«… В прусских хрониках укрепления тевтонцев называются красивым словом — иладия… Трудно и вообразить, что за этим поэтичным созвучием скрывается неприступная цитадель, способная в минуты опасности ощетиниться тысячами стрел и копий. Тевтонцы знали толк в строительстве крепостей. В основе каждой лежал квадрат — так делали римляне, а они не знали поражений. Высокие стены и глубокий ров были для обитателей замков надежной защитой.» (Е.Монусова)
Именно эта надежная защита и помогла рыцарям спастись тогда, в июле 1410 года, от полного разгрома. «Поляки и литовцы предали земле убитых — и двинулись к Мальборку. Сколь стремительно шли к Грюнвальду — столь медленно передвигались теперь. Сто километров преодолевали более недели. Это позволило крестоносцам наладить защиту своей столицы. Через полтора месяца бесплодной изнурительной осады войска Витаутаса первыми отправились зимовать на родину. А вслед за ними сняли блокаду и поляки…»
А в ноябре состоялись выборы нового Великого магистра. Делом это было нелегким, поскольку большая часть знатных рыцарей полегла в Грюнвальде. На весь край оставалось только три достойных кандидата, - Михель Кухмейстрер фон Штенберг и два рыцаря с одинаковым именем - Генрих фон Плауэн. Другие, молодые рыцари, не претендовали на столь большой пост. Один из Генрихов был наместником, державшим оборону замка. Посовещавшись, рыцари решили поручить именно ему выбор Магистра, в тайне надеясь, что собственное имя он произнести не сможет. И вот, после торжественной службы, наместник обратился к каждому из выстроившихся рыцарей с вопросом: согласны ли они будут с его выбором? Не воспротивятся ли решению? Каждый ответил, что да. Тогда наместник сказал: «Тот, кого укрою этим плащом, станет Великим магистром». Под звон колоколов медленно и величественно он взял плащ погибшего Ульрика фон Юнгингена и… накинул его себе на плечи. « Я, Генрих фон Плауэн, выбираю с вашего соизволения себя самого Великим магистром Тевтонского ордена». Давши предварительно рыцарское слово, уже никто и пискнуть не посмел.
Нашла изображение Генриха фон Плауэна. Личико у него, прямо скажем, не очень хорошенькое… То ли дело предыдущий магистр - Ульрик фон Юнгинген ( см.справа), прямо орел, любо дорого посмотреть