Монастырь Гандзасар
Он расположен в горах еще выше, чем Дадиванк, да еще и на холме, отчего доминирует над местностью, появляясь, однако, внезапно, из-за поворота, на фоне старого кладбища. Этот вид был так хорош, что, осмотрев монастырь, мы попрыгали вниз к кладбищу, чтобы сделать фото.
Книгохранилище - филиал ереванского Мантендарана. Не пошли, поскольку 7 лет назад были в основном музее и было лениво. В принципе, забегая вперед, мы приехали в Степанакерт уже в 15 ч и времени было вагон, поэтому если у вас аналогичный маршрут, то можно и посетить музей, если есть такое желание или если сомневаетесь.
Кроме старинного кладбища, здесь и кладбище села, потому что монастырь - место почитаемое.
Ориентироваться в монастыре проще простого: по периметру - кельи, в центре - собор с притвором (гавитом).
Монастырь впервые упоминается в хрониках в 10 веке. Согласно преданию, в усыпальнице храма захоронена отрубленная Иродом голова Иоанна Крестителя, принесённая сюда из Киликийской Армении во время одного из крестовых походов, из-за чего храм получил название Сурб Ованес Мкртыч (св. Иоанна Крестителя). Стоящий здесь собор построен в середине 13 века князем Гасаном Джалалом, о чем гласит надпись в соборе, слева от алтаря, на стене под окном (было темно, у меня фото не вышло).
Именем Святой Троицы — Отца, и Сына, и Святого Духа — я, слуга божий Джалал Дола, сын Вахтанга, внук Великого Асана, царь Хоханаберда с обширными провинциями, повелел сделать эту надпись. Отец мой перед своей смертью завещал мне и матери моей Хоришах, дочери великого князя Саргиса, построить церковь и кладбище отцов наших в Гандзасаре, [строительство] которого началось в 765 году армянского летоисчисления (1216 г.) с помощью Дарителя Благ, и, когда возвели восточную стену до окон, мать моя, отказавшись от светской жизни, в третий раз отправилась в Иерусалим, где, надев власяницу и проведя многие годы в отшельничестве у врат Храма [Гроба] Господня, ушла в мир иной в День Воскресения Христа, и там же была похоронена. Мы же, помня о напастях, подстерегающих нас в жизни, поспешили завершить строительство и закончили её милостью и благословением Всемилосердного Господа (в 1238 году).
Несмотря на то, что притвор был построен позже (на 30 лет), мне он показался более интересным - Гандзасар служил резиденцией и семейной гробницей княжеского рода Гасан-Джалалянов, правителей Хаченского княжества, и в притворе совершенно завораживающие надгробные камни!
Особенно этот - могила князя Гасана III
Плита надгробья сделана из белого мрамора и украшена тремя резными сферическими фигурами, среди них: Звезда Давида, в центре которой находится изображение Колеса Вечности — древнего индоарийского знака, который широко применяли армяне в средневековье, например в Ани. Колесо обрамлено шестью фрагментами растительного орнамента, два из которых представляют так называемую «французскую лилию» (флер-де-лиз). Данный редкий символ — объединяющий Звезду Давида и Колесо Вечности, также встречается на строениях Монастыря Цахац-Кар в Вайоц-Дзоре, то есть на тех территориях где правили родственные Асан Джалалу династии Орбелян и Прошян. Вторая сфера — звезда с щестнадцатью лучами — что-то среднее между восточноазиатской версией Колеса Вечности (индийский символ Ашока Чакра) и македонским символом Виргинской Звезды. До сих пор не известно, что эта сфера означает. Третья резная фигура олицетворяет в Армении «Солнце» (арм. արև) — выпуклая сфера с орнаментами, которую очень часто изображают в нижней части хачкаров. Солнце является древним символом армянской дохристианской веры, который сохранился в Армянской церкви чудом.
На надгробной плите написано: «ԱՅՍ է ՀԱՆԳԻՍՏ ՄԵԾԻՆ ՋԱԼԱԼԻՆ: ԱՂԱԻԹՍ ՅԻՇԵՑԵՔ։ ԹՎ ՊՁ». В переводе с армянского это означает: «Здесь покоится Великий Джалал; вспоминайте его в своих молитвах; 1431 год»