И в Чехии тоже в этом году зима задержалась дольше обычного. К счастью, здесь не было таких сильных снегопадов, как в Украине, но и сегодня, в первый апрельский день, за окном опять сыпет мелкая снежная крупа, и судя по по прогнозам, приход весны отодвигается еще, как минимум, на неделю.
Замечено, что в последние годы настоящие холода в Чехию приходят под конец зимы, в феврале. Рождество и Новый год уже привычно празднуются без снега, а вот с конца января начинаются, как положено, и крещенские морозы, и обильные снегопады. Но есть в самом центре Чехии небольшая область, где температура всю зиму на пару градусов ниже средней, и поэтому снег там часто задерживается даже тогда, когда в других местах он уже сошел много недель назад.
Эта область известна как Чешская Сибирь (Česká Sibiř), и находится она всего в 70 км. южнее Праги.
Если ехать по автотрассе E55 на юг, в сторону Табора, трудно пропустить это место незамеченным. Даже нам, прожившим недалеко отсюда много лет и часто проезжавшим по этой дороге, доводилось каждый раз удивляться разительной перемене в природе, происходящей абсолютно неожиданно, всего на нескольких сотнях метров пути.
Представьте себе типичную европейскую зиму: за стеклом машины – темные поля с редкими островками снега, белеющего на перепаханных участках, вдалеке – лишь слегка припорошенные снегом вершины холмов. Но вдруг, за одним из пологих изгибов дороги, машина идет на подъем и внезапно влетает в настоящее снежное царство.
Густые заснеженные еловые леса спускаются по склонам холмов к дороге и местами подступают почти вплотную к обочине, образуя на пути белый коридор. Воздушные потоки раскачивают тяжелые еловые лапы, раструшивая осевшие на них пласты снега, и в воздухе вихрится серебристая ледяная пыль.
Вообще, погода в этой части Чехии, расположенной южнее Праги, зимой крайне переменчива. А, может, мне только так кажется, особенно после стольких обсуждений этой излюбленной темы с коллегами в традиционные пятничные посиделки в Бенешовской пивной, за бокалом местного “Фердинанда”? Но тем не менее, в подтверждение сказанного имеются несколько бесспорных фактов. В начале 2000-ных мне приходилось ездить автобусом 18 км. по дороге из Бенешова в Вотице, городок, расположенный на северной окраине Чешской Сибири. И часто случалось, что я садился в автобус в Бенешове в ясное морозное утро, лишь с чуть заметной облачной дымкой, но где-то на пол пути небо затягивала сплошная облачность, а всего через 20-25 минут, на въезде в Вотице, уже шел настоящий густой снег. Впрочем, иногда случалось и наоборот.
Еще один случай запомнился особо. Как-то я возвращался с работы на микроавтобусе, за окном была привычная зимняя серость. Вдруг позвонил коллега, который также добирался домой, в Бенешов, но со стороны Праги. Он рассказал, что их автобус уже часа полтора как застрял на автостраде у Мирошовице из-за снежной вьюги с практически нулевой видимостью, народ смирился и дремлет, поглядывая кинофильм на телевизоре.
Особые климатические условия гористой области, расположенной на границе Средней и Южной Чехии, между городками Вотице и Миличин, известны издавна, хотя “первооткрывателем” Чешской Сибири считается известный политик, историк и журналист Ян Гербен (Jan Herben), который впервые использовал это название в заголовке своего фельетона, опубликованном в литературном приложении к ежедневной газете “Время” (“Čas”). В фельетоне “В Чешской Сибири” Гербен описывал, как 17 февраля 1907 года он со знакомым-художником отправился из предвесенней Праги на юг, чтобы навестить свой летний сельский дом. В Хостишове (сейчас это удаленный район Вотиц) они попали в настоящую зиму – с сугробами, ледяным ветром и снежной метелью. Так и не добравшись к занесенному снегом дому, замерзшие, путешественники вернулись назад, в теплую Прагу.
Название “Чешская Сибирь” окончательно вошло в широкий обиход в 30-е годы прошлого столетия, с развитием народного туризма. Эту область активно популяризировали многие путеводители и, особенно, местные туристские организации в Вотице и Миличине, завлекающие в эти места на отдых пражан.
Здешняя живописная холмистая местность и сейчас привлекает туристов, причем в любое время года: в теплый сезон – пешими и велосипедными прогулками, зимой – возможностью катания на беговых лыжах. Недалеко отсюда также находится горнолыжный ареал Монинец, куда постоянно ездят кататься на горных лыжах и сноубордах жители Бенешова и окрестных деревень.
Холодный климат Чешской Сибири объясняется тем, что она охватывает группу вершин холмистой гряды, протянувшейся вдоль южного края Миличинской возвышенности. Средняя высота этих мест составляет около 700 метров. Далее на юг простирается обширная равнинная местность. Дующие зимой над более теплой низиной ветра натыкаются на лесистые склоны холмов, принося с собой влагу, которая охлаждается и оседает в виде снега и ледяного инея.
Особенно заметен перепад высот на небольшом участке дороги перед Миличином, при движении из Праги, где еловые леса отступают на правую сторону дороги, а слева открывается необыкновенно красивый вид вдаль, на бескрайние равнинные просторы. Кажется, что с этой точки видна почти вся Чехия.
Обычно мы проезжаем зимой Чешскую Сибирь на машине, не останавливаясь. В этом году, в одну из январских суббот мы решили наведаться в Табор, выехав из Праги, где снега в это время практически не было, и в очередной раз были удивлены, когда впереди внезапно открылся вид на занесенный снегом еловый лес.
В этот раз я все же не выдержал, и на следующий день утром специально отправился сюда с фотоаппаратом, чтобы не только понаблюдать эту красоту со стороны, но и прогуляться и поснимать заснеженный лес изнутри.
От оставленной на обочине дороги машины пробираться пришлось по гладкой белой целине, то и дело спотыкаясь и проваливаясь в укрытые под снегом ямы. Проход вглубь леса прикрывали по периметру плотно растущие густые ели. Их мощные нижние ветви, наклоненные под тяжестью осевшего на них снега, лежали на земле, не давая пробраться под кроны деревьев.
Пришлось пробираться к ближайшей просеке, – единственному проходу в таинственное снежное царство, скрытое от случайного взгляда.
Преодолев внешний защитный кордон, попадаешь словно в потусторонний мир. Поражает полная тишина, в которой скрип снега под ногами звучит неуместно громко. С каждым шагом медленно, словно в полудреме, к тебе подступают заснеженные ели-исполины, как будто собираются обхватить и усыпить незваного гостя своими холодными ледяными ветвями.
Широкие раскидистые лапы елей гнутся под тяжестью осевшего на них снега, удерживаемого тонкой ледяной коркой. Под напором ветра верхние ветви еле заметно раскачиваются из стороны в сторону, дрожа на пределе напряжения под своей снежной ношей. Летом, даже в самый жаркий солнечный день, в таком лесу царят полумрак и прохлада. Сейчас же из-под деревьев веет каким-то неземным холодом.
Кое-где на опушках снег лежит на ветвях сплошным толстым покровом, испытывая на стойкость молодые деревца.
Потоки влажного теплого воздуха с равнины обтекают холмы сверху, оседая на верхушках елей густой алебастровой кашей, которая, медленно затвердевая, стекает по ветвям.
Снизу, по торчащим из земли высохшим стеблям травы и тонким ветвям кустарников прорастают вверх острые иголки инея, оплетая нижний ярус леса матовым ледяным кружевом.
В этом сказочном зимнем лесу вспоминается песня Высоцкого, необыкновенно точно своей мелодией и словами передающая возникшее настроение:
"Здесь лапы у елей дрожат навесу,
Здесь птицы щебечут тревожно,
Живёшь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.”
К счастью, выход из леса – совсем недалеко , и можно успеть уйти из этого заколдованного места, пока не пробудились злые чары и своим колдовством не сомкнули проход во внешний мир.
После черно-белого мира льда и снега, на выходе из леса по новому начинаешь воспринимать неброские зимние краски окружающей природы.
* * *
Пешая прогулка по зимнему лесу оставляет незабываемые впечатления, но все же лучше отправляться сюда на беговых лыжах, чтобы не только полюбоваться зимней красотой, но и прокатиться на морозном воздухе по одной из многочисленных лыжных трасс, которые пересекают эти места во всех направлениях. Для жителей Праги, Табора и расположенных между ними многочисленных городков и селений, лыжевание в легко доступной Чешской Сибири является удобной альтернативной поездок в более удаленные пограничные Йизерские или Крушные горы.
Большинство трасс начинаются в районе лыжного ареала у холма Монинец, и далее проходят по живописной сельской местности, огибая небольшие деревушки, следуя лесным тропам, прорезая открытые долины. При достаточном снеге здесь можно выбрать для пробежки трассу на любой вкус, при этом без экстрима и преодоления пересеченного рельефа. И что важно, – несмотря на известность этих мест, здесь не бывает много туристов, и никто не будет мешать спокойной уединенной прогулке.
Ну а если эта затянувшаяся зима, черт возьми, когда-нибудь закончится, то сюда обязательно нужно будет приехать с велосипедом, ранней весной, – лучший сезон в Чехии для активных воскресных вылазок на природу. Но не будем сильно загадывать на весну, чтобы не сглазить
Карта
Еще почитать
Прошла весна, настало лето, или наша жизнь у пивовара. Часть 1
Табор. Сказочный музей обычных вещей
Отредактировано shaf (2013-04-05 22:35:38)