----------------************----------------
---------- ДОРОГИ АПУЛИИ
В этом небольшом разделе я расскажу, как путешествовать по Апулии без автомобиля. Некоторые уверяют, что это затруднительно, но я так не считаю (за исключением нескольких, буквально "штучных" мест) - достаточно потратить каких-то полчаса на вхождение в проблему, и большинство трудностей исчезнет буквально на глазах. Всё просто. Даже очень просто .
Начну с поездов. В Апулии существуют 4 основные железные дороги, но для большинства туристов интерес представляют первые три.
1) FS - общенациональный итальянский перевозчик, по сути - "Трениталия" ( http://www.trenitalia.com ). Работает ежедневно и круглогодично, но в праздники и воскресенья, как я уже писал, число поездов, особенно региональных, сильно сокращается. Обеспечивает сообщение Апулии с другими регионами, а также внутренние перевозки от Фоджи до Лечче через Барлетту - Трани - Мольфетту - Бари - Полиньяно а Маре - Монополи - Остуни - Бриндизи.
2) FSE (Ferrovia del Sud-Est line) - Юго-восточная линия, связывающая Бари с Таранто через Grotte di Castellana (не забывайте про них !), Альберобелло, Локоротондо и Мартина Франко. По ней же можно доехать от Лечче до Отранто. Расписание можно смотреть на стартовой странице сайта http://www.fseonline.it , а полная схема маршрутов (которая, впрочем, есть на том же сайте) приведена ниже. Линия частная, не работает по выходным и праздникам, во все остальные дни (включая субботу) расписание не меняется. Компания имеет также автобусную службу, практическое значение которой для большинства туристов невелико.
3) FAL (Ferrovia Appulo-Lucane) - линия, связывающая Бари с провинцией Базиликата. Для туристов она представляет интерес прежде всего для поездки в Матеру. На сайте компании можно скачать полные расписания с тарифами ( http://www.fal-srl.it/it/orarietariffe/index.html ), но намного проще посмотреть нужный поезд на стартовой странице http://www.fal-srl.it , вводя пункты отправления и назначения. Небольшая ремарка: реальное расписание немного (на 5-15 минут "вперёд") может отличаться от указанного на сайте (возможно, сайт скорректируют и этой разницы уже не будет), так что на всякий случай, приехав на место, посмотрите точное время обратного поезда. Как и FSE, линия является частной, не работает по выходным и праздникам, во все остальные дни (включая субботу) расписание одинаково. Компания тоже имеет автобусную службу ограниченного для туризма значения. Полная схема линий (которую также можно скачать с сайта) приведена ниже.
4) Ferrovie del Nord Barese, или Северобарийская линия ( http://www.ferrovienordbarese.it ), соединяющая Бари с Барлеттой, Битонто, Руво ди Пулья (Ruvo di Puglia) и Андрией (откуда можно уехать на местном автобусе в замок Кастель-дель-Монте). Он-лайн расписания на сайте нет, но его можно скачать на странице http://www.ferrovienordbarese.it/index.php?s=07. На 100% я не уверен, но по воскресеньям и праздникам дорога, кажется, тоже не работает.
Теперь абсолютно правомерно возникает следующий вопрос: где садиться на каждый из этих поездов ? Прежде всего - в Бари, потому что в других городах "пересекаются" максимум две разные линии, и то очень редко.
Всем известно, что в Москве существует "площадь трёх вокзалов", официально именуемая Комсомольской. Эка невидаль ! Площадь Альдо Моро в Бари является площадью аж четырёх вокзалов ! Вот они, кстати, все:
На заднем плане слева (светло-рыженький такой) – это главный вокзал Бари, который используют FS и FSE. В центре «композиции» (из maps.google) – вокзал линии Ferrovie del Nord Barese (если приглядеться – на самом верху видны синие буковки). А жёлто-белое здание справа – это терминал для FAL.
Найти главный вокзал "Bari-centrale", обслуживающий поезда "Трениталии", проблемы не составляет никакой. Вот он, за фонтаном:
Чтобы попасть на перрон, откуда отправляются поезда FSE, встаём лицом к вокзалу (этому, главному) и смотрим первый проход слева от главного входа (примерно напротив того места, где останавливаются автобусы фирмы TEMPESTA до аэропорта). Там видите подземный переход, при входе в который, помимо указателей на номера путей, будет и отдельный указатель "Sud-Est line". Спускаемся в переход, идём до самого конца (тут уже останется всего 1 указатель - только на Sud-Est line) и поднимаемся вверх по единственно возможной лестнице. С платформы, на которую вы попали, и отправляются поезда линии FSE. А конкретный путь (там их 2) просто смотрите по табло. Тут же расположена небольшая "конторка", состоящая из билетной кассы и маленького зала ожидания.
Если встать спиной к главному вокзалу (лицом к фонтану), то в левой части площади увидите высокое современное здание из стекла и бетона, на самом верху которого написано Ferrovie Nord Barese. Подходите к нему и справа на первом этаже видите несколько дверей (вывеска над ними наличествует), через которые проходите в небольшой холл с расписаниями и билетным автоматом, а из него по эскалатору или лестнице спускаетесь к поездам. Здесь всего 2 платформы и 3 пути, но обратите внимание, что на каждом пути стоят (или могут стоять) два самостоятельных мини-поезда, а каждый путь по длине условно делится на 2: 1 и 1А, 2 и 2А, 3 и 3А. Просто 1, 2 и 3 - ближе к вокзалу, с буквой А - на 50 метров дальше. При входе на перрон есть табло, на котором можно прочитать, с какого пути отправится нужный вам поезд.
Вокзал линии FAL находится рядом – справа от здания Ferrovie Nord Barese:
Да-да, не пугайтесь, это 2-этажное обшарпанное строение жёлтого цвета и есть то, что вам нужно. Вход находится либо здесь же (2 большие двери), либо, если он всё ещё ремонтируется, надо завернуть налево за угол этого жёлтого здания и пройти по улице метров 20-30 в первую же открытую (если сегодня у дороги не выходной) дверь – вот по этой улице:
Заходите – и прямо перед вами будет киоск типа табачного, где можно купить билет, просто говорите до какой станции вам надо ехать. К поездам ПОДНИМАЕТЕСЬ по лестнице на 2-й этаж и выходите на небольшой перрон-эстакаду. Здесь, кстати, тоже можно купить билеты - в автомате.
Несколько "дежурных" комментариев по поездкам на железных дорогах Апулии, которые ничем не отличаются от прочих итальянских:
1) обязательно компостировать билет перед посадкой.
2) в автоматах практически везде принимаются банковские карты (исключением была Ferrovie del Nord Barese, где алгоритм автомата не требовал пин-кода, возможно, поэтому "нормальные" карты не прошли).
3) на некоторых небольших станциях попадаются старые автоматы (без прочих альтернатив), не принимающие ни карты, ни банкноты - только монеты. Кассиры есть далеко не всегда и не везде.
Автобусное сообщение в Апулии, естественно, тоже существует, но оно, на мой взгляд, менее удобно и более локально. Естественно, есть крупные компании, обеспечивающие связь с Римом и прочими большими городами и регионами Италии (и не только Италии), но сейчас речь идёт не о них.
Часто главной проблемой является узнать, какие именно автобусы курсируют от точки FROM в точку TO и где можно посмотреть расписание их движения. В отличие от поездов, вариантов тут существует множество, и систематизировать их все довольно трудно. К тому же «проблема воскресенья» затрагивает и автобусные маршруты.
Возможно, для кого-то окажется полезным вот такое расписание автобусов между Бари и Трани, включающее в себя и некоторые другие направления и города:
http://www.stpspa.it/images/stories/ORARI Inv_li 2013 (agg_ 19-04-13).pdf
В самом крайнем случае никто не отменял старую испытанную технологию: задать в строке поиска Гугла что-то вроде «FROM TO bus» (а ещё лучше – добавить слово «orari» - расписание) - и, скорее всего, можно будет увидеть либо конкретные варианты, либо рекомендации трипэдвайсора, либо, если очень уж повезёт, готовые расписания. Именно таким образом я буквально в течение 30 секунд нашёл страничку с вышеприведённым расписанием.
----------------************----------------
В этом же разделе хочу сказать буквально несколько слов о картографии региона. Тут всё не так однозначно, и найти хорошие карты небольших городков не всегда получается. После долгих и нудных поисков мне удалось нарыть вполне приличные карты Альберобелло, Локоротондо, Битонто, Матеры. Где именно, сейчас уже не вспомню, поэтому, если кому они будут нужны, просто обращайтесь.
Неплохие карты региона в целом, а также Лечче, Бриндизи, Таранто и центральной части Бари можно найти в путеводителе Rough Guide по Италии (у меня – мартовское издание 2011 года). Что касается старого Бари, то лучшим вариантом, на мой взгляд, является карта из OpenStreetMap, на которой (в отличие от гугловской) очень наглядно показаны все церкви и прочие интересные здания, источники питьевой воды, смотровые точки (поскольку мы не в Испании, слово «мирадор» тут неуместно).
Настоящей находкой для меня стал сайт http://www.geoplan.it , о котором я раньше не знал, где есть прекрасные карты многих городов по всей Италии. Причём как в интерактивном варианте, так и с возможностью записи в PDF. Конкретно по Апулии здесь можно найти карты Монополи, Остуни, Полиньяно-а-Маре, Трани и многие другие ( http://www.geoplan.it/cartine-mappa/map … one-puglia ). Настоятельно рекомендую !