По просьбам трудящихся GALI, размещаю небольшой рассказ о Драгобрате.
Драгобрат (ущелье и одноименная база) находится в Закарпатье, возле пос. Ясиня.
Официальный сайт гласит:
«Драгобрат - самая высокогорная горнолыжная база Украины, расположенная на высоте 1400м над уровнем моря, на стыке хвойных лесов и зоны альпийских лугов у подножия горы Стог (1707м) в районе горного массива Близница (1883м). За счет значительной высоты и уникального климата гарантируется наличие природного снежного покрова.
Уникальный рельеф склонов и неограниченное количество снега в районе Драгобрата привлекает любителей горнолыжного экстрима. Драгобрат - жемчужина Украинских Карпат.»
Драгобрат – интересное место. Мы были там несколько раз и каждый раз я не могла понять, нравится ли он мне. Я – человек, склонный к внутреннему и внешнему порядку, поэтому драгобратская расхлябанность и непредсказуемость мне не по душе. Но я люблю путешествовать, люблю горы и кататься на лыжах, поэтому побывать там нужно было обязательно.
Как добраться к «курорту» (курортом сложно назвать это место - слишком много экстрима) – описано на сайте. Главное – добраться до поселка Ясиня. «Приезжаете в центр поселка Ясиня, здесь остановка машин, которые поднимают на «Драгобрат». Вы договариваетесь с водителем. Загружаете вещи и поднимаетесь. Получите много впечатлений!»
А вот тут начинается приключение. И впечатлений вы получите действительно много. От этих впечатлений многие потом бояться спуститься вниз, а многие никогда больше не приезжают. Ибо подъем и спуск с горы представляют собой отдельную туристическую аттракцию и, отнюдь, не дешевую. Местные поднимают снегожаждущий народ на старых военных машинах – ГАЗах, УАЗах или «бобиках». Дороги наверх нет, подъем крутой, проходит над обрывом, много крутых поворотов (местные «бобикмены» называют их долларами). При этом водитель умудряется вести машину, разговаривать по мобильному, размахивая рукой, и переговариваться со встречным водителем. При этом, как себя чувствуют пассажиры, их не интересует. А непосвященные пассажиры, глядя на все это, уже близки к обмороку и молятся богу.
Самое интересное, что вопрос о построении дороги на гору поднимался много раз, но местное население героически отстаивает свой бизнес перевозчиков. Ибо, если построят дорогу, то все станут подниматься на своих машинах, и они потеряют деньги.
Если вы в добром здравии уже поднялись наверх, - расселяемся. Жилья много, на любой выбор, отзывы читать обязательно. Потому что случается, что и отравления бывали, и хамство хозяев, и холодные номера. Кроме того, строительство коттеджей ведется по типу самозахвата, и проблемой канализации никто не озабочивается. Поэтому специфический запах, особенно когда потеплеет, имеется.
Катание. Три бугельных подъемника и два маленьких на учебных склонах. Недавно поставили очень медленную креселку, которая в сильный ветер не работает. Все оборудование старое, часто останавливается. Хозяева разные, поэтому абонементы на подъемы покупаются тоже разные. Трассы широкие – и это большой плюс. Ратрак имеется. Снежных пушек нет! Поэтому успешное катание зависит, прежде всего, от превратностей погоды. И если в прошлые годы устойчивый натуральный снег лежал с декабря по май (закрытие сезона было 9-15 мая), то в последние годы явно не хватает искусственного наснежения.
А вот капризы погоды на Драгобрате случаются очень часто. За неделю пребывания можно покататься три дня, а можно и меньше. Сильные порывистые ветра – главный бич. Этот ветер сбивает с ног, бросает в лицо ледяную крошку, сдувает снег с верхней части склона, тогда наверху остается лед. Может упасть туман-«молоко», тогда и подъемники останавливаются. Тогда остается только колыба и сауна. Других развлечений нет. Ну, может быть, на некоторых базах бильярд. Поэтому прогноз погоды – обязателен.
Весной, в марте-апреле, погода более устойчивая, и если есть снег, можно попасть на хорошее катание. Кроме того, цветут крокусы, и это – красивенное зрелище! Резиновые сапоги обязательны! Асфальтированных дорожек на базе нет.
Ну что еще сказать за Драгобрат? Если сравнивать с Буковелем, то Бук – это гламур: поесть – дорого, жить очень дорого, платные парковки, дорогие костюмы, снаряжение, немыслимые правила, очень много начинающих лыжников, преисполненных гордостью от того, что они едут плугом, очень много неадекватов.
Драг – это аутентичность, экзотика, это дикая природа, это иногда нет света, не всегда есть связь, и это своего рода испытание. Есть только ты, горы и снег. Неадекваты тут не выживают, начинающие подумают, начинать ли им тут. К Драгу нужно быть готовым морально. Это для тех, кто не боится трудностей, и не ищет 100% комфорта. Короче, это своя планета – планета Драгобрат.
Так называется и фестиваль, который до 2009 года ежегодно проводился в мае, на закрытие сезона. В первый день проводились соревнования, вечером – спуск на лыжах с факелами, а утром следующего дня – открытие купального сезона. Все желающие идут на озеро, расположенное чуть выше в горах, и там отрываются, что называется, по-полной. Тут и костюмы невероятные (например, купальные плавки, лыжные ботинки и заячьи ушки), и шампанское рекой, и плавание по озеру на сноубордах, загребая лыжами, (а в озере в это время еще лед плавает), но главное развлечение – нужно разогнаться и перепрыгнуть через озеро на лыжах. Победитель получает приз. Сами не присутствовали, но видео смотрели – остановиться от смеха было невозможно!
(по-моему, сейчас такого шоу не проводится)
К сожалению, Драгобрат не прогрессирует. По видимому, какие-то местные заморочки. Нет единого хозяина. Поговаривали, что в будущем соединят подъемниками Бук и Драг, и сделают большой курорт. Но это две разные области (Драгобрат находится в Закарпатье, Буковель – в Прикарпатье), и договориться хозяевам, видать трудно. Как говорят, будем посмотреть. А желающим отведать экстрима с самого первого момента путешествия - добро пожаловать на планету Драгобрат!
Больше информации здесь: http://dragobrat.polnaya.info