53-60. Набережная Фонтанки 85. Доходный дом З.Н. Юсуповой.
Этот адрес не был у меня в списке. В той стороне мы искали знаменитую Ротонду. ( о ней чуть ниже) , но, увидев приоткрытую калитку в мощных воротах, не могли пройти мимо, тем более нас в этот момент во двор входила женщина, живущая в этом доме и приветливо пригласившая нас его посмотреть, быстренько рассказав, что же это за здание. Помимо наружных деталей, дом интересен с точки зрения внутренней планировки. К сожалению, внутри мы не были, поэтому могу предложить только словесное описание от 1904 года. Изначально дом был построен в стиле классицизм, но при переделках 1886-1904 гг преобразился в образец модерна. Один из тех случаев, когда переделки не испортили, а только улучшили оформление дома, сделав из него очень интересный объект. А вот ремонт дома 2008- 2012 года частично уничтожил отдельные детали лепки фасада http://photoprogulki.narod.ru/spb_fontanka27.htm
1886 - арх. Грейфан Христиан Иванович, Пасыпкин Михаил Александрович - перестройка
1902-1904 - гражд. инж. Шмеллинг Леонтий Васильевич - перестройкаОсвящение дома кн. Юсуповых
В конце мая текущего года (1904) состоялось освящение дома, принадлежащего князьям Юсуповым графам Сумароковым-Эльстон, Фонтанка № 85.
Составление проекта и производство работ было поручено гражд. инж. Л. В. Шмеллингу.На участке, имевшем весьма неудобную и трудную для проектирования форму (разм. 12 × 70 с.), находился четырёх этажный лицевой флигель и два надворных крыла по бокам участка, занимающих лишь половину всей улицы.
Исполнены следующие работы: надстроен один этаж над лицевым флигелем и устроены мансарды, выходящие на двор; надстроены боковые флигеля, пристроены два больших боковых и поперечный флигеля, боковые флигеля соединены громадной аркой, разделяющей два двора.Помимо внешних особенностей, эта постройка интересна по многим техническим нововведениям. Так, второй двор приподнят против первого на 1,5 арш., дабы не очень углубляться в землю, так как он весь использован под помещения дров и перекрыт железо-бетонными сводами сист. Геннебик, на бетонных столбах. В сводах по всей длине двора сделаны иллюминаторы и чугунные овальные люки для спуска дров в дворовый подвал. Подъём в 1,5 арш. почти незаметен, так как он сделан в арке, разделяющей дворы.
В подвальном помещении расположена также мусоросжигательная камера. В каждой квартире имеется приёмники, в которые выбрасывают мусор и помои; жидкость отделяется и попадает в сточные трубы, а твёрдые отбросы, по особо устроенной трубе, направляются в подвальное помещение, в котором расположены сборники; отсюда отбросы накладываются в приспособленные тележки, на которых подаются в мусоросжигательную печь; камера последней выложена изразцами, что даёт возможность держать её в полной чистоте, обмывая каждый день водой из брандспойта.
Колосники, на которых сжигается мусор, устроены из водопроводных толстостенных трубок, наполненных водой из водопровода, для утилизации тепла, которое, благодаря этому, обслуживает прачешную.
Сильная вентиляция в прачечной совершенно уничтожает удушливый пар, чад, запах грязного белья и мыла.
На чёрных лестницах устроены электрические подъёмники для дров, которые могут подавать сразу 4 вязанки дров, причём внизу дрова накладываются одним дворником, а другой выкладывает их в квартиры.
Во всех кухнях устроены особые сильные вытяжки.
Квартиры имеют много удобных хозяйственных приспособлений; нет уголка в коридоре, где-бы ни было шкапчика, чуланчика, холодника для провизии и других удобств.
Надворные фасады обработаны тщательно и настолько богато, что впечатление двора совершенно теряется, а потому и расценка дворовых квартир может быть сделана значительно дороже нормальной. Посреди двора устроен фонтан, окружённый цветами и зеленью.
Следует упомянуть о двух квартирах, расположенных в мансарде над лицевым флигелем. Неправильное очертание и высота комнат, в зависимости от наклона крыши и высоты разжелобков, верхний и отражённый свет, вся отделка в новом стиле, панели из разноцветного дерева, плафоны, камины, уборные с мраморными ваннами, - придают этим квартирам особый интерес. С. П.
(Зодчий. 1904, № 28 (11 Июля), С. 325-326
http://www.citywalls.ru/house2375.html? … vk7lrjo251
Территория придомового двора разделена на две части оригинальной аркой, перекинутой между боковыми крыльями дома.
Справа и слева от входа во двор углы дома спроектированы так же, как дома -колодцы
А вот тот самый фасад и его фрагмент , где восстановленная лепка более упрощенная, чем была изначально. Да и качество работ аховое- прошел всего-то год, и, судя по куче строительного мусора во дворе, ремонт еще продолжается , а штукатурка уже в пятнах .
На торцевых фасадах сохранились, ( хоть и не полностью ((( ) два фонаря, выполненных в виде стилизованных фигур.
Владелица дома- Зинаида Юсупова была одной из значимых фигур не только в истории Санкт-Петрбурга, но и истории России. А любителям всевозможных легенд тем более не стоит обходить вниманием эту личность.
Что же касается легенды о древнем проклятии рода до самого его уничтожения, то оно, по рассказам старших Юсуповых, заключалось в следующем: все, кроме одного, наследники мужского пола во всех поколениях князей жили не более 26 лет. Пришло это проклятие с того исторического момента, когда потомки хана Юсуфа приняли христианство и были прокляты своими сородичами. И действительно, сколько бы детей ни рождалось в юсуповских семьях, порог 26-летия преодолевал лишь один наследник.
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6818/
Отредактировано levinel (2013-12-06 16:55:29)