Нюрнберг продолжает мне активно нравиться (чему, видимо, в немалой степени способствует ещё и ясная и тёплая погода), но при этом я всё-таки чувствую, что Германия не является «моей» страной (хотя и не в такой степени, как Вена). И проявляется это в мелочах. К примеру, я ловлю себя на том, что мне совсем не интересны история этих мест и судьбы личностей, во многом эту историю вершивших. Имена Карлов, Вацлавов и прочих Фридрихов не будят во мне желания «копнуть» поглубже и разобраться в их биографиях или хотя бы в различиях между ними. А попробуй мне кто сказать, что не видит разницы между испанскими Альфонсами VIII и X ! Я тут же разражусь длинной и наверняка нудной тирадой, что на самом деле общего между ними - только имя и принадлежность к испанской Короне, а во всём остальном – это совершенно разные люди, жившие в разные по своей сути исторические периоды, что Альфонс VIII был разгромлен маврам в битве при Аларкосе, но одержал над ними эпическую победу при Лас-Навас-де-Толоса, а смерть Альфонса X породила гражданскую войну, в результате чего к власти в Испании пришла династия Трастамара, представительницей которой была самая знаменитая испанская королева Изабелла Кастильская, что… впрочем, как видите, «Остапа уже понесло» . Каждая новая поездка по Испании порождает во мне всё больший интерес к её истории, побуждает ещё «тщательнЕе» разобраться в последовательности событий, в хитросплетениях династических паутин и престолонаследий, в вопросах геральдики. Даже в Германии я начал читать книгу о так называемом «диктаторе» Ф. Франко и был просто поражён, насколько предвзято и односторонне преподносится и воспринимается его личность, в том числе и в самой Испании.
По этой причине в рассказе о Баварии я уделяю (и буду этого придерживаться далее) главное внимание своим эмоционально-зрительным впечатлениям и навеянными ими мыслям и совсем не стараюсь «приправить» их «соусом» из подробностей и исторических фактов. К чему умничать мне, дилетанту в этой теме, когда огромное количество побывавших здесь, в том числе и авторы других отчётов, намного лучше меня знают и, что ещё важнее, искренне любят Германию ? А что для меня она не стала «страной души» - так что ж тут поделаешь, сердцу, как говорится, не прикажешь, а душа, перефразируя известную фразу Л. Броневого из фильма, «предмет тёмный и исследованию не подлежит» .
Тем не менее, всё вышесказанное написано исключительно для констатации объективного факта, а вообще, как я уже говорил, мне здесь всё очень нравится. Что-то побольше, что-то поменьше, но в целом удовольствие получаю огромное .
Вот ещё несколько уличных фонтанов:
На последней фотографии – установленный рядом с церковью Св. Лаврентия Фонтан добродетелей. Автор разместил на первом ярусе женские фигуры, олицетворяющие шесть основных (по его мнению) человеческих добродетелей с соответствующими символами (надежда с якорем, терпение с ягненком и т.д.), а увенчал фонтан главной (опять-таки, по своему личному мнению, не соответствующему главной идее Евангелий) добродетелью - Справедливостью с её традиционными атрибутами - завязанными глазами, мечом и весами.
Лоренцкирхе (церковь Св. Лаврентия) – самая красивая, на мой вкус, церковь не только в Нюрнберге, но и среди всех остальных увиденных в Германии городов :
Возможно, сказалось и то, что, хотя Лоренцкирхе тоже пострадала во время войны, её фасад и башни - самое красивое в любой готической церкви - не были разрушены (судя по фото тех времён), сохранив изначальные величие и гармонию.
Её интерьеры тоже остались в памяти как выглядевшие самыми аутентичными из всех прочих восстановленных:
Ещё один красивый уголок на реке – бывшая больница Святого Духа (Heilig-Geist-Spital), построенная в 14 веке для больных, пожилых и нуждающихся людей:
А это симпатичное здание, где сейчас находится полицейское отделение, в средневековье служило арсеналом. Хотя правильнее было бы сказать, что арсенал стоял на этом месте, потому что от него осталась только часть стены, а всё остальное было сооружено уже в намного более поздние времена.
Любопытным памятником Нюрнберга является скульптура по мотивам книги «Корабль дураков», иллюстрации к которой были выполнены молодым А. Дюрером. «Корабль дураков» – сатирическая поэма, написанная неким Себастьяном Брантом в конце 15-го века, многократно переиздававшаяся на многих языках.
Утренний осмотр Нюрнберга, возможно, благодаря небольшим расстояниям, занял меньше времени, чем я предполагал вначале. Ходить взад-вперёд по уже увиденным (порой и не раз) местам не хотелось, а обеденное время ещё не наступило. Поэтому, бросив ещё один взгляд на освещённые ярким полуденным солнцем крыши, башни и шпили города,
было решено «перенести» невольно сэкономленное время на следующие города маршрута. Подкрепившись напоследок (и на дорожку) порцией уличных Bratwurst (ресторанные всё же были повкуснее !), мы забрали из отеля вещи и уехали в БАМБЕРГ.
Билеты на поезд покупались в вокзальном автомате, и сомневающимся в своих силах могу сказать, что там имеется один из самых понятных и прозрачных интерфейсов, которые я когда-либо встречал. По большей части надо просто «поддакивать», а главный интеллектуальный процесс заключается в правильном вводе пункта назначения.
И ещё: я часто читал, что билет в «человеческой» кассе стоит дороже, нежели купленный в автомате. У меня нет большой практики на этот счёт, но цена билета до Нюрнберга, купленного в кассе в аэропорту Штутгарта, была абсолютно такой же, как на сайте DB, равно как и в автомате (я специально уточнил у кассирши этот вопрос).
Кстати, я так и не понял, в каких случаях в Германии надо компостировать билеты . У меня в общей сложности имелись 2 билета разных форматов на разные переезды (остальные были электронными, приобретёнными на сайте «Дойчебана»), и в обоих случаях компостирование не потребовалось.
Между Нюрнбергом и Бамбергом довольно часто курсируют региональные поезда, «покрывающие» расстояние от одного города до другого менее, чем за час. Кстати, они мне понравились больше, чем междугородние, поскольку в скорости уступают совсем чуть-чуть, по комфорту вполне сопоставимы, а по количеству народу однозначно выигрывают . БОльшую часть пути (этого и последующих) пассажиров не набиралось и на полвагона:
В кадр попал злой (на самом деле – очень приветливый, как и все остальные) контролёр – непременная составляющая любой железнодорожной поездки (кроме S-Bahn, но там, возможно, просто другой алгоритм проверки) в Германии. Это объясняется очень просто: он не подсаживается внезапно посреди пути, а сопровождает поезд по его маршруту и после каждой станции «ревизует» вновь прибывшее «пополнение». В случае электронных билетов банковская карта, по которой они покупались, проверяется в обязательном порядке. Кстати, после каждой проверки контролёр произносит ещё одно слово, знакомое с детства по фильмам: «Яволь !». Услужливая память сразу же подсказывает картинку вытягивающегося по струнке офицера в понятно какой форме, выкрикивающего зычным голосом: «Яволь, майн фюрер !» . Ну что поделаешь, детские впечатления (которые сохранились) – одни из самых устойчивых в нашей жизни…
БАМБЕРГ
В Бамберге вокзал находится не так близко к центру, как в Нюрнберге, от него надо пройтись минут 15-20. По пути смотрим церковь Св. Гандольфа - старейшую в городе:
А это – совсем современная (середины 20-го века) церковь Христа Спасителя (Erlöserkirche):
Вид на берег канала Рейн-Майн-Дунай, берущего начало около Бамберга у реки Майн и связывающего через неё Рейн с Дунаем: