В 1890 году усадьбу приобрел фабрикант И.А. Морозов. Он был известным собирателем русской и западноевропейской живописи.
Далее отсюда http://www.peshegrad.ru/articles/moskov … echistenka
Знаменитый меценат и коллекционер, представитель династии русских промышленников Иван Морозов приобрел усадьбу на Пречистенке, 21 в конце XIX века. Перебравшись из Твери, где он занимался семейным бизнесом, в Москву, он выкупил у вдовы своего дяди Давида Абрамовича Морозова старинную дворянскую усадьбу на Пречистенке и начинает постепенно приобщаться к светской жизни и миру изобразительного искусства, который вскоре станет для Ивана Морозова главным увлечением в жизни. Между тем, не оставляет он без внимания и бизнес, и общественную работу. Интерес к искусству возник у Ивана Абрамовича, скорее всего, под влиянием брата Михаила и его окружения, состоявшего в основном из актеров, литераторов, художников. Вслед за братом Иван приобщается и к коллекционированию картин. Его увлечение живописью начинается с картин русских пейзажистов и постепенно, по ходу формирования собственного вкуса, переходит к западноевропейским авторам, в частности, к французским художникам. Растущую коллекцию он решает разместить в своем особняке на Пречистенке, для чего в 1905 году начинает перестройку всего здания, наняв для этих работ модного в то время архитектора Льва Кекушева, который по желанию заказчика превращает комнаты особняка в просторные выставочные залы. С этого времени страсть Ивана Морозова к коллекционированию живописи приобретает определенность и направленность, и он с еще большим увлечением начинает систематически пополнять свою коллекцию. По свидетельствам современников, поток картин, направляемых из Европы в особняк на Пречистенке, был поистине фантастичен по своим объемам. После 1914 года морозовская коллекция живописи насчитывала более 250 произведений новейшего французского изобразительного искусства. Морозов был обладателем целой серии картин Ван Гога, лучших произведений Ренуара, около двух десятков полотен Сезанна. Творчество русских мастеров в коллекции Морозова было представлено более чем сотней работ Натальи Гончаровой, Михаила Врубеля, Валентина Серова, Константина Коровина, Бориса Кустодиева и других художников. На свое увлечение Иван Абрамович тратит колоссальные суммы, такую роскошь и размах он мог себе позволить благодаря доходам, приносимым Морозовской мануфактурой в Твери. Западному сообществу коллекционеров, собирателей и знатоков живописи Морозов запомнился как «русский, который не торгуется».
Свою с энтузиазмом пополняемую коллекцию Иван Морозов планировал завещать государству. Революция несколько скорректировала эти планы. Тверская мануфактура Морозовых была национализирована, особняк на Пречистенке и коллекцию картин у Ивана Абрамовича просто конфисковали. Организованная им в собственном доме галерея переименовывается во «2-ой музей новой западной живописи», а сам он, бывший теперь уже владелец этой сокровищницы изобразительного искусства, назначается, будто в насмешку, заместителем хранителя собственной коллекции. В течение нескольких месяцев он занимает эту должность, водя посетителей по музею, а живет вместе с семьей в трех комнатах, выделенных им на первом этаже их бывшего усадебного дома. Весной 1919 года Морозов вместе с семьей эмигрирует из России в Европу. В 1921 году Иван Абрамович умирает от острой сердечной недостаточности.
Его коллекция сохранилась, претерпев, правда, ряд пертурбаций, в результате которых некоторые поистине бесценные полотна были проданы западным коллекционерам, а некоторые и вовсе чуть было не подверглись уничтожению. Сейчас полотна, собранные Морозовым, включены в фонды Эрмитажа и Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. В его доме на Пречистенке сегодня располагается Российская Академия художеств.
С 1948 года в зданиях усадьбы размещаются Президиум Российской академии художеств (РАХ), и выставочные залы РАХ.
В конце 1990-х годов проведена полная реставрация обоих зданий и и в них разместился новый Музейно-выставочный комплекс «Галерея искусств». Его создание принадлежит к числу благотворительных культурных инициатив, осуществленных З.К.Церетели наряду с созданием Московского и Российского музеев современного искусства (1999-й и 2008 гг. соответственно) и реставрацией исторического ансамбля сооружений Академии художеств в Санкт-Петербурге (2003 г.).
Комплекс «Галерея искусств» включает около пятидесяти залов общей выставочной площадью 10 000 кв. м внутри здания, а также огромный атриум; обладает современным музейным оборудованием и техническим оснащением. Здесь проводятся масштабные российские и международные выставки, посвященные всем видам изобразительного искусства, архитектуре и дизайну. В галерее экспонируется коллекция слепков с античной скульптуры, которые используются как обязательные и основные модели для учебного рисования. И здесь же представлено многообразие творчества создателя Галереи искусств, президента Академии художеств Зураба Церетели.
Рядом со входом в музей находится вход в ресторан, который так и называется "Галерея Художника". Его легко узнать по двум вот таким фигурам у входа
Вот в этот ресторан и занесло нас с Галей после прогулки по Остоженке и Пречистенки 9 января сего года. Почему мы так запомнила дату, вы скоро поймете.