Церковь в Курбе
В Ярославской области и в Ярославле мы бывали несколько раз и многое там уже видели, и, когда этим летом представился случай приехать туда на несколько дней еще раз, мы задумались, что такое бы нам помимо уже знакомых и полюбившихся мест посмотреть новенькое. Порывшись еще раз в путеводителях по ЗК, я наткнулась на пару коротких фраз: «Недалеко от Карабихи есть старинное русское село Курба. Расположено оно в 20 км юго-западнее города Ярославля на открытом возвышенном месте на правом берегу речки Курбицы. История Курбы связана с именем известных князей Курбских, получивших и свое названия от Курбы, которая была в Ярославском княжестве центром Курбской волости.
Набрав слово «Курба» в «яндексе» нашла несколько ссылок на рассказы и фотографии людей уже побывавших там. Уведенное на фотографиях вызвало твердое решение – надо обязательно побывать там и увидеть это, пока оно еще «живо». Почему? – сейчас покажу...
Итак, Церковь Казанской иконы Божией Матери
В церковь можно свободно войти, никаких дверей нет
Описание церкви с сайта:
http://sobory.ru/article/?object=06024
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Год постройки: 1770.
Адрес: Ярославская обл., Ярославский р-н, с. Курба
Координаты: 57.559918,39.49812
Входит в Храмовый комплекс церквей Воскресения Христова и Казанской иконы Божией Матери.
В центре села высится Казанская церковь, выстроенная в 1770 году, по-видимому, не без участия Нарышкиных. Это интереснейшее по своей архитектуре 16-лепесковое в плане центрическое сооружение. Его второй ярус представляет собой невысокий вытянутый четверик со срезанными углами. Высокий восьмигранный свод, близкий по форме к куполу, прорезан четырьмя люкарнами, ориентированными по стронам света. Мощные арки над люкарнами служат основанием для барабанов четырех глав, украшенными внизу мелкими декоративными кокошниками. Небольшой восьмерик с четырьмя окнами несет на себе центральную главу. Внутри храма четыре монументальных пилона принимают на себя основную тяжесть четверика и сводов. В традициях ярославского зодчества выполнены крыльца.
Композиция Казанской церкви отличается большим своеобразием. Мастера, строившие этот храм, вдохновлялись мотивами столичного барокко, смело сочетая их с традиционными приемами ярославского зодчества XVIII столетия. О высоком мастерстве строителей Казанской церкви говорит и сложное конструктивное решение перекрытий. Помимо основного сомкнутого восьмигранного свода, возносящегося над восьмериком, для перекрытия «лепестков» использованы также коробовые и крестовый типы сводов, сочетания которых создают живописную игру форм в верхней части храма.
Наружное убранство стен Казанской церкви составляют барочные по рисунку, плоские, с треугольным завершением наличника окон первого яруса и такие же но с полукруглым завершением – второго. Тот же мотив повторен и в обрамлении всех трех порталов. Ложные окна второго яруса исполняли функцию киотов. В одном из них сохранилось фресковое изображение Николы, которому в храме был посвящен особый престол.
Некоторое представление о былом интерьере дает описание храма, сделанное в середине XIX столетия. В храме находился «иконостас величественный, архитектуры елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом, но невысоком стиле: вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана альфреско… Трудились в расписании церкви ярославские иконописцы с 1796 по 1799 год» Эти росписи сохранились и до наших дней.
Рядом с церковью возносится к облакам огромная пятиярусная колокольня. Это величественное сооружение развитого классического стиля могло бы украсить любой губернский горд. Удачно найдены его общие пропорции, соотношение высоты ярусов и пролетов арок. С большим изяществом выполнены резные белокаменные детали. Вместе с далеко вынесенными карнизами, фигурными кровлями верхних ярусов и сложной формы главкой они очень обогащают силуэт колокольни, делают ее зрительно необычайно легкой и стройной.
По книге Н.С. Борисова «Окрестности Ярославля. Диево Городище-Красное-Некрасовское-Карабиха-«Великое Село»-Филиппово»