На волне стенаний о спячке на форуме решился написать отчет о Грузии. Собирался целый год, уж не обессудьте:)
ВСТУПЛЕНИЕ
Идея поездки в Грузию преследовала меня давно. В период нестабильности туда ездили отдыхать разве что отчаянные и те, у кого в Грузии есть родственники. Но после 2005-2007 годов число знакомых, побывавших там, резко пошло в рост и все без исключения возвращались в восторге.
В 2012 году пришла и моя очередь. Готовился скурпулезно и, как оказалось, не зря - в итоге двухнедельную поездку, с учетом выбранного формата, удалось насытить до неимоверного уровня - это признавали все мои собеседники-грузины.
Формат был выбран "малобюджетный", так что тем, кто привык жить в 4*, многое из моего отчета не пригодитс . Хотя, по моему опыту и глубокому убеждению, Грузия - в отличие от Европы - лучше всего подходит именно для бюджетного туризма. Качественные гостиницы есть только в крупнейших городах типа Тбилиси и на курортах Аджарии, при этом цена таких точек откровенно завышена. В то время как бюджетные точки не только экономны, но и позволяют несравнимо больше окунуться в местную атмосферу.
На ставлю своей целью написать все обо всем. Скорее, это будут общие советы и "стоп-кадры". Если есть детальные вопросы - спрашивайте, попробую помочь.
О ТУРИЗМЕ
Грузия - абсолютно безопасная страна. Уровень серьезной преступности близок к нулю. Автомобили не воруют вообще, поэтому водители, бывает, оставляют их с ключами (это не шутка). Найденные мобилки возвращают владельцу (тоже не шутка). Во дворах в Тбилиси велосипеды стоят не пристегнутые. Девушкам можно гулять по горам водиночку. Я понимаю, что сказанное дико контрастирует с имиджем Грузии в бывшем СССР, поэтому доказывать не буду. Кто поедет - тот убедится.
При Михо грузинские власти объявили туризм своим приоритетом. Новая власть, вроде бы, пока что придерживается этого вектора. А когда это накладывается на традиционную грузинскую гостеприимность, результат получается вполне достойный.
Из туристической инфраструктуры нужно отметить прежде всего сеть туристических информационных центров по всей стране. В центрах регионов, в столице и в главных туристических райцентрах (типа Гори или Сигнахи) это - отдельные помещения с персоналом, который отлично говорит по-русски и по-английски. В остальных райцентрах имеется в наличии окошко с человеком и с картами. Хотя допускаю, что где-то совсем далеко от цивилизации его может не быть.
Туристические карты - отдельный повод для восхищения. Это вам не сегодняшняя европейская карта города формата А3 на тонкой бумаге, а настоящая большая сложенная карта. И бесплатная. Немного отличается форматом карты только Аджария - у них автономия и туристическое руководство края само финансирует и готовит печать раздаточной продукции. Существуют карты всех регионов (+ отдельно Тбилиси и Сигнахи), не не всегда и не во всех информцентрах в наличии есть полный комплект. Так что приходится собирать:)
Еще один момент - грузинские власти вкладывали (и допоскаю, что вкладывают до сих пор) средства в обновление фасадов-заборов и прочих элементов _частной_ собственности в тех местах, где они ждут потока туристов. Для местных жителей это обходится бесплатно, что для меня стало большой неожиданностью. Например, в Местии по центральной части города у всех заборы в одном стиле, и при этом не пошлые, а действительно похожие на аутентичные. У хозяев, где мы жили, как раз бригада ставила новый забор. А если отойти немного в гору, вдаль от туристического маршрута, становится ясно, что было до того:) В Сигнахи, похоже, вообще часть города перестроили (или облицевали?). Я вообще не люблю новоделов и вдвойне не люблю вещи, построенные властью из центра, но это - очень редкий случай, когда грузинский властей действительно получилось очень хорошо, упрекнуть не в чем.
Отдельно хочу отметить: распространенное мнение о том, что грузины не любят россиян, не имеет под собой никаких оснований. Виновниками войны в Грузии они считают Кремль, а не страну в целом. А к русским отношение исключительно положительное. Но к украинцам и полякам - положительное в квадрате:)
Старшее поколение _в городах_, как правило, говорит по-русски. У молодежи с русским часто "никак", но с английским - нормально (особенно в городах). В регионах, близких к Армении и Азербайджану, по-русски разговаривают все, а вот в других отдаденных регионах Грузии, особенно в селах, может оказаться, что собеседник понимает только по-грузински. Тогда приходится переходить на язык жестов:) Это всегда эффективно, т.к. местное население хочет и готово помочь гостю.
ТРАНСПОРТ
Для перелета мы выбрали МАУ Киев-Тбилиси-Киев. Далеко не лучший вариант и по расписанию, и по ценам, но у нас были свои причины. Сейчас из Киева и других украинских гороов летает куча лоукостов, так что отсюда добраться можно дешево, было бы желание.
На месте машину не арендовали, путешествовали общественным транспортом и попутками (у меня водительских прав нет). Ночевки были в 5 разных местах, в т.ч. 4 дня отдыха на море. Для тех, кто водит машину, возможностей открывается, конечно, еще больше. Но надо быть готовым к грузинскому стилю вождения (особенно в городах) и к убитым дорогам, кроме нескольких основных. Хотя, с другой стороны, путешествия на общественном транспорте позволили лучше приблизиться к грузинскому народу, почувствовать его, ну и стать свидетелями некоторых моментов, недоступных автопутешественику.
Нюанс по общественному транспорту: в Грузии междугородние маршрутке прекращают ходить очень-очень рано. Последние автобусы прибывают в Тбилиси, как правило, эдак в 18 часов. В обратном направлении - из Тбилиси в регионы - вечером еще можно выехать (да и то не поздно), но путешественникам-то нужно наоборот - утром из столицы, вечером назад. В большинство регионов (кроме Кахетии и еще нескольких специфических) маршрутки отходят от станции метро Дидубе. Здесь же, на Дидубе, есть рынок с почти бесплатными персиками:) и обмен валют по хорошему курсу.
Железная дорога в Грузии есть только формально. Часть линий не работает, по другим - один-два поезда в день. Из внутренних рейсов практическую ценность представляет ночной поезд Батуми-Тбилиси. Когда достроят ветку Тбилиси-Ахалкалаки-Карс, она станет очень полезной и откроет короткий путь к южным районам. Пока что, эдак с 2010 года, завершение строительства ежегодно торжественно откладывается.
В некоторых местах очень помогают такси, которые позволяют оставить поездку в рамках "бюджетной". Так, однажды мы возвращались в Тбилиси из дальней части Кахетии на такси по цене маршрутки. Там распространен бизнес, когда таксист набирает 4 человека и ездит челноком в столицу. Местные подскажут, где точка сбора. Но тут есть шанс "пролететь" - такие челноки практикуются далеко не везде.
И еще один совет по транспорту. Если кто-то собирается из Тбилиси в Сванетию, КАТЕГОРИЧЕСКИ рекомендую лететь внутренним рейсом. Еще раз об этом напишу ниже, в сванском разделе
ЖИЛЬЕ
Наиболее распространенным и, убежден, наиболее правильным форматом проживания являются гестахусы. Они тут повсюду - от Тбилиси и Батуми до далеких райцентров (и, по моему опыту, живут нам не только туристы). Но с бронированием могут быть проблемы. Далеко не все гестхаусы присутствуют интернете - этим заморачиваются преимущественно в Тбилиси. У остальных ГХ в рунете встречаются только мобильные телефоны хозяев, да и то - не всегда. Это - из минусов.
А плюсом является их относительно невысокая загруженность (исключая пики, типа аджарского побережья в августе или горнолыжных точек зимой). Мы бронили только Тбилиси, с другими городами созваниались с ними уже из Грузии, купив местную симку, а некоторые (Казбеги, Вардзия) - искали уже на месте, приехав в соответствующий нас.пункт. Проблем не было - напротив, был выбор из нескольких вариантов.
"Вписаться" куда-то, если ночь застанет в неожиданном месте, тоже не составит проблем. Мы этим вариантом не пользовались, каждый раз умудрялись добраться до места назначения, но по пути нам постоянно предлагали приютить нас то там, то сям.
Отредактировано sergio_sv (2013-10-08 11:32:03)