Башни в поселке Мардаканы
В IX-XVI вв. территория нынешнего Азербайджана входила в состав государства Ширван, часто называемого также по титулу его правителей — «ширваншахов» - государством Ширваншахов.
С конца XII века столицей государства стал Баку, до этого ею был город Шемаха, расположенный чуть западнее. Не в последнюю очередь роль ту сыграло то, что Шемаха сильно пострадала после землетрясения, и была плохо укреплена на случай осады, а в Баку как раз возвели мощную крепостную стену
В XII веке ширваншахи вели войны на суше с Иберией (нынешняя Грузия) и турками-сельджуками, а с моря на Апшерон нападали русские разбойники (так, например, в 1175 г. ширваншах Ахистан I с трудом отбился от 73 судов с русским войском). Вероятно, русское войско спустилось по Волге до Каспия и напало на полуостров внезапно, ибо вся территория к юго-востоку от Чернигова контролировалась половцами до самого прихода монголов и провести войско по суше было проблематично.
Именно тогда на Апшеронском полуострове появились первые оборонительные сооружения - башни; они служили как сторожевыми - с них можно было осматривать окрестности и море и в случае опасности подать сигнал своим, подпалив заранее приготовленное топливо (нефть) на вершине башни; когда враг подходил слишком близко, в ряде башен можно было укрыться и выдержать осаду (в них создавались запасы воды и продовольствия). Кроме внешнего врага, башни служили подспорьем в междоусобных войнах. В отличие от Медичи, по приказу которых было разрушено множество башен по всей Тоскане, ширваншахи башни не разрушали, помня о внешнем враге, и теперь они могут порадовать наш взор, дойдя до нас примерно в том же виде, как и в те времена.
Всего по Апшеронскому полуострову было построено 28 башен.
До нашего времени наиболее хорошо (почти целиком) хорошо сохранились башни в Раманах, Нардаране и две в Мардаканах.
В курортном поселке Мардаканы 2 башни - сторожевая круглая (1204) и оборонительная квадратная (1188, позднее она была перестроена в XVI в.). Возможно, когда-то они и стояли на окраине селения, но сейчас обе башни окружены домами настолько плотно, что снять квадратную башню полностью практически невозможно, с круглой, правда, полегче. К квадратной башне также примыкает мечеть Туба-Шахи. Когда мы подъехали к квадратной башне, тут же, откуда ни возьмись, подбежал человек, который сообщил, что сейчас приведет смотрителя, живущего по соседству (аналогично было когда мы приехали в Раманы - из соседнего двора выскочила женщина буквально в тапочках, которая вынесла нам ключ). Смотритель пришел через несколько минут - мы только-только успели выйти из машины и сделать несколько кадров замковой стены. Он оказался крепким стариком в костюме и кепке, который когда-то был разведчиком (с его слов, сотрудником КГБ), потом - научным сотрудником, и вот уже много лет он присматривает за обеими башнями. Он тут же осведомился, как зовут мужа, и всю экскурсию обращался исключительно к Денису - меня при этом как будто не существовало. Водителя нашего он хорошо знает, и по окончании экскурсии сказал нам: "Как хорошо, что вы приехали! а то я его 2 года уже не видел!"
За крепкой решеткой оказалась квадратная башня-донжон в центре двора, окруженного прямоугольной стеной 28х25 м. По стене можно ходить, но будьте внимательны - стена только наружная, со стороны двора никакой перегородки нет.
Мы так умаялись, залезая на башню, что на стену уже не полезли. По всему двору устроены многочисленные дыры колодцев, в которых на случай осады хранили воду и продовольствие. Несколько колодцев устроены также и снаружи крепостной стены, но смотритель сказал, что он лично их заложил камнями, чтобы туда никто не проваливался. И тут же рассказал историю, как в прошлом году туристы-турки приехали смотреть башню и один из них провалился в колодец. Поэтому стоило мне сделать шаг в сторону - смотритель тут же повторял: "Осторожно! осторожно!"
Рассказывает он со значительным акцентом, но очень понятно, буквально через 15 минут уже приноравливаешься к его речи и уже не обращаешь внимания на акцент. Каждый камень, который лежит во дворе, принесен сюда именно смотрителем - он охотно рассказывает, как вокруг поселка постоянно раскапывают какие-то курганы, и он "нашел 5 камней, 4 отвез в музей в Гала, а один тут оставил, чтобы и здесь туристам интересно было". В основном, это могильные камни разных культур, но есть и каменные предметы быта. Он, к примеру, долго рассказывал о плите, которая некогда висела на башне и где было выбито имя строителя башни и ее мецената и упомянул, что хранится эта плита в Эрмитаже. Осведомился: "Не видели ее там?" А потом, качая головой, признал: "Если бы ее не вывезли, она бы точно не сохранилась тут". Очень хорошо отзывался о жене нынешнего президента страны, которая очень много делает для музеев, и тут же похвалил Путина, рассказав, что и сам когда-то работал в КГБ. "У нас тут жили чеченцы - так они меня ненавидели просто! А я им в глаза сказал: русские начили вас читать и писать, русские сняли с ваших женщин паранджу! русские построили вам дома, а теперь они плохие!?"