Рассказ о Торуни уже почти год лежит в "долгом ящике", вернее, в Фотофайле. Город настолько ошеломил, что не знала, с какой стороны к нему подступиться и как передать словами необыкновенность и столичный блеск теперь уже провинциального городка. Ну, лиха беда - начало. А раз - начало, то и начнём сначала. И где, как ни на крыше ратушной башни вспомнить о том, как и почему всё и началось.
Если опустить все подробности проживания здесь языческих племён, то начало всех начал в Торуни - замок крестоносцев 1236 года,
который они возвели на берегу Вислы.
Торуньский замок был одной из первых твердынь крестоносцев. Он отличался от других построек Ордена своей необычной, подковообразной формой. Оценить значительность сооружения можно по сохранившимся руинам - разрушенный в 15 веке восставшими против гнёта рыцарства жителями Торуни, он больше не восстанавливался.
Наиболее сохранившейся частью замка является башня - гданиско.
А вот и поток, уносивший нечистоты в Вислу.
Отреставрированное в середине 20 века и законсервированное творение рук крестоносцев ранним утром, когда стаи турья (мы были первыми) со своими камерами ещё не налетели, выглядит особенно романтично.
Удивительно, что среди многих замков, построенных Тевтонским Орденом, совсем немногие были уничтожены горожанами. Практичные жители Торуни решили перестраховаться, разрушив свой замок. Во-первых, чтобы рыцарям некуда уже было вернуться. А во-вторых, чтобы король Казимир Ягеллончик не смог, окопавшись в цитадели, контролировать город.
Ведь независимости хотели все и всегда.
А Торунь, благодаря защите от языческих прусских племён, под крылышком всё того же Ордена настолько быстро развивалась, что стала, вопреки планам крестоносцев, рассчитывающим сделать своей столицей Хелмно, большой торговой факторией.
Но период расцвета города был надолго прерван польско-орденскими войнами 15 века на долгие полвека. Если судить по меркам того времени - это почти два поколения жителей.
Всё изменилось бы в 1457 году, когда Казимир Ягеллончик пожаловал Торуни широкий набор привилегий - и расширение владений, за счёт земель, ранее принадлежащих Ордену, и право чеканить собственную монету, и преимущества в области торговли.
Да куда уже было городу тягаться с Гданьском, который получил наибольшие выгоды от присоединения к польскому королевству? Торунь в скором времени стала второстепенным торговым центром.
Но нужно было немного подождать своего звёздного часа. Собраться с силами, чтобы превратиться в одно из чудес Польши. Что и произошло в в конце 16- начале 17 веков.
Немалую, если не основную лепту в возрождение Торуни внёс тогдашний бургомистр города Генрих Стробанд.
И ещё в средневековом городе было такое наказание, даже казнь - преступников сажали на деревянного ослика, обитого вертикальными полосами железа. Добрые были люди! Но скульптурка ослика потешная!
А потом... Много воды утекло. Шведы... Французы... Продолжительная осада города русскими зимой 1813... И много ещё чего. Хорошего и не очень. Мы обо всём вспомним и расскажем, гуляя по оживлённым улицам старого города.
На одной из них мы жили. Называется она Мостовая. В гостинице "Под Орлом"
Для центра раскрученного туристического города цена была вполне вменяемой. Но бюджетные комнаты были расположены на самом верху старинного дома без лифта. Это - минус. Но, каждый раз, карабкаясь по крутой деревянной лестнице мы восхищались древностью - раскрытым зондажем в стене. И это - плюс.
И любовались на крыши соседних домов,
и еловые вечнозелёные композиции во внутреннем дворике,
тесноту которого супруг сполна оценил, пытаясь протиснуться в арку и припарковать машину.
С помощью менеджера гостиницы, в обязанности которого, наверняка, вменяется работа парковщика. На правом снимке видно, что зазор между выезжающий машиной и стеной - несколько сантиметров.
Знакомство с Торунью мы начали с нашей улицы. Мостовая начинается башней с таким же названием. (Муж ругался, что фото завалено, предлагал своё, фотошопленое, которое с негодованием было отвергнуто. Заваленое, но - своё.)
Вот как эти ворота выглядят со стороны Вислы.
И заканчивается Мостовая вот этим серым домом с патрициями.
Она далеко не такая оживлённая, как перпендикулярная, центральная, Широкая,
на которой можно любоваться каждым домом как отдельной картиной в музейном собрании.
Но если свернуть с Широкой, то характер застройки резко меняется. Как хозяйка дома, придя с работы и повесив в шкаф нарядный костюм, одевается в домашнее, удобное платье, так и Торунь меняет яркое убранство центральной улицы на скромный и уютный домашний халатик боковых переулков.
Но всегда, в любую минуту, готова встретить гостей при полном параде во всём своём великолепии.
Самое интересное ещё впереди!
Отредактировано guide (2011-09-30 21:17:51)