Ну а более серьёзный символ Валенсии, равно как и всей Валенсианы – летучая мышь. Она стала появляться в местной геральдике в середине 17 века. Как обычно в таких случаях, на этот счёт существует много красивых легенд, но историки склоняются к более прагматичной версии, что мышь – всего лишь видоизменённый вариант дракона, появившегося на арагонской королевской символике в 15 веке при Педро IV Церемонном. Дракон, кстати, до сих пор сохранился на гербе автономного сообщества Валенсия:
До Педро IV эмблема Валенсии была совершенно иной: "Una ciudad amurallada sobre olas", то есть окружённый крепостными стенами город, стоящий на волнах. Однако за помошь, оказанную ему в войне против кастильского монарха Педро Жестокого (что вошло в историю как «война двух Педро»), арагонский король, будучи «по совместительству» и королём Валенсии, даровал городу право использовать свою символику, которая в основном сохранилась до наших дней (не считая того, что одна крылатая тварь на нём сменила другую). Он же наградил Валенсию титулом «дважды преданного» ("dos veces leal") города, о чём говорят две заглавные буквы L на его гербе:
Не побрезговал мышкой на своей эмблеме и футбольный клуб «Валенсия»:
<<<<<<<<< ----------------------------- >>>>>>>>>>
Многие города и веси из кожи вон лезут, чтобы разыскать в своей истории Героя, этакого Супермена, на имени которого можно построить городской эпос. Валенсии на этот счёт и думать не надо, ибо таковой у неё имеется. Это знаменитый Эль Сид, Сид-Кампеадор, бургосский рыцарь Родриго Диас де Бивар, ставший некоронованным королём Валенсии. «Сид глубоко проник на вражескую территорию и сделал Валенсию христианской провинцией, став королем во всем, кроме именования. До сего дня Валенсия с гордостью называет себя «Валенсией Сида» (Г. Мортон).
Тут мне хочется привести собственную цитату из своего предыдущего рассказа «От Таррагоны до Арагона». Не из-за завышенного самомнения, а как раз наоборот: я отнюдь не думаю, что все только и делают, что читают мои рассказы. А мысль, которую мне хотелось бы озвучить, очень важна. Порой Сида представляют как некоего партизана-анархиста без твёрдых принципов, сражавшимся то за христиан, то за мусульман. Как я понял (к сожалению, русскоязычной информации по этому вопросу до безобразного мало), Сид Кампеадор НИКОГДА не воевал на мавританской стороне как таковой, а в тех случаях, когда он всё же был вынужден выступать за мусульман (к примеру, за Сарагосу или Валенсию) против арагонских королей или барселонских графов, он отстаивал их интересы исключительно как данников короля Кастилии, верным вассалом которого он считал себя всю жизнь, несмотря на периодически возникающие между ними разногласия (мягко говоря).
Сид многократно повторял, что он, «как добрый вассал, что бы ни делал и ни приобретал, все будет на пользу его королю и государю» (здесь и далее я цитирую Рамона Менендеса Пидаля, испанского историка и филолога, первого ректора Международного университета имени Менендеса Пелайо в Мадриде, многолетнего главы Испанской королевской академии. И если мнение такой фигуры, основанное, что важно, на собственных исследованиях, не заслуживает доверия, тогда я просто не знаю, откуда ещё можно черпать информацию…). «Первое, что сделал Сид в качестве абсолютного властителя города - заявил, что является вассалом императора, признав перед маврами «верховенство короля дона Альфонса Кастильского, моего сеньора, коего да хранит Бог многие лета». И это – несмотря на то, что король Кастилии (Альфонс VI) несколько раз отправлял Сида в изгнание, лишая его всякой поддержки и запрещая жителям земель, через которые проходил Сид со своим войском, помогать ему любым образом («кто приютит биварца или поможет ему, королевские указы грозили конфискацией имущества и ослеплением»). При этом надо отметить, что Фуэрос (набор законов и прав) того времени давало идальго, безвинно изгнанному, право сражаться с королем, грабить его землю или земли его подданных, а вассалам, которых изгнанник воспитал и вооружил, предписывало помогать ему в войне с королем - это была своего рода компенсация за произвол короля, который мог безо всякого суда изгнать любого, кто возбудил его гнев. Но Сид в течение своей долгой опалы всегда отказывался от права воевать с изгнавшим его королем, упорно утверждая себя королевским вассалом.
Правя Валенсией, Сид придерживался не только существующих законов и порядков, но и проявлял справедливость, уважение к мусульманам и, как сейчас сказали бы, «политкорректность». Ссылаясь на арабского историка Ибн Алькаму, Рамон Менендес Пидаль приводит если не цитату, то суть обращения Сида к жителям Валенсии после её взятия: «мне Бог оказал такую милость, что я приобрел Валенсию и стал ее хозяином. И теперь, если я стану поступать с ней по справедливости и устремлять свои деяния к добру, Бог оставит ее мне; но если буду поступать дурно, кичиться и кривить душой - знаю, Он ее у меня отберет. Ведь я не закрываюсь с женами, чтобы пить и петь, как ваши государи, которых вы не можете увидеть в любой момент, когда вам понадобится. Я желаю сам разбираться во всех ваших делах, быть вам товарищем, беречь вас, как друг бережет друга и родственник - родственника. И теперь живите в своей земле спокойно: я запретил своим людям брать в Валенсии в плен хоть мавра, хоть мавританку, а если кто-то пренебрежет этим запретом, возьмите пленного, освободите его и убейте того, кто его захватил, и вы не понесете за это никакого наказания». Более того, Сид «велел заделать в башнях все окна, выходящие в город, чтобы любопытные взгляды христианских солдат не нарушали интимного покоя мавританских домов, и добавил, что поставил стражниками на башни христиан-мосарабов не потому, что кастильские воины его дома недостаточно благоразумны и сдержанны во всем, а потому, что мосарабы воспитывались среди мусульман, хорошо знают местный язык и обычаи, и этим стражникам он велел и просил их во всем уважать горожан».
Во время властвования Сида Валенсия ни разу не была завоёвана мусульманами, хотя мавры не могли забыть о ней, «соринке в глазу Юсуфа» (Юсуф - эмир государства альморавидов, возглавивший «вторую волну» исламского вторжения на Пиренеи после распада Кордовского Халифата и ослабления арабского влияния на землях современной Испании). Когда Альфонс VI оказался не в силах противостоять альморавидам, Сид на несколько лет фактически в одиночку возглавил всю реконкисту, и его знаменитая фраза «Один Родриго потерял этот полуостров, но другой Родриго спасет его» нагнала ужас на мусульман и отнюдь не казалась им пустой похвальбой.
Если бы не преждевременная смерть Сида, реконкиста могла бы развиваться совсем по другому сценарию. Сид умер, когда ему исполнилось всего 56 лет; он скончался в Валенсии, на завоёванной им земле, в июльское воскресенье 1099 года. После его смерти его супруга Химена ещё 3 года продолжала удерживать Валенсию, но из-за отсутствия какой-либо поддержки (в это время всё христианское рыцарство было поглощено идеей Крестового похода на Иерусалим) в конце концов была вынуждена оставить город. Вместе с прибывшим сюда, но увидевшим свою беспомощность королём Альфонсом «вce христиане вышли из Валенсии и направились в Толедо; они везли с собой тело Кампеадора, чтобы дать ему вечное упокоение в Кастилии, откуда герой при жизни был изгнан королем, возвращавшим теперь на родину его останки».
Очень удивительно, что в сегодняшней Валенсии имя Сида встречается не так уж и часто – по крайней мере, реже, чем имена папы Александра VI в Хативе или Сервантеса в Алькале-де-Энарес. И уж совсем странно, что из семи существующих в мире памятников Сиду-Кампеадору в Валенсии он появился последним – после Сан Франциско, Нью-Йорка, Сан-Диего и Буэнос-Айреса, между прочим…
Кстати, неофициальное, но почётное звание Кампеадора (то есть победителя) Родриго Диас де Бивар заслужил, когда ещё не был Эль Сидом. Будучи сравнительно молодым (чуть более 20 лет), он получил от кастильского короля Санчо высокое звание знаменосца - альфереса. Альферес был первым из всех придворных чинов. Тот, кто носил королевский штандарт, именовался «верховным предводителем над людьми короля в сражениях» и фактически был главнокомандующим войска. Альферес также носил перед собой королевский меч в знак того, что он от имени короля уполномочен защищать все государство, а также отстаивать права вдов и сирот идальго и приговаривать к казни знатных преступников.
Как альферес, Родриго Диас должен был принять участие в судебном поединке ради разрешения спора с Наваррой из-за нескольких замков на границе между Кастилией и Риохой. В этом единоборстве Родриго победил сильного и опытного наваррского рыцаря, за что был осыпан самыми громкими похвалами и «устами всех знатных людей» был назван Кампеадором. Тогда ещё мало кто мог предвидеть, насколько пророческим окажется это прозвище, а Сид станет символом испанского характера, грозой врагов и надёжной опорой друзей и союзников и героем народного эпоса.