Поездка в Италию на Новый Год была запланирована почти год назад. Мой друг (и, одновременно, шеф) вернулся оттуда после новогодних каникул прошлого года. Он ездил в городок Бормио, в 230 км на северо-восток от Милана. Ему понравилось всё, кроме стоимости тура через туроператора. На вопрос, хотел бы он съездить туда снова, но в 2 раза дешевле и в компании моей семьи, он ответил утвердительно.
Не буду «грузить» вас отчетом о том, куда мы ездили и что делали. Для тех, кому это интересно, остановлюсь на стоимости отелей, услуг и т.п., а также отмечу, на что следует обратить внимание.
В конце января мы купили билеты в Милан у Люфтганзы, обошлись они нам 21 тыс. руб. на троих (двое взрослых и ребенок 11 лет). Туда летели через Дюссельдорф, обратно через Франкфурт. Пересадки удобные – менее 2-х часов. Единственный минус перелета туда – прилет в Милан в 19-30. Пришлось забронировать на одну ночь 3 номера в отеле Олледжио Мальпенса в 15 км от аэропорта. Размещение 2+1 для нас, и 2 номера на двоих для наших друзей, поскольку у них двое детей, один из которых считается взрослым. Наш номер стоил 65Е, 2 других по 45Е. Машины мы забронировали в Европкаре, забирать планировали в 9 утра следующего дня.
Попытка заказать по мэйлу и через сайт отеля трансфер ни к чему не привела – никто не ответил. Мы решили, что возьмем такси. Полеты прошли точно расписанию. В Дюссельдорфе на выходе в транзитную зону нас основательно потрясли и никак не хотели пропускать купленные в Домодедово и запечатанные в пакет духи. Мотивировка – Москва – это не Европа, из Европы можно, из Москвы - нет. У нас был «лишний» рюкзачок и мы уже готовы были сдать духи в багаж, но после долгих переговоров в дело вмешалось начальство и наши духи в рюкзачок не попали.
По прилету я сдал лыжи и сумку с ботинками в камеру хранения (выйдя в зал прилета Терминала 1, надо повернуть направо и пройти весь терминал почти до конца, с левой стороны будет дверь камеры хранения). Работает она с 6-00 до 22-00. Оплата берется за каждый день, т.е. сдав вещи в 20-00 и забрав их в 8 утра, я заплатил за 2 дня, по 4 Е за день за 3 предмета - всего 24Е.
Выйдя на улицу, мы увидели вереницу такси, и толпу беседующих таксистов. На вопрос про отель, самый англоязычный из них ответил, что в отеле есть трансфер. Он тут же набрал номер отеля со своего телефона, поговорил пару минут и отдал трубку мне. Администратор отеля сказал, что трансфер надо заказывать на сайте, и что т.к. до отеля 15 км, нам придется ждать до 20-35. Я ответил, что нет проблем, посетовав на то, что мои попытки бронирования трансфера оказались безрезультатными. В 20-30 к 4-му выходу отеля подъехал микроавтобус. По нашим наблюдениям за 25 минут от стоянки не отъехал ни один таксист. Самое интересное, что для нашего номера за 65 Е трансфер был бесплатным, а с обоих номеров по 45 Е взяли по 20 Е в один конец.
На утро мы заказали трансфер обратно, поскольку желающих было много, наш выезд был самым первым – в 7-00. В стоимость проживания входил завтрак, но он предоставлялся с 7-00. Тем не менее, в 6-40 девушка из бара любезно сварила нам кофе, сделала чай, все остальное нам разрешили взять в еще не открывшемся «ресторане». Мы заплатили только 1 Е за какао ребенку.
В 7-30 мы снова были в Мальпенсе. Офис Европкара уже работал. Все прокатные конторы, как и стоянка прокатных машин с литерой «А», находятся на «– 1» этаже, по дороге к железнодорожной платформе. Оформили машины быстро. Вместо заказанного Опеля Астры универсала (Рено Мегана) «на руке» мне, видимо, как постоянному клиенту Европкара, предложили Вольво V60 вагон с автоматом. Аренда на неделю с учетом промокода и с франшизой на ущерб и угон обошлась по цене Опеля - 279Е, на карточке заблокировали 630Е. Второй машиной был Рено Меган универсал. Машины, естественно, дизельные. Нас предупредили, что топливо залито летнее (полный бак), и, если мы поедем в горы, то при -10 – -15 оно замерзнет. При этом менеджер не предложил нам заказать цепи на колеса.
Я думал, что в северной части Италии, как и в Австрии, в зимний период на прокатных машинах обязательно стоит зимняя резина. Когда мы обнаружили, что резина летняя, причем наиболее летняя – Континенталь СпортКонтакт 3, всё уже было оформлено, и цепи заказать было нельзя. Мы решили, что до Бормио доедем, а там, если надо, купим. «Если» оказалось неуместным, обязательно надо покупать, продаются они на заправках. Стоимость цепей от 60 Е (за 17-дюймовые на заправке, не доезжая 10 км до Ливиньо) до 90 Е (за 16-дюймовые в самом Бормио). О ценах на цепи по дороге до Бормио ничего сказать не могу. Любой итальянец любезно поможет вам их поставить, если вы не умеете это делать. Дешевле все же заказать их в прокатной конторе, да и удобнее, в Москву не надо будет тащить (жалко оставлять ведь).
Расстояние от Мальпенсы до Бормио - 230 км. Первые 130 км по автостраде и тоннелям вдоль озера Комо вы пролетите менее чем за полтора часа, если не будете превышать скорость. Оставшиеся 100 потребуют минимум 2-2,5 часа из-за того, что дорога становится узкой, идет через населенные пункты, скорость ограничена 50-70 км/ч, ну и из-за большого трафика. До Бормио мы доехали за 4 часа без проблем. Выехав из последнего тоннеля длиной 8 км, попадаешь из осени в зиму.
Во время и после снегопада проехать дальше Бормио - в Вальдидентро и, тем более, в Ливиньо - без цепей практически невозможно, да и за езду без цепей могут оштрафовать. Хотя, следует отметить, что дороги начинают чистить практически с началом снегопада.
Мы жили в частном отеле-апартаментах Casa Martinelli в Вальдидентро, в 7 км выше Бормио по дороге в Ливиньо.
Всего там 16 или 17 однокомнатных (650Е на 6 ночей) и двухкомнатных (1100Е) номеров, каждый из которых имеет небольшую кухню. Цены на отели здесь и ниже приведены на пиковую – новогоднюю неделю. После 10 января они падают раза в полтора. Бесплатная стоянка находится прямо напротив отеля. Опыт показал, что покупая по дороге в апартаменты продукты, надо обязательно купить средство для мытья посуды и губку.
Ближайший подъемник (зона катания CIMA PIAZZI) находится в 500 м от отеля, напротив него есть большая бесплатная стоянка. Кабина поднимает с высоты 1450 м на высоту 1950м.
Дальше бугельные подъемники тянут еще выше. Наверху спуски на любой уровень катания, есть, где перекусить и отдохнуть. Подъемники работают до 16-30, еда – только до 15-00. Стоимость скипаса в этой зоне катания 22 Е на троих на 2 часа, 33Е на полдня (8-30 – 13-00 и 12-30 – 16-30). На день мы не брали, т.к. не видели в этом смысла. Залог за скипас 5Е. В этой зоне катания нет проката и камеры хранения.
Недостатки размещения в отелях-шале типа нашего - отсутствие сауны (иногда очень хотелось погреться после катания) и довольно скромное отопление, практически всегда в апартаментах было прохладно.
Как вариант мы рассматривали размещение в отеле-апартаментах Derby, который находится практически в самом центре Бормио. Но через неделю после бронирования через Букинг без предоплаты, отель попросил 300Е и через день нашего молчания обнулил нашу бронь. Мы побывали в этом отеле. При цене 1300Е на троих на 6 ночей, отель предоставляет возможность попариться в сауне. Кроме того, у него очень удачное расположение – примерно в 300-400 м от главного подъемника Бормио 2000, на машине ехать не надо. В отеле много русских, т.к. многие туроператоры предлагают именно его.
Зона катания Бормио состоит из двух частей – Bormio CIUK (левее) и Bormio 2000 (правее). Основная ее часть находится выше 2000 м (сам Бормио – 1225 м). Есть несколько подъемников на разные высоты – вплоть до главного – на 3012 м.
Я не являюсь опытным горнолыжником, поскольку катаюсь всего 4 года и первый раз в горах, но с высоты 2636 м я все же съехал. Трехтысячник оставил на следующий раз. Склоны также на любой уровень катания – от голубых до черных.
На площадку 2000м можно заехать и на машине (8 км по довольно простому серпантину), однако, при спуске в конце дня вы попадете в большой трафик и будете ехать вниз около часа. Вообще, в час-пик Бормио - это сплошная пробка, разве что узкая – один ряд в каждую сторону.
Стоимость катания в Бормио 22,5 Е на 2 часа (без скидок на детей), 33,5 Е на 4 часа. Внизу, на улице, тянущейся вдоль нижней части склона, несколько пунктов проката лыж (около 75Е за комплект в неделю), камер хранения и спортивных магазинов (довольно дорогих).
Примерно в 10 км от Бормио есть зона катания Santa Caterina Valfuvra, расположенная на высоте около 1700 м. Подъемники могут поднять вас на высоту до 2887 м. В районе Бормио есть также зона катания – LE MOTTE с максимальной высотой 2327 м, верхушка этой зоны пересекается с верхушкой зоны катания CIMA PIAZZI. В этих зонах мы не были.
Несколько слов о наиболее дорогих отелях Бормио – Bagni Nuovi и Bagni Vecchi. Минимальная стоимость номера на двоих с завтраком – порядка 2300 Е на 7 ночей (меньше 7 ночей забронировать нельзя). Непосредственно в отелях находятся термальные источники, можно заказать бесплатный трансфер из одного отеля в источники другого (форма одежды парадная – махровый халат и тапочки). Недостаток один – оба отеля находятся «на отшибе», чтобы погулять по улочкам или покататься на лыжах, надо пользоваться транспортом.
Наиболее разнообразной зоной катания является местечко LIVIGNO. Сам городок находится на уровне 1800 м и расположен в 33 км от Бормио. Не думайте, что это всего 33 км, быстрее, чем за час вы не доедете. Дорога постоянно петляет, то поднимается, то опускается. В снегопад в темноте она очень красива, но 25 км до Вальдидентро мы ехали 1 час 10 минут. Бывает, что дорогу перекрывают на неопределенное время. В этой зоне более 20 склонов и 30 подъемников на любой вкус. Цены на уроне зоны катания CIMA PIAZZI, т.е. дешевле, чем в Бормио. Можно взять скипасы не только на время, но и на количество подъемов. Стоимость каждого подъема будет порядка 1-1,5 Е в зависимости от количества.
Ливиньо – это зона беспошлинной торговли. В правой (если смотреть с горы на въезде) части городка на главной пешеходной улице расположено множество магазинов, не только спортивных. Цены здесь значительно ниже, чем в Бормио, особенно на спортивные товары (одна и та же шапочка в Бормио стоит 58 Е, в Вальдидентро 48 Е, в Ливиньо 38Е). Да и бензин самый дешевый. Удивило, что по сравнению с ноябрем, цена на дизельное топливо поднялась примерно на 25 центов (1,75 Е)
Питались мы самостоятельно. В Вальдидентро только один ресторан (работает с 19-30) и одна пиццерия. В них мы не были. В Ливиньо мы были в пиццерии напротив отеля Американо и в популярном ресторане в «торговой» части города Mario’s. Очень вкусно поели. В Бормио попытки поесть вечером без предварительного бронирования столика в трех ресторанах оказались безрезультатными. Только четвертый, расположенный где-то на узкой улочке, куда просто так не забредешь (нам подсказали в третьем ресторане) приютил нас. Везде обслуживают очень быстро. Цены от 50Е на троих с пивом или домашним вином.
Если в вашем отеле нет сауны, то на центральной улице Бормио есть «общественные» термальные источники, доступные всем (источники отелей Bagni Nuovi и Bagni Vecchi тоже доступны, но цены, прямо скажем, кусаются). 2 часа в «общественных» источниках с покупкой тапочек и шапочек (не забывайте про них!) и «арендой» полотенец обошлись нам в 66 Е на троих. Система посещения такая же, как в нашем «Ква-ква парке». Браслет на руку и время пошло. На выходе фены. Браслет сняли и за всё, что сверху двух часов, доплачиваете. Ну и один минус этого заведения – детей до 16 лет не пускают ни в сауну, ни в турецкую баню.
На обратной дороге на выезде из Бормио снимаем цепи. 3 км до тоннеля, на выезде ты снова в осени, или почти осени, цепи, во всяком случае, не нужны. Машину ставим на ту же стоянку «А» Мальпенсы, указатели на въезде – слева прилет, в середине вылет, справа стоянка. Прямо на стоянке (там есть свой мини-офис, не тот, где оформляют машины) сотрудник Европкара сам подошел к нам, проверил уровень топлива в баке, расписался в получении машины.
Вот, в общем-то, и все. Обратно долетели тоже по расписанию с прекрасно говорящим по-русски командиром А-321. В очереди на посадку во Франкфурте встретил однокурсника, с которым не виделся года с 1986. Мир тесен!
Отредактировано Slavon (2012-01-11 23:41:46)