============================================
Под небом голубым...октябрьской Баварии (+ Страсбург)
============================================
Штутгарт - Нюрнберг - Бамберг - Вюрцбург - Ротенбург-на-Таубере - Страсбург - Штутгарт
Название этого рассказа появилось спонтанно и неожиданно для меня самого. Я и в самых розовых мечтах не мог представить такую прекрасную погоду, которая сопровождала нас на протяжении всей поездки . Судя по погодным архивам, во второй половине октября в Баварии вполне можно было напороться на погоду, аналогичную московской, а октябрьская Москва - брррр... Поэтому в радужные предварительные прогнозы верилось с трудом, но когда они из долговременных переросли в разряд "на завтра", если и изменившись, то в ещё лучшую сторону, дорожный гардероб пришлось радикально менять буквально за несколько часов до отъезда.
Вообще Германия меня особенно никогда не привлекала. Единственное место, которое я всегда хотел там увидеть - кёльнский собор - я посетил 10 лет назад. Гипотетически мне было бы интересно посмотреть города Трир, Аахен и Бремен, но они расположены слишком далеко от маршрутов наших путешествий, чтобы стать реальностью в каком-то обозримом будущем. Однако года 2 назад мне попались на глаза фото старого Нюрнберга, а уже совсем недавно - Ротенбурга-на-Таубере, и оба города сразу попали в разряд "хочу !". "До кучи" за основу поездки вместе с ними был взят и французский Страсбург, давно уже числившийся в этой же категории. Ну а остальные города были выбраны "методом тыка" в полном смысле этого слова: объединив получившийся "треугольник" в черновой маршрут, я просто перебрал города, находящиеся не столь далеко от него, "пробивая" каждый из них на фотосайтах, и таким образом сделал окончательный выбор в пользу Бамберга и Вюрцбурга. Теоретически я рассматривал ещё и Кобург с его мощной крепостью, но в конечном счёте посчитал, что регламент поездки при этом становится слишком беглым (кстати, как показало будущее, при желании это тоже можно было реализовать без особого напряга).
Выбор Штутгарта в качестве точки входа/выхода был обусловлен банальной причиной: ценой авиабилета, оказавшейся минимальной из всех близлежащих вариантов. К тому же он прекрасно вписывался в логистику, позволяя удачно "закольцевать" весь маршрут. Единственным недостатком такого решения было отсутствие он-лайн регистрации "Аэрофлота" из Штутгарта (равно как и терминалов саморегистрации в тамошнем аэропорту), вразумительного объяснения чего я искренне не нахожу (Германия всё ж не Буркина-Фасо какая-нибудь, да и наш главный авиаперевозчик стал довольно презентабельной компанией) .
Естественно, после определённости с маршрутом и закупкой всех необходимых билетов (благодаря предварительному бронированию мне удалось купить билеты до Страсбурга за 29 евро вместо "розничных" 79 ) встал вопрос о более локальном планировании - внутри самих городов. И тут выяснилось, что немецкая картография очень далека от идеала (в отличие от испанской): из всех мест только сайт Бамберга предоставлял более менее подробную (хотя и несколько сумбурную) карту. Материалы же, присланные из самой Германии и из Страсбурга (я написал в туристические офисы всех городов, и почти все откликнулись - кроме Нюрнберга), оказались красивыми, но абсолютно не годными для ориентации на уличном уровне. В итоге нам пришлось пользоваться картами с сайта www.planetware.com и распечатками из maps.google.ru.
И ещё одна вещь обратила на себя внимание. Ещё летом, при подготовке визита в Вену я был очень удивлён, не увидев на гугловской карте города ни единого маршрута "жёлтого человечка", позволяющего более точно оценить, насколько то или иное место или тот или иной путь являются действительно интересными. Этот метод уже не раз помогал "отфильтровать" нужные именно нам места и сэкономить таким образом и время, и силы. К примеру, на улицах большинства городов "отсталой" Испании (равно как и совсем не отсталой Франции) имеются уличные камеры, через которые мы и видим окрестности глазами "жёлтого человечка". В Германии же они имели место быть только в Нюрнберге, и то очень локально, а остальные города являлись абсолютно "белыми пятнами" (в оговорённом выше смысле, естественно).
Вообще тот факт, что Германия - самая экономически сильная страна Европы, отнюдь не бросается в глаза, по крайней мере, в Баварии. Я помню, как впервые оказался здесь ещё в прошлом веке (как громко звучит !): в 1998 году, в командировке в Мюнхен, в рамках развлекательной программы которой нам было устроено посещение "Октоберфеста". Это была моя вторая в жизни поездка за границу - после Италии. И Германия произвела на меня очень сильное впечатление, прежде всего - технической стороной местной жизни и быта. Я до сих пор помню свои слова, сказанные после этого: "Я знал, что по меркам Европы Италия является аграрной отсталой страной, но даже не представлял, что настолько". Многое из того, с чем я там столкнулся, было для меня впервые. Это и самов(ы)ключающийся свет в отелях, и дверные ключи-карточки, и эскалаторы, начинающие ехать только при приближении к ним, и якобы обычная (внешне) пересадка в метро, когда, пересев на мало чем отличающийся поезд на соседней платформе, можно было уехать за несколько десятков километров от города (тогда я ещё не знал слова S-Bahn). А когда я ехал (принимающая сторона "обихаживала" нас по полной программе) по автобану на 230 на спидометре, я не столько восхищался такой скоростью, сколько был разочарован тем, что она совсем не ощущалась. Были и другие подобные моменты, многие из которых уже стёрлись из памяти, но общее ощущение я запомнил на всю жизнь.
С тех пор прошло 14 лет. Экономика Германии по-прежнему остаётся европейским лидером. Однако технические нюансы быта уже не восхищают, более того, порой вызывают искреннее недоумение. Наличие датчиков движения, регулирующих освещение, теперь намного чаще можно встретить в той же Испании. Отельные ключи частенько напоминают своих предков, открывающих ворота средневековых городов. Немецкие поезда имеют обыкновение задерживаться: не всегда и не намного, но часы по ним сверять я бы не стал. А больше всего поразило повальное непринятие банковских карт в кафе, ресторанах и некоторых (это слово я применил просто из осторожности, поскольку был всего в двух, и в обоих результат был одинаковым) универсамах . Особенно сильный контраст в этом вопросе получился на фоне Франции, где карту легко принимают практически в каждой сувенирной лавке и едальне любого калибра, вплоть до последней уличной. Оплата картой уже давно перестала быть понтом или роскошью и стала прежде всего практичным инструментом, позволяющим не задумываться о необходимости постоянно иметь в кармане мелкие купюры и железную мелочь. Поэтому отсутствие такой возможности в Германии, особенно учитывая, что некоторые автоматы здесь принимают банкноты не дороже 10 (или 20, точно не помню, но суть от этого мало меняется) евро, изрядно напрягала . Нет, в отелях и вокзальных кассах (наверняка - в крупных магазинах) карточки принимают без вопросов. Но НИ В ОДНОМ ресторане оплатить ею не удалось. Так что одним из самых частых слов, услышаных мной в Германии, было in Bar - "наличные". Возможно, такова особенность именно баварского региона, но уж с чем я столкнулся - о том и пишу.
Ещё одним аспектом подготовки к новой поездке является язык общения. В Германии на английском говорят почти всегда и везде (хотя не скажу, что в 100%). Но мне в любой стране всегда нравится знать и при случае использовать хотя бы несколько десятков основных слов и выражений на местном языке - это добавляет путешествию особого драйва, да и местными в большинстве случаев заметно приветствуется (особенно на Ближнем Востоке). Надо сказать, что немецкий язык (кстати, непонятно, почему страна - Германия, но жители - немцы, и всё, что с ними связано - немецкое, по-моему, подобных русскоязычных нонсенсов в мировой географии больше не наблюдается) для большинства советских людей совсем не является "белым пятном", даже если они его никогда не изучали. По крайней мере моё поколение, воспитывавшееся на фильмах и книгах о Великой отечественной войне, непременно знает (хотя, возможно, даже не осознаёт этого) некоторые зачатки немецкой речи и не менее двух-трёх десятков слов и выражений: хэндэ хох и гутен так, хальт и шнель, УНТЕР-офицер и ОБЕРштурмбанфюрер, фатерлянд и дойчлянд юбер аллес, яволь и майн кампф, зер гут и битте шён (про русиш швайн я корректно умолчу - типа как). Ну а уж айн-цвай-полицай, натюрлих и фантастиш знают даже те, кто никогда лингвистикой не заморачивался . Смех смехом, а от этих знаний до некоего начального уровня очень поверхностного понимания дорога уже не так далека. Например, то же слово швайн уже поможет немного сориентироваться в ресторане.
Мне было проще: когда-то я начинал учить немецкий (дело было во время институтской сессии, делать было нечего, и я решил для разнообразия поизучать какой-то язык, кроме программного английского) и продвинулся достаточно далеко: разговорной практики, естественно не было, но технические тексты со словарём мне удавалось понимать хотя бы в общем. А главное, я понял один из самых важных моментов в немецком языке - структуру их предложения. В каждом языке есть свои заморочки (в испанском таковыми я считаю изменяемые глаголы и сослагательное наклонение), так вот в немецком главными мне представляются так называемые отделяемые приставки - очень противная штука, когда смысл слов, имеющих один корень, принципиально различается в зависимости от приставки (в русском языке примером могут быть слова Увидеть и НЕНАвидеть). Так вот, эти приставки потому и называются соответственно, что имеют обыкновение отделяться от слова и располагаться в самом конце предложения (порой - очень длинного). Поэтому при переводе фразы надо обязательно дочитать до конца, найти приставку, разобраться, к какому глаголу она относится - и только тогда понять окончательный смысл предложения .
Естественно, до таких тонкостей в разговоре я не дошёл и вообще старался использовать простые фразы, иногда предварительно подглядывая отдельные слова в пиратском Лингво, установленном на планшетнике. Но в целом общение удавалось (хотя частенько - вперемешку с английским), и это придавало путешествию дополнительный кайф .
Приземлившись в Штутгарте, мы быстро (исключительно благодаря правильно выбранным местам в самолёте, поскольку в целом процесс шёл очень длительно и нудно) прошли паспортный контроль и успели на ближайшую электричку до города, где на станции Bad Cannstatt пересели в региональный поезд до Нюрнберга:
В общей сложности дорога заняла более 3-х часов (первый опыт общения с дойчебаном оказался удачным, поезд пришёл точно по расписанию), и около половины шестого мы вышли на привокзальную площадь Нюрнберга и направились в отель, расположенный близ исторической части города. Я шёл по улице, смотрел по сторонам и с удивлением ловил себя на мысли: мне ЭТО нравится ! Произошло то, чего я ожидал меньше всего: Нюрнберг очаровал меня с первых же шагов .
А уж когда я увидел шпили расположенной практически напротив отеля готической церкви Св. Лаврентия (Lorenzkirche) в абсолютно "моём" стиле, я был сражён окончательно и уже понимал: что бы я ни увидел дальше, я уже не пожалею, что приехал сюда .
Отредактировано savl (2012-11-04 16:28:31)