Ресторан "MosaiK" и отель Nikol'skaya Kempinski.
Как то в минувшем декабре мы с Галей, нагулявшись в центре, решили попить кофе и завернули в ресторан "MosaiK", что Никольской улице. Нам давно хотелось посмотреть на сохранившиеся в нем старинные мозаики.
Ресторан этот относится к недавно открывшемуся отелю сети Кемпински в доме по адресу Никольская ул. 12/1.
Отель «Никольская Кемпински Москва» сделали путем полной реконструкции комплекса исторических зданий, расположенных на пересечении Никольской улицы, Лубянской площади, Малого Черкасского и Большого Черкасского переулков. В результате полной перестройки этот комплекс зданий со стороны Лубянской площади теперь выглядит вот так ( фото с сайта отеля).
Слева от входа в метро здание отеля, его главный вход там же слева со стороны Малого Черкасского переулка, внизу на первом этаже вход в итальянское бистро " А Тавола". Справа от метро на углу с Никольской улицей виден старинный закругленный фасад, это как раз и есть тот дом, в котором находится ресторан "MosaiK". Над всем этим с полным нарушением исторического облика здания, надстроили новую крышу с мансардными окнами. В советское время в левой части располагалось ЦСУ (центральное статистическое управление), но я хочу рассказать подробней про ту часть, что выходит фасадом на Никольскую.
Вот так это здание выглядело между 1936−1940 годами (источник фото https://pastvu.com/).
В 18в. этот участок принадлежал Измайловым, позже генералу П. Ф. Талызину (1778-1785), еще позже в конце 18в. Н. П. Шереметеву , в 19в. его владельцами стала графы Орловы и еще чуть позже одна из ветвей рода Орловы - Орловы-Давыдовы. В 1830-1850-е гг. на месте дома, о котором идет речь, размещалась аптека Карла Феррейна, позже переехавшая чуть дальше по Никольской. Существующее здание было построено в 1869-1870 гг. архитектором Р. А. Гедике. по заказу графа Алексея Анатольевича Орлова-Давыдова. Дом позже несколько раз надстраивали.
Несколько слов о владельце дома
Из Википедии ( http://ru.wikipedia.org/wiki/Орлов-Давыдов,_Алексей_Анатольевич )
Граф Алексе́й Анато́льевич Орло́в-Давы́дов (1871 —1935) — русский общественный деятель и политик из третьего поколения Орловых-Давыдовых. Крупный землевладелец (100 тысяч десятин в Калужской, Московской, Тамбовской, Воронежской, Орловской, Самарской, Курской и Нижегородской губерниях), домовладелец Санкт-Петербурга. В 1896 году окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета и поступил на службу в Государственную канцелярию. В 1903 году был пожалован в церемониймейстеры. Занимался общественной деятельностью в Калужской губернии. В 1912 году был избран членом Государственной думы от Калужской губернии. Входил во фракцию прогрессистов. В дни Февральской революции находился в Петрограде при Керенском, был его помощником и шофером. После Октябрьской революции эмигрировал во Францию. Жил в Париже, последние годы жизни провел в Русском доме Сент-Женевьев-де-Буа.
В 1900 году женился на Агафоклее Егоровне Стааль, дочери крупного дипломата Егора Егоровича Стааля. В браке родилось трое детей; в 1913 супруги разошлись.
В 1914 году женился на опереточной певице Марии Яковлевне Свешниковой, урожденной Пуаре, кстати, она являлась автором слов популярного до сих пор романса «Я ехала домой…» .Граф её в неверности, а в 1916 году Петроградский окружной суд признал, что рожденный в браке ребенок не является их сыном. После этого развелся.
Далее информация отсюда http://www.archnadzor.ru/2010/03/05/parizhskaya-moda/
Граф жил в Петербурге, а помещения своего московского доходного дома сдавал в аренду. Одним из арендаторов был знаменитый Сытин, державший в доме книжный магазин, другим — Роман Романович Кёлер (1838-1907), открывший на первом этаже дома магазин фабрично-торгового товарищества «Р. Кёлер и Ко»
Кёлер создал в Москве первую русскую фабрику водочных и конфетных специй и эссенций (1862 год), и несколько эфирных заводов, занимался производством мыла, аптекарской, парфюмерной и кондитерской посуды.
Для отделки интерьера магазина были выполнены замечательные мозаики в стиле ар-нуво по рисункам корифея французского ар-нуво Эдуарда Ниермана.
Эдуард Ниерман (1859-1928) , голландец по происхождению, парижанин по месту жительства и эстетическим вкусам, сумел выработать нарядный и запоминающийся стиль оформления интерьеров, который как нельзя лучше отвечал стилю жизни французской Бель Эпок. С середины 1880-х по 1920 год Ниерман был одним из самых модных архитекторов-декораторов Парижа и Лазурного Берега Франции. Среди его работ — отделка множества театров и концертных залов, включая знаменитый «Мулен Руж» (1903), отелей, казино, кафе и ресторанов.
Проект отделки московского магазина присутствует в списке работ Ниермана под названием «Шоколадный магазин Кёлера» и с датой — 1907 год.
Французский шарм декоративных отделок был в Москве начала века весьма популярен, и кроме магазина Кёлера на Никольской его демонстрировали и витрины ювелирного магазина К. Фаберже на углу Кузнечного моста и Неглинной улицы с орнаментальными надписями и женскими масками в духе Луи Мажореля, и витрины парфюмерного магазина А. Брокара (1900) с витражами на Никольской улице (на углу Б. Черкасского пер., сначала забеленные, а недавно полностью утраченные), и, наконец, ярко декоративная аппликация фасада магазина «Трамбле» О. Каде на углу Петровки, давно не существующая, а также многие другие витрины и интерьеры.
Как видите, интерьеры магазинов эпохи модерна почти не сохранились и тем особенно ценными стали эти мозаики из магазина Кёлера, дошедшие до наших дней.
В советское время в помещении бывшего магазина Кёлера
размещался гастроном, он досуществовал до 90-х годов. Мозаики благополучно пережили 20 век. Когда началось строительство отеля Кемпински, специалисты, знатоки и любители Москвы сильно опасались за судьбу мозаик, но к счастью, беды не случилось, они сохранились в интерьере открывшегося вместо гастронома ресторана "MosaiK".
Ресторан является частью отеля и вся информация на сайте отеля.
http://www.kempinski.com/ru/moscow/hote … ts/mosaik/
Общий вид отреставрированного фасада со стороны Никольской улицы.
Продолжение следует...