А остановились мы… в Гетто. Более того- в Гетто у… сицилийцев.
Именно вот так и не иначе. Постараться надо.
В узких улочках по-деревенски стоят скамеечки и стульчики, здесь днем провинциально сидят у своих лавочек и крошечных галерей их владельцы…
Здесь допоздна горит свет кошерной кондитерской и в излюбленном месте для ланча самих римлян- на виа дель Портико Оттавиа, на каждом втором из ресторанчиков вывеска «кошерное молоко», «кошерная еда»,
Здесь три минуты ходьбы до площади Арджентина и три минуты ходьбы до Тибра и Понте Теверина, пять минут пешком до Капитолия, но именно здесь чинно гуляют шикарно одетые бизнесмены в черных кипах а вечером тихо звучит откуда-то из старых двориков скрипочка…
Здесь на стенах вместо традиционных граффити можно прочесть- «Венеция! Молодые евреи Рима не забыли, что ты сделала!»
Вполне вероятно, что это может кого-то раздражать.
Но это- Рим. Это тот Рим, который уходит, который почти уже ушел, из переполненных туристами ресторанчиков Трастевере и засыпанной мусором вечерней Кампо деи Фьори.
Здесь круглые дворики под синим небом увиты растениями в кадках и завешены сохнущим бельем, здесь просыпаешься от запаха свеже сваренного кофе и звука открываемых ставен, а вечером с маленького балкончика заплывает в дом аромат дорогих сигар, и ты засыпаешь под красивый баритон который так прекрасно говорит на идеальном английском..
Здесь с наступлением темноты не встретишь ни одного туриста, но чинно рассаживаются на скамейках вдоль улицы пожилые синьоры в черном с неизменной ниткой жемчуга на шее…
А потом саксофон с виа дель Портико Оттавия заглушает прекрасный старый блюз с виниловой пластинки и наша сицилийская мамма, подпевая ему хриплым голосом, вдруг кричит через весь дворик- Ах, простите, синьори, я не помешала? Приятного вечера, синьори!
Несколько раз мы встречали на юге ультрас. Молодые люди в районе 30 лет на неизменных мото и в неизменных черных майках с эмблемами они проскакивали мимо, или встречались на маленьких площадях.. А один раз они раскатали как ковер длинный черный плакат с какими-то белыми надписями – прямо на улице, и владельцы ресторанчиков, пошептавшись, все вместе подошли к здоровым бравым парням и попросили «ковер» убрать. Мы, за столиками кафе, съёжились. Но обошлось. Парни свернули плакат и разъехались на своих мотоциклах.
А вспомнила я этих ультрас здесь, в Риме.
Я не сионист и не антисемит. Я человек абсолютно нейтральный.
Но у меня мурашки бежали, когда я видела три медных пластинки на булыжной мостовой у нашей римской двери: «в 1943 году в этом подъезде была арестована и впоследствии уничтожена в концлагере синьора такая..».
Вот такое римское Гетто.
Отредактировано melodie_del_mar (2012-11-06 11:07:04)