УГЛИЧСКИЕ СВЯТЫЕ
Икона УГЛИЧСКИЕ СВЯТЫЕ
углицкие святые Кассиан и Паисий
Прп. Кассиян, в мире Константин, был из иностранного княжеского рода и прибыл в Москву вместе с Софиею, невестою в. кн. Иоанна, дочерью морейского владельца. Долго ли пробыл он при дворе великой княгини, неизвестно. Жизнеописатель говорит только, что жизнь придворная не была по душе его и что он любил жизнь тихую и строго наблюдал за своею совестью. По нераннему ркп. житию пр. Паисия угличского блаж. Константин, до поступления своего к ростовскому архиепископу живал у пр. Паисия угличского. В 1481 г. избрал он себе скромное место боярина при ростовском архиепископе Иоасафе, бывшем князе Исааке Михайловиче Оболенском, хотя и предлагали ему место при дворе самого великого князя. Так он уже не искал более на земле счастья, после того, как родина его стала страдать от нечестивых турок. - Выбор его был вполне рассудительный! Вот что писал умный современник его: «зимою (1482 г.) возвратилась из бегства великая княгиня София; она бегала от татар на Белоозеро, а не гонял ее никто. Тем местам, где ходили, досталось хуже, чем от татар, от боярских холопов и от кровопийцев христианских. Воздай им, Господи по их делам! - Там проживали жены их; а они любили жен более, чем святую веру; они готовы были предать святые церкви, в которых просветились святым крещением. - Милостивый Бог не презрел слез христианских. - Храбрые воины русские! старайтесь охранять отчизну свою, Русскую землю, от нечестивых, - чтобы очи ваши не узрели разграбления святых церквей и ваших домов, убиения детей и позора жен и дочерей, как это потерпели от турок болгары, греки, трапезонцы, морейцы, албанцы, хорваты, босняки, манкупцы и жители Кафы. Они скитаются по чужим сторонам бедственно, достойно укоряемые за малодушие. Иные убегали с большим имуществом, с женами и детьми, но вместе с золотом потеряли земное счастье. Бог - свидетель, своими глазами видел я государей, убегших от турок с имением, скитающихся странниками и просящих смерти как милости». Это описание дает нам видеть, с какими расположениями души был в России бедный и благородный чужестранец Константин: за прошлое он не мог упрекать себя, потому что был еще молод, когда прибыл в Россию, и едва ли не дитятею был, когда турки захватили христианский юго-восток. Но он чувствовал и над собою гнев Божий и считал грехом искать веселой жизни; он хотел трудиться и молиться. В 1489 г. блаж. Иоасаф, отягченный несправедливым гневом великого князя, отказался от кафедры и удалился в Ферапонтов монастырь, на место иноческих подвигов своих. Сюда вместе с ним перешел и кн. Константин. Здесь в молитве и чтении книг находил он покой душе. «Кассиян, бывый князь, добродетельный зело, пострижен преп. отцем Мартинианом», говорит древнее известие. Это было не при жизни пр. Мартиниана (+ 1483 г.) и не по воле кн. Константина. - Последнему не хотелось принять на себя иночества, хотя и уговаривали его блаж. Иоасаф и другие; явившийся ему в сонном видении Мартиниан грозил подвергнуть его строгому наказанию за сопротивление доброму совету. «Видел я во сне, рассказывал он Иоасафу и старцу Филарету, благолепную церковь с иноками; посреди ее как бы кафедра и на ней пр. игумен Мартиниан, с жезлом в руке. «Постригись», говорит мне игумен. - Не постригусь, отвечал я. «Если не послушаешься, продолжал он, буду бить тебя жезлом», и хотел ударить меня. От страха я проснулся и кричал: Филарет, Филарет. Константин тогда же, по его просьбе, пострижен был с именем Кассияна.
В обители Ферапонтовой жил он недолго. С несколькими братьями он удалился с Белоозера в удел доброго угличского князя Андрея, с которым был дружен еще в мире. В 15 верстах от Углича, на берегу Волги и р. Учмы водрузил он крест, поставил кельи и по благословению ростовского архиепископа построил храм в честь Успения Богоматери. - Но храм поврежден был разливом Волги. Добрый князь Андрей доставил ему средства построить храм и кельи на новом месте и назначил еще пособия на содержание обители. Все это было не позже 1491 г., так как в сентябре этого года князь Андрей заключен был великим князем в темницу, из которой уже не выходил до близкого гроба.. В Угличе духовным другом и собеседником Кассиана был преп. Паисий. - Блаж. игумен покровский пред кончиною своею поручил надзирать за его обителью «преп. Кассияну, начальнику пустыни на Учме». Столько Паисий уважал Кассиана! Блаженный основатель Учемской обители «поживе в своей обители лета довольна», представляя в себе образец иноческих добродетелей. Предузнав свое отшествие ко Господу, он преподал наставление братии и, приобщившись св. Тайн, преставился 2 октября 1504 г. Углицкая летопись, говоря о событиях 1609 - 1611 г. пишет: «жалкие ляхи, ворвавшись в обитель чудотворца Кассияна, встретили здесь немногих граждан; одни из них бросились к соборной церкви, с намерением выломать двери, но по ходатайству преп. Кассияна поражены были слепотою и в ужасе, не зная, куда идти, едва от ведены были своими и все ушли назад. В первом из 25 описанных чудес, за год до нашествия ляхов видели пр. Кассияна в белых ризах и с возженными в руках свечами, обходящим монастырь свой. Седьмое чудо: игум. Герман долго страдал ногами и исцелился тем, что присыпал к ранам землю с гроба преподобного. Священнику живописцу, желавшему написать образ преподобного как можно точнее (9 чудо), преподобный сказал: «пиши мою браду долее, чем у кн. Романа, но седины должны быть чуть видны». Священник написал, но чувствовал, что не точно. Преподобный явился ему в монашеском облачении, с брадою до персей, которая была не черна и не раздваивалась на двое, а как бы обложена серебром. В конце 17 в. называли пр. Кассияна великим между чудотворцами. Ныне мощи его почивают под спудом, в храме обители его, закрытой с 1764 г.
Святой благоверный князь Роман, Угличский чудотворец
Святой благоверный князь Роман, Угличский чудотворец, родился 1 октября 1235 года. Он был младшим сыном угличского князя Владимира и княгини Фотинии и племянников святого князя Василька Ростовского (+ 1238; память 4/17 марта). С детства святой князь Роман отличался любовью к молитве, послушанием родителям и прилежанием к чтению Священных книг. Он был утешением своему отцу, матери, брату и всему семейству. Святому Роману было всего два года, когда Батый со своими полчищами двинулся на Русь. Узнав о приближении татар к Угличу, отец святого Романа увез его вместе со старшим братом Андреем в Новгород. Целые три года скитались они в Новгородской области, и когда татары уже совсем оставили Россию, возвратились в Углич.
В 1248 году явились в Углич татарские чиновники; князь Владимир отправился во Владимир и здесь умер в 1249 году. Чиновники хана нашли, что Угличское княжество покорно хану и исправно платит дань. Потому старший сын князя Владимира Андрей стал управлять княжеством Угличским.
В 1261 году, по смерти старшего брата, святой Роман 26-ти лет принял на себя управление княжеством. С отеческой любовью заботился он о своих подданных и старался не столько об умножении княжеской казны, сколько о благополучии вверенного ему Богом княжества: строил и содержал больницы, странноприимные дома и богадельни. Многие люди из соседних княжеств, прослышав о милосердии, щедрости и благонравии святого князя Романа, переходили в его Угличский удел. Святой князь Роман Владимирович также много потрудился для украшения столицы своего княжества — города Углича. Он перестроил княжеский дворец, построил ряд общественных зданий. Заботился святой князь Роман и о монастырях и храмах Божиих. В течение 24 лет своего правления он построил и украсил богатыми вкладами более 15 храмов.
Святой князь Роман Владимирович часто беседовал с опытными мужами того времени. Особенно он любил посещать келлии монахов, ведущих благочестивую, подвижническую жизнь. В 1280 году скончалась жена святого благоверного князя Романа княгиня Александра. С того времени он всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы, благотворительности и благочестия. Каждый день святой Роман присутствовал на богослужении, много времени уделял чтению духовных книг.
Святой князь прославился также построением в своем княжестве нового прекрасного города, который был назван в честь основателя Романовым (ныне г. Тутаев). Летописи сохранили подробности его постройки. Святой князь выбрал для него место на высоком берегу Волги. Там была заложена церковь в честь Воздвижения Честного Креста Господня. Святой князь сам указывал, где и что должно быть в городе построено.
Во время правления святого князя Романа Угличское княжество разрослось и укрепилось. Предвидя кончину, он созвал бояр и духовенство к своему ложу и завещал им жить в мире, любви и согласии, как родным братьям. После его смерти Угличское княжество перешло в удел ростовских князей, так как святой князь Роман умер бездетным.
Преставился к Богу святой князь Роман 3 февраля 1285 года. Тело его было погребено в церкви Преображения в Угличе. Мощи святого Романа в 1486 году были обретены нетленными и перенесены в новую соборную церковь Преображения. По распоряжению патриарха Иова мощи были освидетельствованы Казанским митрополитом святителем Ермогеном (будущим патриархом) в 1595 году, после чего последовало прославление святого. В 1605 году святые мощи князя Романа были сожжены поляками вместе с храмом, но частицы их сохранились.
О святом князе Романе в 1605 году было написано житие Семеном Олферьевым и иноком Сергием, но оно погибло во время разорения Углича в 1609 г.
Первая служба святому князю Роману происходит из Угличского Спасо-Преображенского собора. Ко второй службе XVII века сделана приписка: «Лета 6793 (1285). Преставление святого благоверного князя Романа Угличскаго, нового чудотворца. А обретение честных мощей на основании храма во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Боголепного Преображения. А память святого благоверного князя Романа октября в 1-й день, на память святого Романа Певца кондакореви. А проявление преславных чудес его лета 7113 (1605), февраля в 3-й день, на память святого праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Повесть, стихиры же и каноны сотворены по благословению великого святейшего кир Иова, патриарха Московского и всея России, труды и тщанием Симеона Олферьева, да инока Сергия честныя обители Пресвятыя Троицы Даниилова монастыря Переяславля Залесскаго».
Святой мученик Иоанн младенец, Углечский
Однажды мальчик пошел к учителю и пропал. Его завлек в свой дом доверенный слуга отца, имевший на него “злобственное, в сердце скрытое ухищрение”. Шестнадцать дней томился мальчик, запрятанный в ларе; мучитель истязал его, вырывая каждую ночь по зубку, принуждал Иоанна отречься от родителей. Наконец, измученный сам, слуга убил отрока. Пастухи нашли мученика Иоанна в болоте, обнажившемся, чтобы открыть нетленное тело. Ныне его мощи почивают в Корсунской церкви г. Углича.
25 июня (8 июля по нов. ст.) - день памяти Иоанна Угличского, умученного.
ЖИТИЕ И СТРАДАНИЯ ЗА ХРИСТА, ГОСПОДА И БОГА НАШЕГО МУЧЕНИКА МЛАДЕНЦА СВЯТАГО ИОАННА УГЛИЧСКАГО
Месяца июня в 25 день, убиение блаженного младенца, Иоанна Никифоровича Чеполосова, Угличского нового страстотерпца.
Вещи и дела, аще неписаннии бывают, тмою покрываются и гробу безпамятства предаются, написаннии же яко одушевлении бывают и правозорно показуют.
Бысть в Богоспасаемом граде Угличе посадской человек некий, благоверен и благочестив, славен же и богат, именем Никифор Григорьевич, прозванием Чеполосов; такожде и супругу себе име благоверну же и благочестиву, именем Анну. И родился им сын (о нем же нам в повести сказати слово предлежит) именем Иоанн. И по обычаю христианскому божественным крещением бе просвещен; и растите телом зело прекрасен, наипаче же духом страха Божия процвсташе и укрепляшеся. И по сем некоему христианину в научение грамоте вдан бысть, и хождаше учитися, провождаем же бе некими отроцы до училища, а наипаче злобным человеком, ближним родителю и любимым ради правления некиих заводных рукодельств, хождаше. И во един от дней, прилучися блаженному Иоанну единому пойти до училища; а наипаче сие сотворится по некоему злобственному на родителя Иоаннова в сердце скрытому ухищрению. Убийце тому Иоаннову тогда не бывшему в своем рукодельствии, и прехитростне сего блаженнаго Иоанна единаго шествующа наблюдаше окаянный; и егда Иоанн идяше, и очесь матерних невидим бываше, но к намеренному учению грамоты быстро течаше тогда сей всезлобный, нарицаемой Иерусалимской веси, от града Углича яко за два поприща отстоящей, житель, глашаемый Рудак (сии есть толкуется разбойник или лукав) [2] на встречу Иоанну, яко волк во образе незлобиваго агнца, течаше, и благолепнаго Иоанна объемляше и лобызаше, и словеса льщения к юному младенцу изливаше, гуляти его зваше. А понеже тогда бысть день седмияный, погребения настояше умершим, и крестный ход от града на убогий дом [3] бываше, оный блаженный лису веру емлет и, яко юный младодетищ, училищное грамоты дело забывает, а наипаче, яко верному их рабу, совету преклоняется и гуляти со оным тещи обращается; оный же злобный, яко волк, убийца ухвати блаженного с скрежещуми зубами. Тако сей окаянный смертоубийственными руками нести взимаше, а сердцем убийственному поучашеся. И егда веси своей и жилища достизаше, тогда в свой дом пождати совещаше, понеже еще до обеден сие ухищрение над Иоанном бяше. И егда крестное прихождение приспеваше, сей всезлобный обещание свое ко блаженному извращаше, и яко птенца голубина взимаше, и в коник некий [4] со острым тернием всаждаше, и яко от некоего злодея дверь заключити низпущаше, и блаженному вопити прещаше. Тогда каковая болезнь, каковое нечаянное рыдание приспеваше, и изрещи несть возможно; но обачс нечто мало от тех поведати зде предлежит. Родителем по христианскому закону, а наипаче по усердному их благоверию и тщанию, крестному хождению примесившимся и грядущим, и блаженнаго своего чада Иоанна некиим отроком взяти из училища дошедшим и учителя вопрошающим, оному же рекшу, яко сегодни Иоанн в училище не бывал, и сим же отроком мневшим, яко Иоанн по детству своему прошел на тот гулящий день с некиими детьми прежде училища в убогий дом, и тамо уже гуляет, и родителем о сем сказати нерадящим, оным же яко оттоле в полудни возвращающимся и о блаженнем отроков потязующим: чесо ради к ним Иоанна не приведоша; оным же сказавшим, яко во училищи его не обретшим де нам, яко прежде училища с некиими детьми тамо играти ушел, родителем же на убогий дом тех отроков искати Иоанна пославшим, оным же шедшим и не точию Иоанна сыскавшим, но ниже слух о нем яковый тамо бе, и таковую печальную весть родителем донесшим о нем, тогда яковыя терзания родительские внезапно (можно) было видети, яковыя сердечные воззрети болезни. Родитель онаго едва мало себе ножем не закла, и яко по утопшем ревети глашает, и яко по скраденом ногты лице драти приготовляет. Тоже и матерь блаженнаго яковыя горкорыдательныя изливаше слезы, каковые преестественные испущаше вздохи, и яко мертваго слезами омываше, яко утопшаго искати повелеваше в Волжноречных быстринах; и, егда во глубине Волжней необретаема видяше, тогда наипаче матернею утробою терзашеся, и ногты лице свое драше, и так рыдаше, что и простовласа ходити не можаше, и водима некиими, власы распустивши, изумляше. Такожде и родитель блаженнаго едва в двадесяточетырехчасное время в слезах мало отдохнути можаше; некиим же советующим оному по дорогам и по лесам блаженнаго поискати, с ними же и убийца оный мучитель вся дни искаше, и нигде же обретаем блаженный и вещаем бываше. А убийца он, всепроклятый кровопивец, дни искаше, и в нощи в дом отхождаше, и блаженнаго из коника вынимаше, и по ланитома млада детища скверною человекоубийственною своею рукою бияше и вопрошаше о родителях блаженнаго: не имеешь ли печали по отце и матери и будеши ли мене отцем звати?". Что же оному мужественному во младенчестем возрасте, не яко младенцу, но яко совершенному отроку, или, паче рещи, мужу доблю и христианский закон не словом точию единем, но и самем делом исполнити возжелавшу, наипаче благодатию всесвятаго и животворя-щаго Духа учим и укреплен, врага и убийцу своего посрамляше и ему тако отвещавше: по родителях моих печаль мою имею и тебе отцем моим нарещи никогда не смею". И тако оный окаянный Иерусалимской веси житель чрез шестнадцать дней и нощей блаженнаго Иоанна во дни в конике на остром некоем тернии запираше, а в нощех вынимаше и конскою плетью от суровства и паче зверства блаженнаго бияше; но неции глаголют, яко и но зубку на каждую нощь у блаженнаго изрываше и едино сие вопрошаше: отрекися отца и матери, и мене нарцы отцем твоим, отпущу тя". Гортань и язык от нестерпимых язв пресыхаше, и от глада изнемогаше; аще бо и пометаемы ему (были) крохи хлебныя напитатися от вышеявленых, но он, видя себе конечныя болезни и готовящуюся смерти чашу, мало от тех вземля ядяше. И тако глаголати не можаше, младенческую на извещение отечества своего руку горе возвождаше и знамение честнаго креста на лице своем полагаше, а сего окаяннаго ему отца нарицающагося низлагаше [5]. Что же в конец мучения сего блаженнаго Иоанна младенца сей всесуровый и дикий вепрь сотворяет? Не убоялся всех Создателя Бога, не содрогнулся сего младенческаго блаженнаго состава, егда не возмог прелукавыми ласкании, пресуровей-шими биенми отеческаго прилеплсния Иоанна отвратити, тогда сие сотвори всепреадский житель: ухватив великосооруженный острый нож, и безгрешному блаженному младенцу по толиком терзании двадесятию четырьми раны убиение нанесе, двадесять ж пятою сквозь честную блаженнаго страдальца главу во ушеса пронзе [6]. И таковою горчайшею смертною чашею, и таковою нестерпимою болезнию блаженный Иоанн разрешается телесных соузов и в небесная селения венечник восходит, и яко по лестнице, тако по невинном своем страстотерпческом подвизе, ангельскими руками святая его душа в руце Богу скоро востече. Что же той всеокаянный на всечестном блаженнаго Иоанна теле каковое немилосердное сочиняет погребение, каковое святолепное желает творити поминовение? Сего всего лишает окаянный, да не некая погребенная в пепле огненная искра возвеется ветром и, возгоревшися, того самаго всезлобнаго убийцу с его домом сожжет. Вывозит блаженнаго тело нощным временем и, мало подалее убогаго дома, во мховязкое блато втоптати покушается [7].
И егда всего своего всезлобнаго детельства окончание мняшеся окаянному достигнути, тогда внезапно вскрывается Божиим мановением над телом блаженнаго Иоанна наметанное мховязкое покрывание и, яко на некоем блатнем песце, тело блаженнаго цело и невредимо, чрез осмь дней лежаще пастырьми скот стрегущими обретаемо бывает, и яко же неции глаголют, во все семь дней, над блаженным Иоанновым телом в нощи невозженная киим свеща света Божия являшеся и ангельское пение некиими слышашеся. И егда тело блаженнаго те пастыри узреша, тогда во град борзостне потекоша, а яко тогда день седмичный прилучися, и родителем Иоанновым в церкви Божией божественную литургию слушающим, и уже херувимской песни доспевшим, внезапно жалостную весть пастыри возвестиша. Сице пришедший возвестиша: Никифор Григорьевич, сын твой Иоанн убиен бысть, но обаче обретен есть!" О, адамантския отеческия души и несумненныя веры, и, яже к Богу, надежды! Како не поколебася душею, како ни мало не смятеся сердцем! Аще и внешний зрак виду измени, обаче возвещающим сице рече: Дайте ми божественную литургию дослушать", и потом: Бог объявивый сына моего вам тело, тако и мене его зрения не лишит". И егда совершися божественная литургия, тогда родитель блаженнаго просит причет церковный, еже его сына обретенное тело принести в церковь Божию и, со обычными надгробными псалмопении, погребсти близ святыя церкви молит. Они же таковому его терпению удивишася: како услышав о обретении блаженнаго Иоанна тела не смало-душествова ни мало, ни к молве оной ухо свое всежалостне преклоняше, но паче духовней возносимой Божией жертве внимаше, и всю свою надежду в Божие строение полагаше. И тако священник во священном одеянии, яко же бе в Божественной службе, и по тело блаженнаго Иоанна идяше и, яко же неции глаголют, с честным крестом, яко по страстотерпца, яко по венечника с благовонными кадилы идяше. И егда на оное место и близ мощей блаженнаго прихождаше, тогда яко некиим ароматом небесным облагоухаем бываше и необычному чудодействию удивляшеся. И егда до самых мощей блаженнаго достигша, тогда коликое бысть страха и ужаса полное зрение, коликое жалостное видение, яко сквозь всю главу блаженнаго Иоанна во утеса пронзен острый нож являшеся; а наипаче толикаго страха и ужаса вси исполняхуся, егда никто оный нож из ушес блаженнаго выняти не можаше, аще и великосильнии неции приступаху, но выпяти не можаху, яко 6о прицеплен чим, тако некою божественною силою держашеся. И тако на одр блаженнаго Иоанна тело положиша, и с честным крестом в божественную церковь святолепно принесоша; и тако во святей церкви еще до триех дней не погребен стояше, яко исполнятися от убиения блаженнаго страдальца 12-ти днем приходящим. И толикое время на всезнойном солнечном печении и во мхопарном блате лежаше, а вони мертвых телес причасно не бяше, ниже естественный тела зрак изменяшеся, но яко крин сельный благодатию процветаше и благоухания воню ароматну испущаще. И егда во второнадесятый день со псалмопением надгробным тело блаженнаго погребсти хотяху, тогда умилися оный окаянный убийца, приходит к телу блаженнаго Иоанна, и егда за оный нож точию приняся, тогда некоею Божиею силою во онаго руки, испадши из ушес младенческих, даяшеся, и сим убийцу онаго всяко обличаше, и оный убивый блаженнаго всеми познан бываше. И егда блаженное Иоанново тело святоленно земле предадеся, тогда оный познанный убийца во градское судилище отведсся и в темне месте заключися; и егда оному всеокаянному по закону мучение и томление наложити приговориша и подобающее над ним вскоре учинити готовяшеся дело, тогда сей блаженный венценосник Иоанн Владыку Христа Бога о убийце умоляет и от нелепотныя казни освобождает сице. Во едину от нощей родительнице своей является и молит ю дабы онаго убийцу и всезлобнаго кровопийцу, от градомстительнаго кровопролития у командующих изъяти. И егда оной блаженнаго Иоанна матери явления сего явити не хотящей, но утаити нудящейся, тогда в другую нощь обоим родителем своим является и с прощением глаголет: аще не исходотайствуете, рече, сего убийцу, то мене не точию зде, но и в будущий век зрети лишитеся"; и оным воспрянувшим и друг другу видение единако бывшее поведавшим и удивляющимся о сем, воспомяну мати блаженнаго и прежнее бывшее ей явление. И тако совещався, онаго убийцу исходатайствоваша, ни мало что ему кровопролития сотворися. Но аще той окаянный убийца и утече от градской казни, но не утече от мстительныя руки Божия; ибо по мале времени суд Божий осуди его живаго червми искипети. И тако злый зле душу свою изверже.
По летописцу убиение блаженнаго Иоанна бе в лето 7171-е (1663 г.) месяц иуния в 25-й день, на память святыя преподобномученицы Февронии, а от рождения Иоаннова в шестое исполняющееся лето; а погребение месяца иулия в 6-й день на память преподобнаго отца Сисоя Великаго, у церкви деревянной Рождества святаго Иоанна Предтечи сотворися. А по мале времени тщанием и радением родителя блаженнаго Иоанна над мощами его церковь каменная Божиим смотрением зиждатися начинавшеся, в лето 7197-е (1689 г.). И егда начата рвы копати, тогда обретоша гроб блаженнаго весь цел и крепок, такожде и во оном тело блаженнаго цело и невредимо показовавшеся, и одежда, в которой положен бяше, нерушима и нетленна зряшеся [8].
Тогда дивный и ужасный страх предстоящих объемлеше, и всежелательное блаженнаго мощем святолепное почтение соделовавшеся; ибо священник с честным крестом тело блаженнаго Иоанна в деревянную церковь приносит и поставляет противну праваго клироса; и тако всем входящим блаженный зрим бывает. Тогда воспомяну родитель блаженнаго, еже в явлении к нему об убийце рече: аще онаго убийцу не исходатайствуете, то мене не точию в сем веце, но и в будущем зрети лишитеся". Тогда родителя кая ни объят неизглаголанная радость, кая сладость не обвесели родительскую старость, кая похвала ни излияся о таковом блаженном чаде, - изрещи несть возможно; яко за малую скорбь святолепную радость, за малую печаль вечное блаженство наследова. А наипаче к похвале блаженнаго более служило сие: родитель блаженнаго тогда поведа, яко пред малым летом прежде сего блаженнаго, его же единоутробный брат в том же месте погребен, и того ниже гробницы, ниже состава тела или одежды обретеся ту, но все пепел все тля оказася. По сем блаженнаго родитель, яко же неции глаголют, не дождався совершения церкви, от вещественных к невещественным преселися; узрев превожделеннаго своего чада мощи нетленны, потом и сам вскоре в небесная селения взятся.
Не утаися же сие и архиерея Ростовской митрополии святителя Ионы, иже благословляет Воскресенскаго монастыря, близ той же церкви бывшаго, игумена и с ним от иноческаго чина монахов и от священни-ческаго иереов, во еже освидетельствовати блаженнаго Иоанна мощи. Оным же свидетельствовашим и всяко святолепны быти познавша яко же рехом: тело блаженнаго двадесять шесть лет землею покровено бяше, но тлению и вони смрада мертвых причастно не бяше, но яко днесь положено всеми зряшеся, и токмо малая часть взята бысть десныя руки малаго перста, свойственно бо есть земле свое взяти. Такожде и одежда его вся цела и нетленна, яко днесь положена зряшеся; и срачица его на нем яко виссон очервлена его страстотерпческою кровию, в ней же убиен и погребен бысть. И тако тело блаженнаго по обретении своем вящши лета непокровенно землею в древянной Прсдтечевской церкви стояше и толикими теплоразливательными воздухи в летнее время согревашеся и растаемо не явися, но яко алавастр пресветлый, яко синклит прекрепкий, и яко ярина пробела; тако благодатию цветяше, тако воню благоухаше, яко от священных аромат. И многим различными недуги одержимым приходящим с верою исцеление неоскудное источаше. А в чудесах у попа Ивана написано: тогда прииде некий болярин слеп очи-ма и, припадая Иоаннову телу, моляше и прошаше очима своима света, и одеждою его очи свои тряше, - и зрак дневный нача по мале озирати; и ради совершеннаго своего здравия испроси у священника в дом свой урезати края одежды Иоанновой. И таковое удивления и радости исполненное от мощей блаженнаго Иоанна чудодействие доложено бяше святейшему Ростовской епархии митрополиту. Но онем тогда архиереем о умирении народа пекущимся не до новоявленных мощей бяше; понеже тогда народ во всероссийстей державе на архиереев по неразумеиию своему воставаше и ропташе за новоисправленныя великороссийским патриархом Никоном книги, и бунты за сие подвизаху, и мнози за тое смертию нелепотне казняхуся. И отрече тогда о блаженном достоверное свидетельство святитель Ростовский. Егда же совершися оная церковь прекрасная святаго Иоанна Предтечи в 7199 (1681) лет, тогда под спуд заложити приказа. В оной же церкви, в пределе теплом, в трапезной стене, тело блаженнаго Иоанна, в оном же и гробе, в пещере заложено, в коей и до сего дни пребывает, над коим гробом поверх наложена плита белаго камени. Но и тако блаженнаго не утаишася неповинные страстотерческие подвиги, не утаишася венечника многоподъятыя болезни. Ибо многим Христианом от отцев и дедов о блаженном Иоанне повесть приемлющим и преписующим, и божественным усердием ко блаженному распаляющимся, и во ону церковь святаго Иоанна Предтечи приходящим, и блаженному Иоанну яко Христову страстотерпцу поминовение (и о нем) моление приносящим, сие есть панихиду поющим, - мнози болящие с верою приходящие здравие получаху; о них же рещи аще и неисчетнии суть, обаче о неких повем, понеже сие писанию в сих лютых последних временах не предается. Аминь.
В сказании об убиении младенца Иоанна записаны три чуда: исцеление изсохшей руки городскаго жителя Сергея Кокорева; исцеление глаз некоторой женщины; наконец явление убиеннаго во время поджога близ церкви, когда он тушил пламень.
Святой благоверный царевич Димитрий Угличский
Родился 19 октября 1582 г. и был сыном царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, когда фактически правителем Русского государства был его шурин — властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален со Двора в г. Углич. Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимой незаконной рожденности. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость Государя отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление.
В субботний день 15 мая 1591 г., кода отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича.
Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.
В наградной системе Русской Православной Церкви особое место занимает орден святого благоверного царевича Димитрия, Московского и Угличского чудотворца. Согласно статуту ордена им награждаются лица, внесшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников.
МОЛИТВЫ И ТРОПАРИ СВЯТОМУ БЛАГОВЕРНОМУ ЦАРЕВИЧУ ДИМИТРИЮ, УГЛИЧСКОМУ
МОЛИТВА 1-Я
О святый мучениче, благоверный царевичу и княже Димитрие!
Яко агнец незлобив от раба заколенный, венцем царским от Господа венчался еси, и сын царев быв, мученик непобедим явился еси, и вместо земных и тленных на Небеси нетленное восприял еси.
И ныне предстоя в радости Святей Троице, посещай творящия верно твою светоносную память, соблюдай отечествие твое и град твой невредим, тому бо еси утверждение, утверди православных жительство в мире глубоце, междоусобную брань укроти, и вся полезная даруй всегда людем твоим молитвами твоими, да верою и любовию вопием ти: радуйся, святе Димитрие, верных людей теплый заступниче и прибежище и земли Российския украшение. Аминь.
МОЛИТВА 2-Я
О, преславный и дивный в чудесех, красото мучеников, страстотерпче царевичу княже Димитрие, скоро предстани Небесному Царю и мученическия твои руце о нас грешных, молебне к Нему простри, яко имеяй дерзновение велико; сохрани же твоими молитвами град сей, и вся грады и веси православные, и Святейшего Патриарха (имя рек) и преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы и весь священный чин церковный, и всю братию нашу, и вся православныя христианы; всех нас приими во твое заступление, и от всех бед и зол избавляя, и от нашествия видимых и невидимых борющих нас врагов свобождая, и тех всяк навет и злохитрство погубляя и отгоняя; таже прегрешений наших прощение испроси, и во век будущий Небеснаго Царствия нас сподоби, и спасенных Богу представи, благодатию и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже честь и поклонение подобает, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
МОЛИТВА 3-Я
О великий и милостивый страстотерпче, царевичу княже Димитрие! Услыши нас, грешных, моление со усердием тебе приносящих, и помози нам в жизни сей, от грехов, бед и скорбей избавляя, и в будущем веце буди помощник и заступник, от мучений адовых свобождая и сподобляя купно с тобою покланятися и воспевати Всесвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
ТРОПАРЬ, ГЛАС 4
Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею, Богомудре мучениче, за скиптр Крест в руку приим, явился еси победоносец и жертву непорочну Владыце принесл еси себе: яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси. И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице, молися о державе сродников твоих богоугодней быти и сыновом Российским спастися.
ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 2
Яко благочестиваго корене Боголюбивый произыде плод, яко агня незлобиво, неповинно во младенстве заклан бысть от властолюбца вкупе и злаго раба. Тем, яко златыми крылы, душевною чистотою и младенческим незлобием к Небесней высоте возлетел еси, страстотерпче Димитрие. И ныне кровь твоя от земли тайно вопиет к Богу, яко Авеля праведнаго. Сего ради покланяемся верою ти, славящс прославльшаго тя Бога, Егоже моли стране нашей богоугодней быти и сыновом русским спастися.
ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 1
Всеоружеством Духа благодати вооружен был в необорим столп и утверждение отечеству своему показался, яко агнец незлобивый, от врага неправедно заклан был и в жертву непорочну Господеви принесеся. И ныне дар благодати от всех Подвигоположника прием, источаеши всем исцеление, достохвальне благоверный царевиче княже Димитрие. Слава Восприимшему тя от земных в Небесная, слава Венчавшему тя венцем неувядаемым, слава Действующему тобою всем исцеление.
КОНДАК, ГЛАС 8
Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие, яко бо доброрасленный грезн, прозябл еси и Христу красен плод принесл еси себе; темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно, страдальчески обагренное кровию. Благородне святе Димитрие, соблюдай отечество твое и град твой невредим, тому бо еси утверждение.
ГРИГОРИЙ Угличский
ГРИГОРИЙ Угличский (ум. 1609) - преподобномученик, погибший при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) (собор Ростово-Ярославских святых).