Гобустан
Если у вас есть хотя бы один свободный день в Баку, и весь Старый город уже исходили, то мимо Гобустана проехать вам никак не удастся - это самая популярная экскурсия из Баку. Ходишь по старому городу, а тебя у Девичьей башни чуть ли не за руки хватают: "Гобустан, хотите в Гобустан, машина с водителем, хорошая машина!" Отвечаем, что спасибо, нам не интересно, имея в виду, что нам не интересно предложение, поскольку у нас уже все договорено, получаем в ответ обиженное ворчание: "Всем интересно, а им не интересно! туда все ездят!"
К стыду своему, о Гобустане я узнала только в процессе подготовки к поездке, зато материалов было достаточно - целая книжка про Гобустан, написанная местными авторами. Чтобы вас не утомлять, расскажу буквально в двух словах (если вы заинтересуетесь подробностями, я думаю, не составит труда погуглить данный вопрос и прочесть все, что по этому поводу написано, включая историю музея и трактовку каждого из известных рисунков).
Начну с определения. Петроглифы - это наскальные изображения, высеченные первобытными людьми на стенах пещер, скалах и каменных глыбах. В 2007 году культурный ландшафт наскальных рисунков Гобустана был включён в список памятников Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
В гористой местности неподалеку от Баку (что такое каких-то 60-70 км) издавна добывали камень для строительства. Если посмотреть по сторонам в пути до Гобустана от столицы, то заметно, что дома как в близлежащих селах, так и в самом Баку построены из светлого песчаника, вероятно, как раз здесь и добываемого. Как многие уникальные памятники (навскидку - пещера Альтамира, моя мечта), открыли росписи случайно - один из рабочих увидел рисунки на скале и не только не пририсовал рядом что-то свое, но и дал об этом знать кому следует. Работы по добыче строительного камня были приостановлены, и в 1939 г. началось изучение петроглифов, которое ведется по сей день. Всего за эти годы было обнаружено более 6 тысяч рисунков, пещеры, около 40 курганов, более 100 тысяч предметов материальной культуры.
Правда, я читала и другую версию - что о наскальных рисунках сотрудники Петербургской Академии наук знали еще в 40-х гг. XIX века, о чем свидетельствуют несколько отчеов по данной тематике. В Гобустан даже приезжали профессора из Оксфорда, чтобы изучить эти рисунки, а у входа в главную пещеру имеется русскоязычная надпись 1905 года, которая гласит, что в этих местах побывал некий Крузе (не видели).
В данной местности имеется несколько гор (Беюкдаш (Большой Камень), Кичикдаш (Маленькии Камень) и Кянизадаг), вокруг которых и найдена основная масса рисунков, но туристов пускают только на одну, в двух остальных ведутся изыскательские работы. Самые древние рисунки расположены повыше, чем рисунки ниже - тем они моложе. Происходило так потому, что раньше Каспийское море подходило к подножию этих гор, которые в далекой древности были островами, и мезолитяне, вероятно, приплывали сюда на лодках, и рисовали как себя, так и лодки.
Изображение лодки с солнцем в носовой части и людей. Зигзаги обозначают дождь и облака.
Тур Хейердал впервые посетил Гобустан в 1981 году и исследовал имеющиеся здесь петроглифы. Петроглиф с предыдущего фото натолкнул его на мысль, что предки скандинавов (норвежцев) происходят из данной местности. Плюс, с его слов (а как мы все знаем, Т.Х. - признанный авторитет в данной области), камышовые лодки, изображенные на скалах, не имеют аналогов в мире. Кто знает, возможно, если бы знаменитый исследователь попал сюда раньше, не "Кон-Тики" стоял бы сейчас в Осло?
Как устроен заповедник: вы подъезжаете к стоянке музея, и идете в кассу за билетами (2 маната с человека, 1 манат=40 руб., это, такое впечатление, единая цена для всех музеев страны), затем через стоянку выходите на дорожку, по которой следует идти и осматривать достопримечательности. Вместе с нами приехала шумная группа школьников, и какое-то время мне стоило больших усилий делать фото (и не прибить кого-то), а затем мы их обогнали и под ногами они уже не прыгали.
Стрелки указывают направление движения, так что заблудиться там невозможно.
Смотрите по сторонам - рисунки могут быть в самых неожиданных местах. Некоторые рисунки видны очень хорошо, некоторые еще нужно рассмотреть. Меня не покидало чувство, что все это могло быть безвозвратно утеряно, а может, где-то в стенах старых домов в окрестных селах тоже есть петроглифы...
Гид у группы, кстати, рассказывала, что когда активные исследования только начались, и цветных фотографий не было, на черно-белых снимках исследователей рискунки были видны плохо, поэтому их для контрастности подкрашивали мелом.
У особенно важных, должно быть, рисунков имеются особые таблички - на них написано "не наступать", или "руками не трогать!" Видимо, некоторые гости недалеко ушли от мезолитян:)
Есть что-то мистическое в том. что ты вживую видишь то, о чем в детстве читал в учебнике до истории Древнего мира...
Дим, помнишь, как мы на уроках истории в 6 классе тискали каменные орудия труда древних людей?)