Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Россия и экс-СССР » Углич? Извольте...


Углич? Извольте...

Сообщений 31 страница 40 из 289

31

AlinaT написал(а):

представляю, какие там цены будут , да и пафосно, наверное, слишком...

Да уж, наверное дороговато. Но лично я все-таки отдал-бы предпочтение гостиниццам "ДУК" и "Чайка" севрвис великолепный и цены умеренные. Санаторий "Углич" тоже неплохлой вариант, там тоже можно останавливаться "посуточно". на высоком. живопином берегу Волги, совсем рядом с Угличем...

0

32

Воскресенский мужской монастырь в Угличе

http://content.foto.mail.ru/bk/voenkniga/1498/i-1596.jpg http://content.foto.mail.ru/bk/voenkniga/1498/i-1597.jpg

Воскресенский мужской монастырь в Угличе - находится в г. Угличе, к западу от Кремля (в районе совр. ул. Опарина (быв. Воскресенская) и ул. Спасской). Точная дата и обстоятельства основания неизвестны. Однако легендарные сведения относят время его возникновения к XIII в., возможно, к периоду княжения Романа Угличского. Первоначально располагался на берегу Волги, вблизи устья Троицкого ручья. Впервые упоминается во второй половине XV в.: архимандрит Нафанаил был современником угличского князя Андрея Большого, присутствовал на освящении Покровского собора в одноименном угличском монастыре в 1482 г. (Архимандрия сохранялась в монастыре до момента его закрытия в 1764 г.) По грамоте удельного князя Димитрия Жилки 1509 г. получил сельцо Синцово с деревнями, сельцо Олифннково.
    В 1609 г. поляки с боем взяли монастырь. Погибли архимандрит Лаврентий, около 60 монахов и около 500 граждан, защищавших обитель. В "Угличском летописце" имеется указание, что до разорения "монастырь Воскресенский строения был весь деревянного, и в нем церкви Воскресения Христова и Смоленския пресвятыя Богородицы, и собор Гавриила архангела и Марии египетской, и печерской Богородицы, со пределом апостола Иакова, брата Божия по плоти, и строение, кельи иноческие и житницы хлебные, деревянныя ж". Впоследствии, обитель была возобновлен на прежнем месте, которое, однако, не устраивало ее насельников, поскольку в весеннее время заливалось водой. При монастыре имелась промыслово-ремесленная слобода, в которой проживало 15 мастеров различных специальностей. В Тетериной слободке, находящейся на р.Корежечне, проживали "детеныши монастырские".
    С 1649 г. Воскресенскому монастырю стали отдавать деньги за содержание перевоза через Волгу. В 1654 г. вместо отобранных городских вотчин по торговым промыслам приписан Архангельский монастырь.
    По свидетельству источников в 1670-х гг. на территории монастыря имелись только деревянные постройки: соборный Воскресенский храм, церковь Смоленской Богоматери Одигитрии с трапезной, надвратный храм Марии Египетской, шатровая колокольня, жилые и хозяйственные помещения, ограда.
    В 1674-1677 гг. по указу ростовского митрополита Ионы Сысоевича, бывшего пострижеником обители, на новом месте, называемом "Лужицы", сооружен каменный ансамбль Воскресенского монастыря, представляющий собой замечательный образец ростовского зодчества второй половины XVII в. Он состоит из трех зданий, поставленных на высоких подклетах в одну линию и соединенных галереей. Крайним с северной стороны ансамбля является большой Воскресенский собор с двумя приделами (северный освящен в честь Архангела Михаила, южный - в честь Иакова). За ним следует трехпролетная звонница, в которой также имелся престол Марии Египетской. Завершается комплекс трапезной палатой и церковью Смоленской Богоматери. Над трапезной расположена часовая башня, где прежде находились часы. Стены памятников украшены поливными изразцами. Возможно, что работами по возведению монастыря руководил "подмастерье каменных дел" И.Сакуяин, а росписи выполняли костромские иконописцы во главе с О. Иониным (сохранилось лишь несколько небольших фрагментов).
    Несомненно, что Воскресенский монастырь является одним из выдающихся творений русского ансамблевого зодчества XVII века и не только для Углича, но и для России. В нем прорабатывались идеи, которые затем с еще большим размахом воплотились в комплексе метрополии в Ростове Великом. Сложная композиция памятника обусловливает при его обзоре большое число архитектурных картин, а значительные размеры делают его композиционным узлом юго-западной части старого города. Выверенность архитектурных форм, соотнесенность объемов различных сооружений, лаконичность и благородная простота декора, в насыщенности, характере и такте размещения которого учтено назначение каждой из частей ансамбля, говорит о незаурядном мастерстве строителей XVII века, что неоднократно отмечалось исследователями.
    В Воскресенском монастыре хранились замечательные произведения древнерусского и декоративно-прикладного искусства. Храмовая икона "Воскресение со страстями", написанная царскими изографами в первой трети XVII в., крест серебряный позолоченный, потир и звездица 1678 г., вложенные в монастырь Ростовским Митрополитом Ионою, Евангелие печати .1644 г., подаренное в обитель Н.Е.Протопоповым. Небольшая монастырская библиотека хранилась в Смоленском храме. При обители имелось древнее кладбище, на котором были похоронены многие знатные угличане. Например, предки К.И Шестовой, матери царя Михаила Романова.
    В 1736 г. к монастырю приписана Ламская Успенская мужская пустынь. По данным ревизии 1744 г. в вотчинах Воскресенского монастыря имелось 935 душ мужского пола. В 1764 г. монастырь упразднен, преобразован в приходскую церковь, настоятелем которой назначается иеромонах Филофей. Находившиеся в нем иконы, утварь, предметы церковного быта были переданы в угличский Алексеевский монастырь, а потом частично возвращены назад для оборудования приходского храма. При устройстве прихода был упразднен престол Марии Египетской. Изменились названия приделов Воскресенского собора: северный (Архангельский) стал именоваться в честь Владимирской Богоматери, южный (Яковлевский) - Знаменским. В 1777-1778 гг. выездная комиссия духовной консистории произвела проверку каменных зданий упраздненного монастыря и вынесла решение о необходимости безотлагательных ремонтных работ. Большинство деревянных сооружений обители к этому времени также находилось в аварийном состоянии. С 80-х гг. XVIII в. в подклетном помещении трапезной располагалось уездное духовное училище.
    В начале XIX в. в Воскресенском монастыре начались восстановительные работы: ремонт крыши, укрепление стен и сводов соборного храма, возобновление ограды. К 1811 г. были полностью восстановлены кирпичные ворота. С 1814 г. начинаются работы по восстановлению живописного убранства во Владимирском и Знаменском приделах собора. В 1851 г. художником А.И.Ненастьевым был расписан купол Воскресенского собора, а в 1862-65 гг. живописец Д.Г.Буренин заново расписал стены этого храма. Фрагменты росписей сохранились до настоящего времени.
    Несмотря на интенсивные восстановительные работы в начале XX в. ансамбль Воскресенского монастыря оказался в аварийном состоянии. Слабый грунт не выдерживал тяжести огромных зданий, которые начинали разрушаться. В 1918 г. монастырь был передан Угличскому музею древностей, в нем временно разместилась часть экспонатов из коллекции древнерусского искусства. В 1920-х гг. подклет-ные помещения использовались для устройства складов. В середине 1930-х гг. ансамбль Воскресенского монастыря попал в зону строительства Угличской ГЭС и использовался для нужд "Волгостроя" НКВД. В 1950-1970-х гг. была проведена комплексная реставрация архитектурного ансамбля монастыря, включавшая среди прочих мероприятий химическое укрепление грунта. Уникальный памятник был спасен от гибели. В конце 1980-х гг. началась музеефикация монастыря, которая была свернута по причине отсутствия средств.

День сегодняшний.

    Весной 1999г. попечением и участием ныне покойного Архиепископа Ярославского и Ростовского Михея, комплекс зданий Воскресенского монастыря был передан Русской Православной Церкви и в нем возобновлена мужская обитель. Первым наместником стал игумен (ныне архимандрит) Виктор (Захаров). 6 июня 2000г. состоялась первая Божественная Литургия, а 18 сентября того же года Преосвещеннейшим Иосифом, епископом Угличским (ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский), был освящен храм Смоленской иконы Божией Матери.
    С декабря 2000г. наместником монастыря является иеромонах Димитрий (Гордатюк).
    В настоящее время, с помощью Божией и при неустанном попечении Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, в обители возрождается монашеская жизнь. Совершаются ежедневные Богослужения, восстанавливаются храмы, ведется строительство монастырской ограды.

Сайт Воскресенского мужского монастыря в Угличе

Отредактировано Кванджонга Патасса-Пуи (2008-05-27 21:23:55)

0

33

http://www.uglich.ru/uploaded/galleries/fes07_ges/kurdaeva_8.jpg
(С) Анастасия Курдаева "Угличский шлюз"

http://www.uglich.ru/uploaded/galleries/fes07_tour/platohin_11.jpg
(С) Сергей Плахотин "Палаты Угличских удельных Князей"

источник

0

34

МУЗЕЙ-ГАЛЛЕРЕЯ КУКОЛ

http://content.foto.mail.ru/bk/voenkniga/1498/i-1607.jpg
(С)В.Сисин "Я обиделась!" (С) Музей кукол в г. Углич. Авторская кукла.

Большая  часть  коллекции  изготовлена  в  технике  «Папье-маше».  Это  куклы  в  народных  костюмах,  пастушки, куклы  в  костюмах  Арлекина, девочки  в  вязаных  костюмах,  нарядные  барышни  и  кавалеры  с  озорными, радостными,  сердитыми, задумчивыми  выражениями  лиц.

         Интересны большие (метровые) куклы,выполненные в этой же технике.

         Работа  над  каждой  куклой  занимает  примерно  от  2-х  недель  до  нескольких  месяцев  и  поэтому  требует  от  мастера  большой  усидчивости  и  изобретательности.

         Тем, кто не занимался процессом изготовления кукол, следует знать, что для этого используются самые доступные материалы: ткань, клей, пряжа, соленое тесто и др. У каждой куклы свой неповторимый наряд.

Сайт музея.
Это интересно

г. Углич, ул. О. Бергольц, д. 1/2
(48532) 2-30-75

Отредактировано Кванджонга Патасса-Пуи (2008-05-31 21:43:15)

0

35

УГЛИЧСКИЕ СВЯТЫЕ

http://www.adm.yar.ru/gif/uglich/uglich61.gif
Икона УГЛИЧСКИЕ СВЯТЫЕ

углицкие святые Кассиан и Паисий

Прп. Кассиян, в мире Константин, был из иностранного княжеского рода и прибыл в Москву вместе с Софиею, невестою в. кн. Иоанна, дочерью морейского владельца. Долго ли пробыл он при дворе великой княгини, неизвестно. Жизнеописатель говорит только, что жизнь придворная не была по душе его и что он любил жизнь тихую и строго наблюдал за своею совестью. По нераннему ркп. житию пр. Паисия угличского блаж. Константин, до поступления своего к ростовскому архиепископу живал у пр. Паисия угличского. В 1481 г. избрал он себе скромное место боярина при ростовском архиепископе Иоасафе, бывшем князе Исааке Михайловиче Оболенском, хотя и предлагали ему место при дворе самого великого князя. Так он уже не искал более на земле счастья, после того, как родина его стала страдать от нечестивых турок. - Выбор его был вполне рассудительный! Вот что писал умный современник его: «зимою (1482 г.) возвратилась из бегства великая княгиня София; она бегала от татар на Белоозеро, а не гонял ее никто. Тем местам, где ходили, досталось хуже, чем от татар, от боярских холопов и от кровопийцев христианских. Воздай им, Господи по их делам! - Там проживали жены их; а они любили жен более, чем святую веру; они готовы были предать святые церкви, в которых просветились святым крещением. - Милостивый Бог не презрел слез христианских. - Храбрые воины русские! старайтесь охранять отчизну свою, Русскую землю, от нечестивых, - чтобы очи ваши не узрели разграбления святых церквей и ваших домов, убиения детей и позора жен и дочерей, как это потерпели от турок болгары, греки, трапезонцы, морейцы, албанцы, хорваты, босняки, манкупцы и жители Кафы. Они скитаются по чужим сторонам бедственно, достойно укоряемые за малодушие. Иные убегали с большим имуществом, с женами и детьми, но вместе с золотом потеряли земное счастье. Бог - свидетель, своими глазами видел я государей, убегших от турок с имением, скитающихся странниками и просящих смерти как милости». Это описание дает нам видеть, с какими расположениями души был в России бедный и благородный чужестранец Константин: за прошлое он не мог упрекать себя, потому что был еще молод, когда прибыл в Россию, и едва ли не дитятею был, когда турки захватили христианский юго-восток. Но он чувствовал и над собою гнев Божий и считал грехом искать веселой жизни; он хотел трудиться и молиться. В 1489 г. блаж. Иоасаф, отягченный несправедливым гневом великого князя, отказался от кафедры и удалился в Ферапонтов монастырь, на место иноческих подвигов своих. Сюда вместе с ним перешел и кн. Константин. Здесь в молитве и чтении книг находил он покой душе. «Кассиян, бывый князь, добродетельный зело, пострижен преп. отцем Мартинианом», говорит древнее известие. Это было не при жизни пр. Мартиниана (+ 1483 г.) и не по воле кн. Константина. - Последнему не хотелось принять на себя иночества, хотя и уговаривали его блаж. Иоасаф и другие; явившийся ему в сонном видении Мартиниан грозил подвергнуть его строгому наказанию за сопротивление доброму совету. «Видел я во сне, рассказывал он Иоасафу и старцу Филарету, благолепную церковь с иноками; посреди ее как бы кафедра и на ней пр. игумен Мартиниан, с жезлом в руке. «Постригись», говорит мне игумен. - Не постригусь, отвечал я. «Если не послушаешься, продолжал он, буду бить тебя жезлом», и хотел ударить меня. От страха я проснулся и кричал: Филарет, Филарет. Константин тогда же, по его просьбе, пострижен был с именем Кассияна.

В обители Ферапонтовой жил он недолго. С несколькими братьями он удалился с Белоозера в удел доброго угличского князя Андрея, с которым был дружен еще в мире. В 15 верстах от Углича, на берегу Волги и р. Учмы водрузил он крест, поставил кельи и по благословению ростовского архиепископа построил храм в честь Успения Богоматери. - Но храм поврежден был разливом Волги. Добрый князь Андрей доставил ему средства построить храм и кельи на новом месте и назначил еще пособия на содержание обители. Все это было не позже 1491 г., так как в сентябре этого года князь Андрей заключен был великим князем в темницу, из которой уже не выходил до близкого гроба.. В Угличе духовным другом и собеседником Кассиана был преп. Паисий. - Блаж. игумен покровский пред кончиною своею поручил надзирать за его обителью «преп. Кассияну, начальнику пустыни на Учме». Столько Паисий уважал Кассиана! Блаженный основатель Учемской обители «поживе в своей обители лета довольна», представляя в себе образец иноческих добродетелей. Предузнав свое отшествие ко Господу, он преподал наставление братии и, приобщившись св. Тайн, преставился 2 октября 1504 г. Углицкая летопись, говоря о событиях 1609 - 1611 г. пишет: «жалкие ляхи, ворвавшись в обитель чудотворца Кассияна, встретили здесь немногих граждан; одни из них бросились к соборной церкви, с намерением выломать двери, но по ходатайству преп. Кассияна поражены были слепотою и в ужасе, не зная, куда идти, едва от ведены были своими и все ушли назад. В первом из 25 описанных чудес, за год до нашествия ляхов видели пр. Кассияна в белых ризах и с возженными в руках свечами, обходящим монастырь свой. Седьмое чудо: игум. Герман долго страдал ногами и исцелился тем, что присыпал к ранам землю с гроба преподобного. Священнику живописцу, желавшему написать образ преподобного как можно точнее (9 чудо), преподобный сказал: «пиши мою браду долее, чем у кн. Романа, но седины должны быть чуть видны». Священник написал, но чувствовал, что не точно. Преподобный явился ему в монашеском облачении, с брадою до персей, которая была не черна и не раздваивалась на двое, а как бы обложена серебром. В конце 17 в. называли пр. Кассияна великим между чудотворцами. Ныне мощи его почивают под спудом, в храме обители его, закрытой с 1764 г.

Святой благоверный князь Роман, Угличский чу­дотворец

http://www.konstantinovo.com/books/Biblio/hystory/Images/33.gif

Святой благоверный князь Роман, Угличский чу­дотворец, родился 1 октября 1235 года. Он был младшим сыном угличского князя Владимира и княгини Фотинии и племянников святого князя Василька Ростовского (+ 1238; память 4/17 марта). С детства святой князь Роман отличался любовью к молитве, послушанием родителям и прилежанием к чтению Священных книг. Он был утешением сво­ему отцу, матери, брату и всему семейству. Святому Роману было всего два года, когда Батый со своими полчищами двинулся на Русь. Узнав о при­ближе­нии татар к Угличу, отец святого Романа увез его вместе со старшим братом Андреем в Новгород. Целые три года скитались они в Новгородской области, и когда татары уже совсем оставили Россию, возвратились в Углич.
В 1248 году явились в Углич татарские чиновники; князь Владимир отправился во Владимир и здесь умер в 1249 году. Чиновники хана нашли, что Угличское княжество покорно ха­ну и исправно платит дань. Потому старший сын князя Владимира Андрей стал управлять княжест­вом Угличским.

В 1261 году, по смерти старшего брата, святой Роман 26-ти лет принял на себя управление княжеством. С отеческой любовью заботился он о своих под­данных и старался не столько об умножении княжеской казны, сколько о благополучии вверенного ему Богом княжества: строил и содержал больницы, странноприимные дома и богадельни. Многие люди из соседних княжеств, прослышав о милосердии, щедрости и благонравии святого князя Романа, пе­ре­ходили в его Угличский удел. Святой князь Роман Владимирович также мно­го потрудился для украшения столи­цы своего княжества — города Углича. Он перестроил княжеский дворец, построил ряд общественных зданий. Забо­тился святой князь Роман и о монастырях и храмах Божиих. В течение 24 лет своего правления он построил и украсил богатыми вкладами более 15 храмов.

Святой князь Роман Владимирович часто беседовал с опытными мужами того времени. Особенно он любил посещать келлии монахов, ведущих благо­честивую, подвижническую жизнь. В 1280 году скончалась жена святого бла­говер­ного князя Романа княгиня Александра. С того времени он всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы, благотворительности и благочестия. Каж­дый день святой Роман присутствовал на богослужении, много времени уделял чтению духовных книг.

Святой князь прославился также построением в своем княжестве нового прекрас­ного города, который был назван в честь основателя Романовым (ныне г. Тутаев). Летописи сохранили подробности его постройки. Святой князь выбрал для него место на высоком берегу Волги. Там была заложена церковь в честь Воз­движения Честного Креста Господня. Святой князь сам указывал, где и что должно быть в городе построено.

Во время правления святого князя Романа Угличское княжество разрослось и укрепилось. Предвидя кончину, он созвал бояр и духовенство к своему ложу и завещал им жить в мире, любви и согласии, как родным братьям. После его смерти Угличское княжество перешло в удел ростовских князей, так как святой князь Роман умер бездетным.

Преставился к Богу святой князь Роман 3 февраля 1285 года. Тело его было погре­бено в церкви Преображения в Угличе. Мощи святого Романа в 1486 году были обретены нетленными и перенесены в новую соборную церковь Преобра­жения. По распоряжению патриарха Иова мощи были освидетельство­ваны Казанским митрополитом святителем Ермогеном (будущим патриархом) в 1595 году, после чего последовало прославление святого. В 1605 году святые мощи князя Романа были сожжены поляками вместе с храмом, но частицы их сохранились.

О святом князе Романе в 1605 году было написано житие Семеном Олферь­евым и иноком Сергием, но оно погибло во время разорения Углича в 1609 г.

Первая служба святому князю Роману происходит из Угличского Спасо-Пре­об­раженского собора. Ко второй службе XVII века сделана приписка: «Лета 6793 (1285). Преставление святого благоверного князя Романа Угличскаго, нового чудотворца. А обретение честных мощей на основании храма во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Боголепного Преображения. А память свя­того благоверного князя Романа октября в 1-й день, на память святого Ро­мана Певца кондакореви. А проявление преславных чудес его лета 7113 (1605), февраля в 3-й день, на память святого праведного Симеона Богоприимца и Ан­ны Пророчицы. Повесть, стихиры же и каноны сотворены по благословению великого святейшего кир Иова, патри­арха Московского и всея России, труды и тщанием Симеона Олферьева, да инока Сергия честныя обители Пресвятыя Троицы Даниилова монастыря Переяславля Залесскаго».

Святой мученик Иоанн младенец, Углечский
Однажды мальчик пошел к учителю и пропал. Его завлек в свой дом доверенный слуга отца, имевший на него “злобственное, в сердце скрытое ухищрение”. Шестнадцать дней томился мальчик, запрятанный в ларе; мучитель истязал его, вырывая каждую ночь по зубку, принуждал Иоанна отречься от родителей. Наконец, измученный сам, слуга убил отрока. Пастухи нашли мученика Иоанна в болоте, обнажившемся, чтобы открыть нетленное тело. Ныне его мощи почивают в Корсунской церкви г. Углича.
25 июня (8 июля по нов. ст.) - день памяти Иоанна Угличского, умученного.

ЖИТИЕ И СТРАДАНИЯ ЗА ХРИСТА, ГОСПОДА И БОГА НАШЕГО МУЧЕНИКА МЛАДЕНЦА СВЯТАГО ИОАННА УГЛИЧСКАГО

Месяца июня в 25 день, убиение блаженного младенца, Иоанна Никифоровича Чеполосова, Угличского нового страстотерпца.

Вещи и дела, аще неписаннии бывают, тмою покрываются и гробу безпамятства предаются, написаннии же яко одушевлении бывают и правозорно показуют.

Бысть в Богоспасаемом граде Угличе посадской человек некий, благоверен и благочестив, славен же и богат, именем Никифор Григорьевич, прозванием Чеполосов; такожде и супругу себе име благоверну же и благочестиву, именем Анну. И родился им сын (о нем же нам в повести сказати слово предлежит) именем Иоанн. И по обычаю христианскому божественным крещением бе просвещен; и растите телом зело прекрасен, наипаче же духом страха Божия процвсташе и укрепляшеся. И по сем некоему христианину в научение грамоте вдан бысть, и хождаше учитися, провождаем же бе некими отроцы до училища, а наипаче злобным человеком, ближним родителю и любимым ради правления некиих заводных рукодельств, хождаше. И во един от дней, прилучися блаженному Иоанну единому пойти до училища; а наипаче сие сотворится по некоему злобственному на родителя Иоаннова в сердце скрытому ухищрению. Убийце тому Иоаннову тогда не бывшему в своем рукодельствии, и прехитростне сего блаженнаго Иоанна единаго шествующа наблюдаше окаянный; и егда Иоанн идяше, и очесь матерних невидим бываше, но к намеренному учению грамоты быстро течаше тогда сей всезлобный, нарицаемой Иерусалимской веси, от града Углича яко за два поприща отстоящей, житель, глашаемый Рудак (сии есть толкуется разбойник или лукав) [2] на встречу Иоанну, яко волк во образе незлобиваго агнца, течаше, и благолепнаго Иоанна объемляше и лобызаше, и словеса льщения к юному младенцу изливаше, гуляти его зваше. А понеже тогда бысть день седмияный, погребения настояше умершим, и крестный ход от града на убогий дом [3] бываше, оный блаженный лису веру емлет и, яко юный младодетищ, училищное грамоты дело забывает, а наипаче, яко верному их рабу, совету преклоняется и гуляти со оным тещи обращается; оный же злобный, яко волк, убийца ухвати блаженного с скрежещуми зубами. Тако сей окаянный смертоубийственными руками нести взимаше, а сердцем убийственному поучашеся. И егда веси своей и жилища достизаше, тогда в свой дом пождати совещаше, понеже еще до обеден сие ухищрение над Иоанном бяше. И егда крестное прихождение приспеваше, сей всезлобный обещание свое ко блаженному извращаше, и яко птенца голубина взимаше, и в коник некий [4] со острым тернием всаждаше, и яко от некоего злодея дверь заключити низпущаше, и блаженному вопити прещаше. Тогда каковая болезнь, каковое нечаянное рыдание приспеваше, и изрещи несть возможно; но обачс нечто мало от тех поведати зде предлежит. Родителем по христианскому закону, а наипаче по усердному их благоверию и тщанию, крестному хождению примесившимся и грядущим, и блаженнаго своего чада Иоанна некиим отроком взяти из училища дошедшим и учителя вопрошающим, оному же рекшу, яко сегодни Иоанн в училище не бывал, и сим же отроком мневшим, яко Иоанн по детству своему прошел на тот гулящий день с некиими детьми прежде училища в убогий дом, и тамо уже гуляет, и родителем о сем сказати нерадящим, оным же яко оттоле в полудни возвращающимся и о блаженнем отроков потязующим: чесо ради к ним Иоанна не приведоша; оным же сказавшим, яко во училищи его не обретшим де нам, яко прежде училища с некиими детьми тамо играти ушел, родителем же на убогий дом тех отроков искати Иоанна пославшим, оным же шедшим и не точию Иоанна сыскавшим, но ниже слух о нем яковый тамо бе, и таковую печальную весть родителем донесшим о нем, тогда яковыя терзания родительские внезапно (можно) было видети, яковыя сердечные воззрети болезни. Родитель онаго едва мало себе ножем не закла, и яко по утопшем ревети глашает, и яко по скраденом ногты лице драти приготовляет. Тоже и матерь блаженнаго яковыя горкорыдательныя изливаше слезы, каковые преестественные испущаше вздохи, и яко мертваго слезами омываше, яко утопшаго искати повелеваше в Волжноречных быстринах; и, егда во глубине Волжней необретаема видяше, тогда наипаче матернею утробою терзашеся, и ногты лице свое драше, и так рыдаше, что и простовласа ходити не можаше, и водима некиими, власы распустивши, изумляше. Такожде и родитель блаженнаго едва в двадесяточетырехчасное время в слезах мало отдохнути можаше; некиим же советующим оному по дорогам и по лесам блаженнаго поискати, с ними же и убийца оный мучитель вся дни искаше, и нигде же обретаем блаженный и вещаем бываше. А убийца он, всепроклятый кровопивец, дни искаше, и в нощи в дом отхождаше, и блаженнаго из коника вынимаше, и по ланитома млада детища скверною человекоубийственною своею рукою бияше и вопрошаше о родителях блаженнаго: не имеешь ли печали по отце и матери и будеши ли мене отцем звати?". Что же оному мужественному во младенчестем возрасте, не яко младенцу, но яко совершенному отроку, или, паче рещи, мужу доблю и христианский закон не словом точию единем, но и самем делом исполнити возжелавшу, наипаче благодатию всесвятаго и животворя-щаго Духа учим и укреплен, врага и убийцу своего посрамляше и ему тако отвещавше: по родителях моих печаль мою имею и тебе отцем моим нарещи никогда не смею". И тако оный окаянный Иерусалимской веси житель чрез шестнадцать дней и нощей блаженнаго Иоанна во дни в конике на остром некоем тернии запираше, а в нощех вынимаше и конскою плетью от суровства и паче зверства блаженнаго бияше; но неции глаголют, яко и но зубку на каждую нощь у блаженнаго изрываше и едино сие вопрошаше: отрекися отца и матери, и мене нарцы отцем твоим, отпущу тя". Гортань и язык от нестерпимых язв пресыхаше, и от глада изнемогаше; аще бо и пометаемы ему (были) крохи хлебныя напитатися от вышеявленых, но он, видя себе конечныя болезни и готовящуюся смерти чашу, мало от тех вземля ядяше. И тако глаголати не можаше, младенческую на извещение отечества своего руку горе возвождаше и знамение честнаго креста на лице своем полагаше, а сего окаяннаго ему отца нарицающагося низлагаше [5]. Что же в конец мучения сего блаженнаго Иоанна младенца сей всесуровый и дикий вепрь сотворяет? Не убоялся всех Создателя Бога, не содрогнулся сего младенческаго блаженнаго состава, егда не возмог прелукавыми ласкании, пресуровей-шими биенми отеческаго прилеплсния Иоанна отвратити, тогда сие сотвори всепреадский житель: ухватив великосооруженный острый нож, и безгрешному блаженному младенцу по толиком терзании двадесятию четырьми раны убиение нанесе, двадесять ж пятою сквозь честную блаженнаго страдальца главу во ушеса пронзе [6]. И таковою горчайшею смертною чашею, и таковою нестерпимою болезнию блаженный Иоанн разрешается телесных соузов и в небесная селения венечник восходит, и яко по лестнице, тако по невинном своем страстотерпческом подвизе, ангельскими руками святая его душа в руце Богу скоро востече. Что же той всеокаянный на всечестном блаженнаго Иоанна теле каковое немилосердное сочиняет погребение, каковое святолепное желает творити поминовение? Сего всего лишает окаянный, да не некая погребенная в пепле огненная искра возвеется ветром и, возгоревшися, того самаго всезлобнаго убийцу с его домом сожжет. Вывозит блаженнаго тело нощным временем и, мало подалее убогаго дома, во мховязкое блато втоптати покушается [7].

И егда всего своего всезлобнаго детельства окончание мняшеся окаянному достигнути, тогда внезапно вскрывается Божиим мановением над телом блаженнаго Иоанна наметанное мховязкое покрывание и, яко на некоем блатнем песце, тело блаженнаго цело и невредимо, чрез осмь дней лежаще пастырьми скот стрегущими обретаемо бывает, и яко же неции глаголют, во все семь дней, над блаженным Иоанновым телом в нощи невозженная киим свеща света Божия являшеся и ангельское пение некиими слышашеся. И егда тело блаженнаго те пастыри узреша, тогда во град борзостне потекоша, а яко тогда день седмичный прилучися, и родителем Иоанновым в церкви Божией божественную литургию слушающим, и уже херувимской песни доспевшим, внезапно жалостную весть пастыри возвестиша. Сице пришедший возвестиша: Никифор Григорьевич, сын твой Иоанн убиен бысть, но обаче обретен есть!" О, адамантския отеческия души и несумненныя веры, и, яже к Богу, надежды! Како не поколебася душею, како ни мало не смятеся сердцем! Аще и внешний зрак виду измени, обаче возвещающим сице рече: Дайте ми божественную литургию дослушать", и потом: Бог объявивый сына моего вам тело, тако и мене его зрения не лишит". И егда совершися божественная литургия, тогда родитель блаженнаго просит причет церковный, еже его сына обретенное тело принести в церковь Божию и, со обычными надгробными псалмопении, погребсти близ святыя церкви молит. Они же таковому его терпению удивишася: како услышав о обретении блаженнаго Иоанна тела не смало-душествова ни мало, ни к молве оной ухо свое всежалостне преклоняше, но паче духовней возносимой Божией жертве внимаше, и всю свою надежду в Божие строение полагаше. И тако священник во священном одеянии, яко же бе в Божественной службе, и по тело блаженнаго Иоанна идяше и, яко же неции глаголют, с честным крестом, яко по страстотерпца, яко по венечника с благовонными кадилы идяше. И егда на оное место и близ мощей блаженнаго прихождаше, тогда яко некиим ароматом небесным облагоухаем бываше и необычному чудодействию удивляшеся. И егда до самых мощей блаженнаго достигша, тогда коликое бысть страха и ужаса полное зрение, коликое жалостное видение, яко сквозь всю главу блаженнаго Иоанна во утеса пронзен острый нож являшеся; а наипаче толикаго страха и ужаса вси исполняхуся, егда никто оный нож из ушес блаженнаго выняти не можаше, аще и великосильнии неции приступаху, но выпяти не можаху, яко 6о прицеплен чим, тако некою божественною силою держашеся. И тако на одр блаженнаго Иоанна тело положиша, и с честным крестом в божественную церковь святолепно принесоша; и тако во святей церкви еще до триех дней не погребен стояше, яко исполнятися от убиения блаженнаго страдальца 12-ти днем приходящим. И толикое время на всезнойном солнечном печении и во мхопарном блате лежаше, а вони мертвых телес причасно не бяше, ниже естественный тела зрак изменяшеся, но яко крин сельный благодатию процветаше и благоухания воню ароматну испущаще. И егда во второнадесятый день со псалмопением надгробным тело блаженнаго погребсти хотяху, тогда умилися оный окаянный убийца, приходит к телу блаженнаго Иоанна, и егда за оный нож точию приняся, тогда некоею Божиею силою во онаго руки, испадши из ушес младенческих, даяшеся, и сим убийцу онаго всяко обличаше, и оный убивый блаженнаго всеми познан бываше. И егда блаженное Иоанново тело святоленно земле предадеся, тогда оный познанный убийца во градское судилище отведсся и в темне месте заключися; и егда оному всеокаянному по закону мучение и томление наложити приговориша и подобающее над ним вскоре учинити готовяшеся дело, тогда сей блаженный венценосник Иоанн Владыку Христа Бога о убийце умоляет и от нелепотныя казни освобождает сице. Во едину от нощей родительнице своей является и молит ю дабы онаго убийцу и всезлобнаго кровопийцу, от градомстительнаго кровопролития у командующих изъяти. И егда оной блаженнаго Иоанна матери явления сего явити не хотящей, но утаити нудящейся, тогда в другую нощь обоим родителем своим является и с прощением глаголет: аще не исходотайствуете, рече, сего убийцу, то мене не точию зде, но и в будущий век зрети лишитеся"; и оным воспрянувшим и друг другу видение единако бывшее поведавшим и удивляющимся о сем, воспомяну мати блаженнаго и прежнее бывшее ей явление. И тако совещався, онаго убийцу исходатайствоваша, ни мало что ему кровопролития сотворися. Но аще той окаянный убийца и утече от градской казни, но не утече от мстительныя руки Божия; ибо по мале времени суд Божий осуди его живаго червми искипети. И тако злый зле душу свою изверже.

По летописцу убиение блаженнаго Иоанна бе в лето 7171-е (1663 г.) месяц иуния в 25-й день, на память святыя преподобномученицы Февронии, а от рождения Иоаннова в шестое исполняющееся лето; а погребение месяца иулия в 6-й день на память преподобнаго отца Сисоя Великаго, у церкви деревянной Рождества святаго Иоанна Предтечи сотворися. А по мале времени тщанием и радением родителя блаженнаго Иоанна над мощами его церковь каменная Божиим смотрением зиждатися начинавшеся, в лето 7197-е (1689 г.). И егда начата рвы копати, тогда обретоша гроб блаженнаго весь цел и крепок, такожде и во оном тело блаженнаго цело и невредимо показовавшеся, и одежда, в которой положен бяше, нерушима и нетленна зряшеся [8].

Тогда дивный и ужасный страх предстоящих объемлеше, и всежелательное блаженнаго мощем святолепное почтение соделовавшеся; ибо священник с честным крестом тело блаженнаго Иоанна в деревянную церковь приносит и поставляет противну праваго клироса; и тако всем входящим блаженный зрим бывает. Тогда воспомяну родитель блаженнаго, еже в явлении к нему об убийце рече: аще онаго убийцу не исходатайствуете, то мене не точию в сем веце, но и в будущем зрети лишитеся". Тогда родителя кая ни объят неизглаголанная радость, кая сладость не обвесели родительскую старость, кая похвала ни излияся о таковом блаженном чаде, - изрещи несть возможно; яко за малую скорбь святолепную радость, за малую печаль вечное блаженство наследова. А наипаче к похвале блаженнаго более служило сие: родитель блаженнаго тогда поведа, яко пред малым летом прежде сего блаженнаго, его же единоутробный брат в том же месте погребен, и того ниже гробницы, ниже состава тела или одежды обретеся ту, но все пепел все тля оказася. По сем блаженнаго родитель, яко же неции глаголют, не дождався совершения церкви, от вещественных к невещественным преселися; узрев превожделеннаго своего чада мощи нетленны, потом и сам вскоре в небесная селения взятся.

Не утаися же сие и архиерея Ростовской митрополии святителя Ионы, иже благословляет Воскресенскаго монастыря, близ той же церкви бывшаго, игумена и с ним от иноческаго чина монахов и от священни-ческаго иереов, во еже освидетельствовати блаженнаго Иоанна мощи. Оным же свидетельствовашим и всяко святолепны быти познавша яко же рехом: тело блаженнаго двадесять шесть лет землею покровено бяше, но тлению и вони смрада мертвых причастно не бяше, но яко днесь положено всеми зряшеся, и токмо малая часть взята бысть десныя руки малаго перста, свойственно бо есть земле свое взяти. Такожде и одежда его вся цела и нетленна, яко днесь положена зряшеся; и срачица его на нем яко виссон очервлена его страстотерпческою кровию, в ней же убиен и погребен бысть. И тако тело блаженнаго по обретении своем вящши лета непокровенно землею в древянной Прсдтечевской церкви стояше и толикими теплоразливательными воздухи в летнее время согревашеся и растаемо не явися, но яко алавастр пресветлый, яко синклит прекрепкий, и яко ярина пробела; тако благодатию цветяше, тако воню благоухаше, яко от священных аромат. И многим различными недуги одержимым приходящим с верою исцеление неоскудное источаше. А в чудесах у попа Ивана написано: тогда прииде некий болярин слеп очи-ма и, припадая Иоаннову телу, моляше и прошаше очима своима света, и одеждою его очи свои тряше, - и зрак дневный нача по мале озирати; и ради совершеннаго своего здравия испроси у священника в дом свой урезати края одежды Иоанновой. И таковое удивления и радости исполненное от мощей блаженнаго Иоанна чудодействие доложено бяше святейшему Ростовской епархии митрополиту. Но онем тогда архиереем о умирении народа пекущимся не до новоявленных мощей бяше; понеже тогда народ во всероссийстей державе на архиереев по неразумеиию своему воставаше и ропташе за новоисправленныя великороссийским патриархом Никоном книги, и бунты за сие подвизаху, и мнози за тое смертию нелепотне казняхуся. И отрече тогда о блаженном достоверное свидетельство святитель Ростовский. Егда же совершися оная церковь прекрасная святаго Иоанна Предтечи в 7199 (1681) лет, тогда под спуд заложити приказа. В оной же церкви, в пределе теплом, в трапезной стене, тело блаженнаго Иоанна, в оном же и гробе, в пещере заложено, в коей и до сего дни пребывает, над коим гробом поверх наложена плита белаго камени. Но и тако блаженнаго не утаишася неповинные страстотерческие подвиги, не утаишася венечника многоподъятыя болезни. Ибо многим Христианом от отцев и дедов о блаженном Иоанне повесть приемлющим и преписующим, и божественным усердием ко блаженному распаляющимся, и во ону церковь святаго Иоанна Предтечи приходящим, и блаженному Иоанну яко Христову страстотерпцу поминовение (и о нем) моление приносящим, сие есть панихиду поющим, - мнози болящие с верою приходящие здравие получаху; о них же рещи аще и неисчетнии суть, обаче о неких повем, понеже сие писанию в сих лютых последних временах не предается. Аминь.

В сказании об убиении младенца Иоанна записаны три чуда: исцеление изсохшей руки городскаго жителя Сергея Кокорева; исцеление глаз некоторой женщины; наконец явление убиеннаго во время поджога близ церкви, когда он тушил пламень.

Святой благоверный царевич Димитрий Угличский

http://www.rusk.ru/images/2006/2941.jpg
Родился 19 октября 1582 г. и был сыном царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, когда фактически правителем Русского государства был его шурин — властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален со Двора в г. Углич. Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимой незаконной рожденности. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость Государя отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление.

В субботний день 15 мая 1591 г., кода отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича.

Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.

http://www.irnet.ru/numizmat/cerkov/021.jpg
В наградной системе Русской Православной Церкви особое место занимает орден святого благоверного царевича Димитрия, Московского и Угличского чудотворца. Согласно статуту ордена им награждаются лица, внесшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников.

МОЛИТВЫ И ТРОПАРИ СВЯТОМУ БЛАГОВЕРНОМУ ЦАРЕВИЧУ ДИМИТРИЮ, УГЛИЧСКОМУ

МОЛИТВА 1-Я

О святый мучениче, благоверный царевичу и княже Димитрие!

Яко агнец незлобив от раба заколенный, венцем царским от Господа венчался еси, и сын царев быв, мученик непобедим явился еси, и вместо земных и тленных на Небеси нетленное восприял еси.

И ныне предстоя в радости Святей Троице, посещай творящия верно твою светоносную память, соблюдай отечествие твое и град твой невредим, тому бо еси утверждение, утверди православных жительство в мире глубоце, междоусобную брань укроти, и вся полезная даруй всегда людем твоим молитвами твоими, да верою и любовию вопием ти: радуйся, святе Димитрие, верных людей теплый заступниче и прибежище и земли Российския украшение. Аминь.
МОЛИТВА 2-Я

О, преславный и дивный в чудесех, красото мучеников, страстотерпче царевичу княже Димитрие, скоро предстани Небесному Царю и мученическия твои руце о нас грешных, молебне к Нему простри, яко имеяй дерзновение велико; сохрани же твоими молитвами град сей, и вся грады и веси православные, и Святейшего Патриарха (имя рек) и преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы и весь священный чин церковный, и всю братию нашу, и вся православныя христианы; всех нас приими во твое заступление, и от всех бед и зол избавляя, и от нашествия видимых и невидимых борющих нас врагов свобождая, и тех всяк навет и злохитрство погубляя и отгоняя; таже прегрешений наших прощение испроси, и во век будущий Небеснаго Царствия нас сподоби, и спасенных Богу представи, благодатию и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже честь и поклонение подобает, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
МОЛИТВА 3-Я

О великий и милостивый страстотерпче, царевичу княже Димитрие! Услыши нас, грешных, моление со усердием тебе приносящих, и помози нам в жизни сей, от грехов, бед и скорбей избавляя, и в будущем веце буди помощник и заступник, от мучений адовых свобождая и сподобляя купно с тобою покланятися и воспевати Всесвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4

Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею, Богомудре мучениче, за скиптр Крест в руку приим, явился еси победоносец и жертву непорочну Владыце принесл еси себе: яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси. И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице, молися о державе сродников твоих богоугодней быти и сыновом Российским спастися.
ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 2

Яко благочестиваго корене Боголюбивый произыде плод, яко агня незлобиво, неповинно во младенстве заклан бысть от властолюбца вкупе и злаго раба. Тем, яко златыми крылы, душевною чистотою и младенческим незлобием к Небесней высоте возлетел еси, страстотерпче Димитрие. И ныне кровь твоя от земли тайно вопиет к Богу, яко Авеля праведнаго. Сего ради покланяемся верою ти, славящс прославльшаго тя Бога, Егоже моли стране нашей богоугодней быти и сыновом русским спастися.

ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 1

Всеоружеством Духа благодати вооружен был в необорим столп и утверждение отечеству своему показался, яко агнец незлобивый, от врага неправедно заклан был и в жертву непорочну Господеви принесеся. И ныне дар благодати от всех Подвигоположника прием, источаеши всем исцеление, достохвальне благоверный царевиче княже Димитрие. Слава Восприимшему тя от земных в Небесная, слава Венчавшему тя венцем неувядаемым, слава Действующему тобою всем исцеление.

КОНДАК, ГЛАС 8

Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие, яко бо доброрасленный грезн, прозябл еси и Христу красен плод принесл еси себе; темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно, страдальчески обагренное кровию. Благородне святе Димитрие, соблюдай отечество твое и град твой невредим, тому бо еси утверждение.

ГРИГОРИЙ Угличский

ГРИГОРИЙ Угличский (ум. 1609) - преподобномученик, погибший при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) (собор Ростово-Ярославских святых).

0

36

ЖЕЛЕЗНАЯ ДИВИЗИЯ

В 1708 году Указом царя Петра 1 в городе Угличе был создан пехотный полк. На Знамени его был образ самого почитаемого святого Углича - царевича Димитрия.
Сначала он назывался 1-й гренадерский Бильса полк, а затем, с 1726 года получил свое имя, Угличский, в честь города, в котором и был основан.
Боевое крещение полк получил в стычке со шведами на реке Десне 23 октября (по старому стилю) 1708 года. В знаменитом Полтавском сражении 27 июня 1709 года полк удерживал левый фланг, понеся огромные потери. Затем были Прутский поход и поход на Гельсингфорс (Хельсинки). В 1714 году 300 человек полка участвовали в морском сражении при мысе Гангут (так родилась ставшая знаменитой русская морская пехота).
Потом было участие в Семилетней войне, победные походы по Пруссии.
В конце ХVIII-го века Угличский полк входит в состав армии великого русского полководца А.В.Суворова. Взятие Варшавы, штурм таких мощных турецких крепостей на Днестре, как Бендеры и Аккерман. После покорения Измаила почти год полк находился в составе гарнизона крепости, которым командовал М.И.Кутузов. В 1796 году Угличский полк воюет на персидской границе под командованием генерала В.Зубова.
В 1799 году во время швейцарского похода Суворова солдаты Угличского полка участвуют в бою за Чертов мост. В одном из эпизодов сражения на перевале Сен-Готард отличился угличанин, Николай Алексеевич Тучков - будущий герой войны 1812 года.
После неудачных сражений с французами в Пруссии в 1807 году полк находился на переформировании в Архангельске до 1815 года. Потом, в Москве солдаты полка участвуют в закладке Храма Христа Спасителя (в Угличе, несколько позднее по проекту архитектора Константина Тона, строится его уменьшенный в два раза ( 55 м) прототип, Богоявленский собор ).
Но два подвига особенно прославили Угличский полк на всю историю.
В 1855 году после побед России в морских сражениях Англия и Франция выступили союзниками Турции. Шестидесятитысячная армия трех стран высадилась в Крыму. Началась длительная героическая оборона Севастополя, которую возглавляли адмиралы: В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин. Вся Россия взволнованно следила за ходом боевых действий. Во многих городах на Крымскую войну собирались добровольцы. Угличане также внесли свой вклад:130-е ополчение в рядах 63-го полка показало в Севастопольской битве чудеса героизма. Одна из улиц го-рода названа была Угличской, а полку вручили Георгиевские знамена. В Угличе, в центре города поставили в память об этом часовню, а в Севастополе мемориал, где вписаны были имена угличан.
В 70-е годы XIX века на Балканах разгорелась новая война. Россия вступила в нее с новой армией, преобразованной во время ре-форм.
63-й пехотный Углицкий полк находился в 16-й дивизии, которой командовал прославленный русский генерал Михаил Дмитриевич Скобелев (кстати, его тетя Вера Ивановна проживала в Угличе, и портрет ее сейчас находится в Угличском историко - художественном музее). Командиром полка был полковник, Николай Федорович Панютин.
Сначала была Плевна, где Угличский полк потерял одну треть состава, но о переформировании не было и речи. Дивизию сразу же перебросили на Шипку, где с лета держала оборону 14-я дивизия Радецкого. Турки предприняли жестокий штурм. У русских кончились боеприпасы, начались рукопашные схватки, но взять перевал противнику не удалось.
Наступила зима. Стояли сильные морозы. Не хватало питания. Много солдат замерзло. Тогда Скобелев приказал идти в рукопашную атаку. Турки были наголову разбиты. Дивизию за эту победу назвали Железной.
Вот и стоит сейчас на Шипке стела, где навеки выбиты имена солдат 63-го Угличского пехотного полка.
История продолжалась. «Угличане» участвовали в русско-японской войне 1904-1905 гг.
В годы первой мировой войны Железной дивизией командовал талантливый русский полководец, Антон Иванович Деникин. В своих мемуарах он вспоминал о генерале Боуфале, который, будучи поручиком, первым ворвался на Шипку.
Участвуя в боях в Галиции, Железная дивизия проявила себя с лучшей стороны, но потеряла 40% своего состава.
В 1916 году Железная дивизия была расформирована. Октябрьская революция внесла свои коррективы. Часть солдат служила в Белой армии, часть перешла в Красную армию.
В 1918 году в Рабоче - Крестьянской Красной армии сформирована дивизия, названная за подвиги, совершенные ее бойцами, Самаро-Ульяновской Бердичевской Железной дивизией. Ее боевой путь прошел через всю гражданскую и финскую войны, а в годы Великой Отечественной войны были Смоленское сражение и сражение под Демянском, битва за Сталинград и далее много боев до самой Праги. Сейчас эта дивизия находится в Украинской армии. Может быть там следует искать следы Угличского полка.

0

37

ПОГОДА В УГЛИЧЕ

Борис Пастернак написал(а):

С утра жара. Но отведи
Кусты, и грузный полдень разом
Всей массой хряснет позади,
Обламываясь под алмазом.

Он рухнет в ребрах и лучах,
В разгранке зайчиков дрожащих,
Как наземь с потного плеча
Опущенный стекольный ящик.

Укрывшись ночью навесной,
Здесь белизна сурьмится углем.
Непревзойденной новизной
Весна здесь сказочна, как Углич.
...

Отредактировано Кванджонга Патасса-Пуи (2008-06-04 22:52:26)

0

38

http://content.foto.mail.ru/bk/voenkniga/1498/i-1609.jpg

Ольга Берггольц в 1953 году написал(а):

Церковь «Дивная» в Угличе

А церковь всеми гранями своими
такой прекрасной вышла, что народ
ей дал свое — незыблемое — имя,—
ее доныне «Дивною» зовет.
Возносятся все три ее шатра
столь величаво, просто и могуче,
что отблеск дальних зорь
лежит на них с утра,
а в час грозы
их осеняют тучи.

Но время шло — все три столетья шло...
Менялось все — любовь, измена, жалость.
И «Дивную» полынью занесло,
она тихонько, гордо разрушалась.
Там в трещине березка проросла,
там обвалилась балка, там другая...
О нет, мы «Дивной» не желали зла.
Ее мы просто не оберегали.

...Я знаю, что еще воздвигнут зданья,
где стоит кнопку малую нажать —
возникнут сонмы северных сияний,
миры друг друга станут понимать.
А «Дивную» — поди восстанови,
когда забыта древняя загадка,
на чем держалась каменная кладка:
на верности, на правде, на любви.
Узнала я об этом не вчера
и ложью подправлять ее не смею.
Пусть рухнут на меня
все три ее шатра
всей неподкупной красотой своею.

http://content.foto.mail.ru/bk/voenkniga/1498/i-1610.jpg
Таких трехшатровых церквей во всем мире только две - Успенская"Дивная" в Угличе и Одигитрии в Вязьме!

0

39

Пожалуй, я уже морально готова ехать в Углич :). Только вот когда? Летом мужа с дачи не вытащишь…

0

40

AlinaT написал(а):

Летом мужа с дачи не вытащишь…

Так вот (судя по профилю Вы из СПб) дачников Питерских в Угличе - море. А напоминаю, из предыдущих постов: домик на берегу Волги стоит от 500 баксов. Кстати, есть прямой поезд СПб -Углич с Витебского вокзала...

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Россия и экс-СССР » Углич? Извольте...