан "Яръ" и отель "Советский"
Источники информации:
http://www.yar-restaurant.ru/
http://seeandgo.ru/?p=1223
https://ru.wikipedia.org/wiki/Яр_(ресторан)
https://pastvu.com/p/13193
https://pastvu.com/p/13194
http://www.horeca-magazine.ru/article/857/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Советская_(гостиница,_Москва)
Старые фото с сайта https://pastvu.com/
Что ж так грустно — взять гитару.
Да спеть песню про любовь…
Иль поехать лучше к «Яру»
Разогреть шампанским кровь?
В ряду знаменитых исторических ресторанов Москвы у нас с Галей долго оставался неохваченным ресторан "Яръ", все -таки он не в центре, а на Ленинградском шоссе и туда надо ехать специально.
Но в один зимний день мы все-таки включили его в маршрут своих прогулок. Это сейчас в "Яръ" надо ехать на Ленинградку , если пешком, то от метро "Динамо", а когда-то в начале 19 века гнать бы на извозчике нам надо было бы на угол Неглинной и Кузнецкого моста. Как раз на бывший берег речки Неглинки, которая сейчас в трубе под землёй. И вообще, надо было бы тогда ехать не к Яру а к ЯрДу. Но все по порядку.
Место, на котором впервые появился легендарный ресторан, было частью бывшего обширного владения Волынских, затем Воронцовых, Бекетовых. В начале XIX века сторона владения, выходящая на Кузнецкий Мост, была разделена на три части и продана разным владельцам, одним из которых являлся купец О. Шарп. С 1812 года по конец 1830-х годов домом владел сенатский канцелярист Л. Шаван, который в 1823 году перестроил каменное двухэтажное здание, сохранив угловую скруглённую часть. На фото оно слева закругленное
Это здание сохранилось до наших дней. Вот оно
В 1826 году в доме Шавана француз Транкий Ярд открыл гостиницу и известный ресторан французской кухни «Ярд». Но с годами буква "Д" отпала и остался "Яр", а точнее "Яръ".
Вот что писали тогда в московских газетах: «открылась «ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах».
Ресторан Ярда неоднократно посещал А. С. Пушкин, он заказывал там свой любимый малиновый суп с ревенем. Был он здесь на поминках своего друга Дельвига в 1831-м вместе с Баратынским и Вяземским, заезжал он сюда и сразу после ссылки в Михайловском. Пушкин посвятил ресторану «Яръ» строчки одного из своих стихотворений:
Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра вспоминать?
Обед у Ярда упоминается в «Былом и думах» А. И. Герцена. В этом же ресторане происходят отдельные эпизоды повести Л. Н. Толстого «Юность» и рассказа И. С. Тургенева «Несчастная». В гостинице Ярда останавливались декабрист П. А. Голицын, поэты Н. М. Сатин и Н. П. Огарёв.
«Там цыганки молодые будут петь, плясать всю ночь» — и это действительно так. В те времена пение цыган и ресторан были, как говорится, в «одном флаконе». В Яре выступал знаменитый цыганский хор Соколова. Популярной певице этого хора, цыганке Стеша или по-настоящему Антонине Солдатовой, которую называли русской Каталани (итальянская певица). Говорят, даже Наполеон, когда жил в Москве в 1812 году, пожелал послушать Стешу и послал за ней из Москвы, но она была в Ярославле и пела для русских солдат.
В 1830-х годах Ярд перевёл свой ресторан сначала на Петровку (дом № 5, не сохранился), а позднее на Петербургском шоссе. После Ярда в доме на Кузнецком мосту работала гостиница Будье с рестораном при ней, также известным своей французской кухней, но нас интересует история "Яра".
Одной из причин такого дальнего переезда ресторана была теснота помещения и невозможность выступления хора цыган в центре города. Яр того времени был настоящим центром цыганского пения и весёлого пиршества. Туда уезжали погулять на несколько дней. Если уехал к Яру, то, как говорится, быстрого возвращения не жди. В тот Яр, как писал Гиляровский, уже не шли, а попадали.
Первоначально это было деревянное одноэтажном здании. В 1871 году хозяином ресторана стал московский купец Ф. И. Аксенов. Владимир Гиляровский писал: «Яр содержал Аксенов, толстый бритый человек, весьма удачно прозванный „Апельсином“»
В июле 1896 года «Яръ» приобрёл бывший официант Алексей Акимович Судаков, ярославский крестьянин, добившийся всего своим умом и талантом, личность незаурядная.
Алексей Судаков родился в Ярославской губернии, в большой крестьянской семье. Многие их односельчане везли детей в Москву и отдавали их на работу кожевникам или кузнецам, но нередко и в трактиры. Делалось это не из эгоизма и жестокости родителей, а ради спасения детей от голодной смерти в деревне, частенько страдавшей от неурожаев. Работая в ресторане, уж точно с голоду не помрёшь.
Чтобы прокормить семью, отец поехал с Алексеем в Москву на «биржу» ‒ так тогда называлось место, где владельцы московских харчевен выбирали себе среди выходцев из окрестных деревень половых (слуга в трактире), официантов для рестораций и приказчиков.
Ярославские крестьяне или, как их называли, «водохлёбы» (под этим подразумевалось, что они пьют только «огненную воду»), трудились в лучших трактирах города («Прага», «Славянский базар» и т. д.). Для них эта работа была возможностью выбиться в люди, стать солидным человеком.
Веселый неунывающий мальчишка приглянулся управляющему чайной и он забрал его к себе посудомойщиком, а отца Алексея ‒ приказчиком. И вот в девять лет у будущего миллионера началась взрослая жизнь. Жизнь работников общепита и сейчас несладкая: за едой надо постоянно следить, каждому надо угодить, успокоить напившихся хамов — иными словами, даже присесть не получится.
Во времена, когда не было ни водопровода, ни вывоза мусора, ни средств дезинфекции, работа на кухне была сущим кошмаром. В такой атмосфере наш герой и делал свои первые шаги к успеху, вычищая тарелки онемевшими пальцами в холодной воде. Разумеется, неграмотных деревенских ребят обучали всем блюдам, которые подавались, причем если сейчас все это учат по распечаткам, то тогда запоминали на слух.
Повар лично брался обучать гарсона всем премудростям готовки, чтобы он мог ответить на любой вопрос гостя. Самым трудным для любого было выучить состав соусов, коих было величайшее множество, и какое блюдо с каким соусом подают. Допускали же работать с клиентами, только если юный работник «все соуса знает».
Выучив меню, его пустили в зал прислуживать посетителям. В таком амплуа юный Судаков трудился где-то года четыре. По большому счету, обязанности официанта тех лет не особо отличались от современного: принять заказ, правильно подать блюдо, убрать со стола.
Алексей был очень смышленым и бойким, прилежно выполнял все поручения, поэтому уже в 17 лет ему удалось стать, выражаясь современным языком, менеджером ресторана. Он мог носить «лопаточник для марок» (бумажник, где держали кассовые чеки и деньги за еду) и шелковый пояс, за который этот самый «лопаточник» затыкался. Его чайная стала приносить хороший доход, и в 22 года деловитый ярославец стал директором заведения.
Как только юноша скопил внушительную сумму, то сразу купил ресторан на Рождественском бульваре, ставший популярным по всей Москве. Потом еще один, но мечтою дельца был шикарный и красивый ресторан «Яръ» .
Это место отличалось от других злачных, так как там подавали не только хлеб, но и зрелища: играл оркестр Степана Рябова, пели хоры и вообще здесь бывал весь высший свет. Владеть таким местом значило не только разбогатеть, но и стать известным среди элиты. На свой страх и риск, взяв кругленькую сумму в долг, Судаков в 1896 году покупает «Яръ» за 92 тысячи рублей у промотавшегося хозяина Аксенова. Но Судаков знал, что делал, и благодаря смекалке быстро заработал деньги.
Первым делом Судаков арендовал часть соседнего участка, на котором устраивает террасу и окружает ее со стороны улицы деревянной крепостной стеной с двумя гранеными башнями и кирпичными воротами. Многие детали стены – зубцы, машикули, пинакли имитировали настоящую крепостную архитектуру.
В стене имелись небольшие стрельчатые окошки, за которыми любой любопытный прохожий мог рассмотреть гостей «Яра». Автором перестроек конца 19-го века и 1905 года был архитектор Лев Кекушев.
Большой доход ресторану принесла идея Судакова привлечь публику на обеды, которые считались в ресторане «мертвым часом». Для этого по соглашению со Скаковым и Беговым обществами было сделано соглашение. Общества бесплатно предлагают ресторану билеты на располагавшийся неподалеку ипподром в дни игр на тотализаторе, а ресторан распространяет их среди клиентов, сладкоголосые цыганки давали их своим поклонникам. Говоря современным языком, он выступил промоутером… ипподрома.
«Купцу, ему ведь как, — говаривал Судаков, знавший купцов не понаслышке — если бесплатно, то и уголькам в аду будет рад».
Учитывая, что игра на тотализаторе приносила неплохие выигрыши, многие сразу обмывали их в «Яре». В дни бегов обеды продлевали до 5 вечера и ресторан стал заполняться и днем. Отбоя от клиентов теперь не было.
Чего только здесь невообразимого не творилось в то время в "Яре" ! Например, в конце 19 века, здесь бурно отдыхала компания аферистов и шулеров «Черные валеты». Они проделывали разные штуки. Один раз они решили пойти в Яр целой погребальной процессией с песнями. Подойдя к входу, из гроба вышел их предводитель, он и друзья и вся компания бросив гроб пошла в ресторан, а процессию многочисленную отпустили восвояси.
На полученные прибыли Судаков смог начать капитальную реконструкцию ресторана и еще оставаться благотворителем. Он являлся старостой соседнего Сергиевского храма на Ходынке и построил несколько школ на своей родине в Углическом уезде, оказывал помощь бывшим односельчанам.
На этом фото в центре сидит Алексей Судаков в белом халате со скрещенными на груди руками
Осенью 1902 года А.А. Судаков уехал в Париж, Берлин и Лондон специально для осмотра ресторанов и кафе-концертных зданий, имея уже план расширения своего заведения, так сказать, поездка по приобретению опыта функционирования таких предприятий общепита.
В начале 1909 года ресторан был закрыт на реконструкцию. Старое, продолговатое одноэтажное строение было снесено, и на его месте всего за два месяца построили кирпичный каркас нового сооружения. Автором проекта стал модный архитектор, и сосед Алексея Акимовича Судакова по владению, Адольф Эрнестович Эрихсон. Большой поклонник современной ему венской архитектурной школы, он выполнил огромное здание в виде огромной оранжереи с тремя большими гранёными куполами, арочными окнами и монументальными металлическими светильниками по фасаду, который был украшен тонкой лепниной. Так выглядел "Яръ" после завершения работ
Внутреннее убранство было выполнено в стиле «ампир» и «модерн». Все блестело бронзой, латунью, зеркалами, с потолков свисали гроздьями жемчужины плафонов, стены и своды покрывали росписи.
Внутри были устроены Большой и Малый залы и кабинеты. Вот фото одного из кабинетов
Новое здание стало трехэтажным. На первом этаже находились прихожая, кабинет хозяина, «Наполеоновский зал». На втором – 20 кабинетов, выходивших, как театральные ложи, балконами, в Большой зал. В ресторане была и императорская ложа, правда, Николай II ресторан не посещал.
Фото Большого зала -так он выглядел в 1910г.
В подвале – уборные для артистов, кухня, официантская, винные хранилища, холодильник.
Во дворе имелась каменная пристройка для эстрады, летняя терраса и удивительный по силе восприятия, сад. В нем было устроено несколько уровней, соединенных лестницами и пандусом, перекинутым со стороны въезда на Башиловскую улицу.
Пальмы и померанцы в кадушках мирно соседствовали с местными растениями. Двор окружали скала, искусно выполненная декораторами из гипса и дерева. Она превращала двор в каньон, с одной из сторон которого вытекал рукотворный водопад, вода из которого попадала в бассейн фонтана.
Между ущельями были перекинуты мостики, а на пригорках поставлены круглые беседки. Помимо них имелись ниши, гроты и пещеры, где при желании клиента можно было устроить «пикник на природе».
У «Яра» была собственная электростанция, водяное отопление, имелась и артезианская скважина. Новый «Яр», вместе с фонтаном, электростанцией и террасой был оценен в 500 тысяч рублей золотом.
В апреле 1910 года открылся Летний зал. Вот так он выглядел
Отделка и оснащение здания продолжалась до конца 1910 года, когда 19 декабря обновленный «Яр» был торжественно открыт. На Петербургском шоссе образовалась настоящая пробка из экипажей и автомобилей. В ресторан съехалась вся Москва – от именитой аристократии до замоскворецких купцов, от высших чиновников до писателей и художников. В честь открытия капельмейстер ресторанного оркестра Е.Ю.Журавский сочинил марш «Новый Яр». Судакова осыпали подарками: тарелями с хлебом-солью, иконами в дорогих ризах, серебряными крюшонницами, посудой, фарфоровыми сервизами. Бывший швейцар «Яра», а на тот момент уже владелец гостиницы «Париж» и одновременно односельчанин Судакова – Загвоздкин преподнес ему Адрес от земляков и альбом с видами родного края.
До революции Яр был самым престижным рестораном Москвы. Купцы, офицеры, золотая молодежь, красивые женщины, цыганский хор. Провести ночь у Яра было особым шиком. Здесь же была окраина, можно было расслабиться и снять «нумера» после веселого застолья. Завсегдатаями Яра были – Савва Морозов, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Константин Пржевальский, Антон Чехов, Александр Куприн, Леонид Андреев, Фёдор Шаляпин и Максим Горький. Бальмонт , художники братья Васнецовы, Левитан, Репин, Врубель, Серов...
Ресторан Яръ был единственным в Москве рестораном, где принимали Льва Толстого - нарушителя тогдашнего дресс-кода.
По данным архивов, «Яръ» считался рестораном №1 в России и Европе. Почему в Европе? Да потому, что французские повара «Яра» готовили не хуже своих земляков, а по ассортименту и качеству растительных, животных и особенно деликатесных продуктов Россия в то время намного опережала всю вместе взятую Европу. В «Яре» же выбор продуктов для приготовления различных блюд был неисчислим. Позиция, которую «Яръ» занимал по отношению к своим гостям — удовлетворение любых (абсолютно любых) прихотей и поражение воображения — делала ресторан особенно притягательным.
Одним из завсегдатаев «Яра» был Савва Морозов. Как-то зимой подъезжает он к любимому ресторану (это было еще до его перестройки), а его и не пускают. Какой-то купчик гуляет - ресторан снял «на откуп» (банкетное обслуживание, то есть). Морозов тогда набрал какой-то голытьбы, привел к ресторану и велел ломать стену - «плачу за все». Стену ломают, Савва Тимофеевич в тройке сидит, ждет, значит, чтобы на вороных прямо в зал и заехать. На уговоры не поддается. Полицию вызывать тоже не хочется - постоянный клиент, столько денег уж оставил в ресторане. Кое-как его уговорила цыганка из хора не рушить ресторацию.
А еще купчины играть любили в «аквариум». В огромный белый рояль велели наливать воду до краев и рыбок туда запускали. Был в «Яре» и прейскурант для любителей покутить. Удовольствие вымазать официанту лицо горчицей, например, стоило 120 рублей, а запустить бутылкой в венецианское зеркало — 100 рублей. Впрочем, все имущество ресторана было застраховано на солидные деньги.
По звонку клиента за ним в любое время выезжал автомобиль ресторана или готовились самые экзотические блюда.
К «Яру» примыкали трехэтажные корпуса «номеров» для гостей. Правда, принадлежали они другим владельцам. Сам же Судаков с женой и его 8 детьми поселился в соседнем особняке. Этот дом строил для себя сосед Судакова по земельному участку архитектор Адольф Эрихсон, автор здания нового "Яра". Потом Эрихсон продал дом Судакову.
Этот особняк Эрихсона-Судакова (на фото) не сохранился
В том 1910 году Алексей Акимович, имевший стотысячные капиталы, покупает петербургский кабак «Медведь», бывший, по сути, копией его московского детища. И без того шикарное место ресторатор делает настоящим «Эрмитажем», только в нем можно было не только любоваться искусством, но и закусить.
В годы Первой Мировой войны жизнь мало изменилась в ресторане. Только с лета 1915 года до апреля 1916 он был реквизирован властями для устройства госпиталя. Но затем здание вернули Судакову, и ресторан открылся вновь. Как раз в это время его посещал Распутин, память о котором сохранилась в названии единственного ныне не перестроенного кабинета. Распутин хвастался своим кафтаном , утверждая, что сделала ему это сама императрица Александрой Фёдоровной. Здесь же бывал и его будущий убийца, князь Феликс Юсупов.
«Яръ» просуществовал до 1917 года. После революции ресторан закрыли, столовое серебро вывезли, а хозяина арестовали. Далее его след теряется, одни говорили, что его расстреляли, другие — что он отдал все свои капиталы и до самой смерти работал бухгалтером.
В 1919 году там помещалась столовая. В период НЭПа ресторан ненадолго открыли вновь. Потом в здании с 1925г. разместили кинотехникум, который в 1930 году превратился во ВГИК. Большие светильники у входа просуществовали до начала войны.
В 1939 году здание было перестроено под клуб архитектором П. Н. Рагулиным и Н. И. Механиковым, роспись потолка осуществлял художник П. Д. Корин. С конца 1930-х годов здесь размещался Центральный дом ГВФ (Клуб лётчиков), в годы Великой Отечественной войны — клуб ВВС.
Вот на этих фото в бытность тут Клуба ВВС видно, что от здания Эрихсона уже мало что осталось.
После войны клуб стал кинотеатром "Победа"
В 1948 году здание перестроили до неузнаваемости под гостиницу «Советская». Старое ресторана Яра примкнули к зданию гостиницы. «Яр», таким образом, стал заурядным «Советским» рестораном, правда, кормили там тогда всё равно замечательно.
В 1952 году по приказу Иосифа Сталина здание было ещё раз в стиле сталинского ампира с частичным сохранением прежних объёмов и помещений. Вдоль улицы Расковой к существующему зданию пристроили новый корпус, где разместили гостиничные номера.
За проект гостиницы его авторы были удостоены Сталинской премии. В этой гостинице проживал Василий Сталин. Сейчас в его честь названы апартаменты № 301 гостиницы.
Про гостинцу будет чуть позже.
С 1969 года часть помещений гостиницы и бывшего "Яра" занимает цыганский Театр «Ромэн».
В 1998 г. была начата реконструкция ресторана, возрождая былую славу «Яра». На сегодняшний день восстановлен дореволюционный интерьер: отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах, заработала люстра 1912 г. (а также светильники 1952 г.), воссоздан фонтан во внутреннем дворике. Заведению вернули не только прежние интерьеры, но и имя; в нем, как и в старые добрые времена, играет цыганская песня и приходят известные люди: от Чубайса до Шварценеггера. Полюбоваться роскошным убранством может каждый из нас. Есть поговорка – Кто в Яре не бывал, тот Москвы не видал.
Вот мы и решились побывать в "Яре", несмотря на его очень высокие цены. Заодно удалось посмотреть и исторический отель "Советский". так теперь называется бывшая гостиница "Советская"
Продолжение следует...
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Путешествие по необычным ресторанам Москвы: поесть и посмотреть