Берлин (Berlin)
Попробую продолжить, несколько сумбурную, прогулку по Берлину, начатую в темах:
Берлин в ноябре и
Смотровые площадки Берлина
Теперь Берлин в мае, но поиск Berliner Luft - легендарного "Берлинского воздуха" продолжается. Видимо, получится ещё один пространный фоторассказ, для многих, совсем не интересному городу.
Что же это за такой "Berliner Luft"? Это не только, и не столько, чистый мягкий морской воздух, приходящий сюда с просторов Северного и Балтийских морей. Это, видимо, уже ушедшая эпоха. Что-то неуловимо-потерянное. И, к сожалению, уловимо также. Название рассказа было бы точнее: "В поисках утраченного Berliner Luft", но так звучит слишком драматично. Да и, получится поиск только одной эпохи, что неправильно. Через Берлин пролетели разные эпохи, каждая оставив свой след, или шрамы. Ну, в поисках, так в поисках!..
Да, и ещё, "Berliner Luft" это сладкий десерт и мятный ликёр, но, главное, неофициальный гимн Берлина:
Перевод
Поиски начнём в сумерках в одном из центров Берлина на Александрплатц - "Алекс" (кстати, до "Площадь Александра" (I), место называлось "Бычий рынок"). Новые символы Берлина "Часы всемирного времени" (Weltzeituhr)
и Телевизионная башня (Berliner Fernsehturm), между весьма примечательными зданиями Александрхаус и Беролинахаус. На часах 21:15 в Москве
А вот старый символ Берлина - статуя Беролины не дожила до наших дней
ВСТРЕЧА НА АЛЕКСЕ. ХОЛОД СОБАЧИЙ. В ПРЕДСТОЯЩЕМ 1929 ГОДУ БУДЕТ ЕЩЕ ХОЛОДНЕЕ
Бум, бум — перед закусочной Ашингера на Алексе бухает паровой копер. Он вышиною с дом и шутя забивает в землю железные сваи.
Февраль месяц. Мороз. Люди надели теплые пальто. У кого шуба есть — те в шубах, у кого нет — те, стало быть, без шуб. Дамочки все в тонких чулках, мерзнут небось, зато красиво.
Вся шантрапа куда-то попряталась от холода. Когда потеплеет, выползут опять изо всех углов. А пока сидят где-нибудь да согреваются двойной порцией водки; только какая же это водка? В ней разве что ноги мыть!
Бум, бум — долбит паровой копер на Александерплаце.
Кругом толпятся зеваки. Делать людям нечего — стоят и смотрят, как работает копер. Рабочий на помосте все время дергает какую-то цепь. Тогда наверху что-то хлопает, шипит и ба-бах! — молот бьет сваю по башке. А те, что вокруг копра стоят, — мужчины и женщины и в особенности мальчишки, — радуются, здорово как получается: ба-бах! — сваю по башке. Сваи почти и не видно больше, с ноготок торчит, а её всё по башке да по башке, такая уж её доля! Вот и вся ушла в землю. Чёрт возьми, лихо они её разделали! И удовлетворенные зрители расходятся.
Всюду настланы доски. Перед универмагом Тица стояла бронзовая Беролина с протянутой вперед рукой, бабища, что твой слон! И ту куда-то утащили. Может быть, перельют и наделают из неё медалей.
("Берлин, Александерплац" - А. Дёблин)
Вот так площадь выглядела в 1903 году
А так это место выглядит сверху в наши дни
Стройки времён социализма. Хотелось нового, передового. Но нет в этой архитектуре берлинского стиля или духа...
"Старый Штадтхаус" (Altes Stadthaus) на Грунерштрассе
Пора ужинать. Разумеется, в этих краях находится "У Последней Инстанции". Один из старейших берлинских ресторанчиков. Кстати, здесь снимались эпизоды "Семнадцать мгновений весны". Сразу скажу, нам в этот раз не повезло - свободных мест не было. Вечер, понятное дело.
Пришлось идти дальше, дыша чистым берлинским воздухом. Но в тот момент хотелось не вдыхать, а вкушать...
Клип к месту, Грунерштрассе и видны дома на Александрплатц
(продолжение следует)
Отредактировано DM (2014-01-14 19:13:19)