Онегу по-прежнему сильно штормило, но гулять по берегу стало значительно приятней, ветер не был такой злой, как накануне. Это берег Онеги я назвала брусничным - кромка леса, выходящая к берегу была вся в брусничных кустиках, сплошь усыпанных ягодами. Вода в озере оказалась неожиданно теплой, видимо Онега еще не успела остыть после летней жары. Но купаться мы не решились, и, хотя берег озера в основном песок, но в воде встречаются отдельно лежащие большие камни, и выходы гранитной породы, не видные из-за волн. Так что лезть в воду при шторме опасно. Поэтому мы ограничились прогулкой. Слева за соседним мысом видна деревня - это уже Карелия. Справа, примерно в километре, на мысе Чейнаволок, возвышается маяк, как я слышала, это самая восточная точка Ленобласти.
Дальше по плану у нас был осмотр природной достопримечательности. На карте между Гимрекой и Щелейками недалеко от берега Онеги показан обрыв, с очень приличным перепадом высот. Это старая каменоломня. Раньше туда вела дорога как раз в том месте, где сейчас карьер, поэтому мы решили поискать другие пути. Немного проехав за карьер в сторону Щелеек, мы нашли лесную тропу, ведущую на край обрыва. Через некоторое время тропу пересекла новая дорога, идущая из карьера на мыс Подъщелье прямо через лес. Дорогу мы перешли, тропа стала понемногу подниматься, по пути мы вспугнули несколько рябчиков, обнаружили охотничьи заимки. И вот тропа резко пошла вверх. Значит обрыв где-то рядом. Осторожно перелезли через поваленные стволы, и вот он обрыв, чуть дальше за кустами. Под ногами у нас пропасть. Высота впечатляющая, а внизу под нами лежал мыс Подщелье, а за ним синяя гладь Онежского озера.
фотографии плохо передают высоту, но те большие камни, что валяются внизу размером с автомобиль
После прогулки мы озадачились вопросом, где нам ночевать вторую ночь. Первоначально мы думали, что ближе к вечеру приедем на Свирь, заедем в Красный бор, посмотрим церковь, переправимся на левый берег и будем искать стоянку там. Но на деле наши прогулки затянулись, чтобы успеть на последний паром в Вознесенье надо было пошевеливаться, а делать этого не хотелось, в Красном бору пришлось бы носиться галопом. Да и, честно говоря, просто не хотелось уезжать. К тому же на вечер были запланированы шашлыки, а поиск на новом месте мог затянуться до темноты. Мы вернулись на облюбованное место и приятно провели вечер.
Ух, какое звездное там небо!
Но, как часто бывает, ясная ночь накануне чревата неприятными сюрпризами с утра.
Проснулась я от барабанящего по крыше дождя. Над лесом зависли черные тучи. Эта новость не радовала. Вопрос надо было срочно решать, пришлось «делать погоду» в семь утра. Представляю, как я смотрелась со стороны – взрослая, с виду приличная тетка сидит в обнимку с бутылкой с утра пораньше. Но зато подействовало - к девяти дождь прекратился, хотя небо осталось мрачным. Еще раз убедилась, что морошковый ликер имеет волшебное влияние на дождь, проверено неоднократно.
Чтобы попасть в Красный Бор, надо свернуть практически перед самым Вознесеньем на грунтовку, уходящую вправо. Первая деревня по пути - Чащручей. И только потом будет Красный Бор.
Церковь Святого Апостола Фомы была построена в 1871-1873 гг. Местные жители говорят, что закладной камень, что под ней - XIV века. Церковь давно не действует. В 30-х годах в церкви сделали школу, потом ее закрыли и долгое время церковь стояла бесхозной, она в очень запущенном состоянии. Еще немного и развалиться - пол прогнил, стены покосились, крыша прохудилась, печальное зрелище...
Жизнь деревни неотрывно связана с рекой, по берегам стоят лодочные сараи, сделаны причалы, привязаны лодки, рыбаки ежедневно отправляются на свой промысел. Я завидую этим людям с их простой спокойной жизнью, но сама отравленная соблазнами большого города, вряд ли на нее способна.
Дома в деревне, как и в Гимреке с Щелейками, в основном бревенчатые, большие и добротные.
Свирь хороша, сурова, как все северные реки.
Следующим пунктом нашего пути был поселок Важины. Как и Красный Бор, он расположен на правом берегу Свири, но по правому берегу дороги нет, поэтому приходится делать крюк – сначала переправа в Вознесенье на левый берег, а потом снова на правый по мосту в Подпорожье.
На паром стояла большая очередь, мы даже думали, что не поместимся, потому что среди машин стояли два огромных грузовика с каменными глыбами в кузове. Но паромщик так ловко всех расставил, что поместились все. Грузовики въезжали последними, под их тяжестью паром раскачало из стороны в сторону.
продолжение позже