Северо-восток Ленинградской области.
Деревянные чудеса Посвирья и Прионежья.
2010 год
Как нас туда вообще занесло…
Воспоминания о первой вылазке 2003
Сразу признаюсь, что с детства являюсь большой поклонницей деревянного зодчества. Эта любовь возникла, когда в 10 лет я с родителями поехала тогда еще по профсоюзной путевке в Суздаль и Владимир. Самые яркие впечатления в той поездке остались от посещения Дмитровского собора во Владимире и музея Деревянного зодчества в Суздале. А потом были Витославицы в Новгороде и, конечно же, Кижи.
Как-то раз, лет в пятнадцать, мне попался в руки атлас Ленинградской области для школьников, с указанием и описанием достопримечательностей. Там, к моему удивлению, рассказывалось о двух больших деревянных церквях стоящих на берегу Онежского озера, как говориться «в живой природе», не в музее, а в обычных деревнях. Само собой возникло большое желание когда-нибудь побывать в этих местах, но когда я рассматривала карту, казалось что это так далеко, да и везти меня туда никто не собирался.
Время шло, атлас потерялся, про церкви постепенно забылось.
И вот во время конфетно-букетного периода мы с мужем поплыли по маршруту Валаам-Кижи. Когда мы шлюзовались в Подпорожье, муж рассказывал, как они в институте были в стройотряде в Важинах (немного ниже по течению), и что там тоже была большая деревянная церковь, действующая, но в каком году она построена, он не помнил, сказал, что на вид она не очень старая, но красивая. И тут у меня в голове стали всплывать воспоминания о прочитанном в атласе. Я поделилась ими с мужем, рассказав, что на берегу Онеги есть еще деревянные церкви, только названий деревень я к этому времени точно не помнила. Муж у меня парень любознательный, перерыл домашнюю библиотеку и нашел старую книжку «Русский Север». Она в основном была посвящена рассказам о достопримечательностях Вологодской, Архангельской областях и Карелии, но поскольку Гимрека и Щелейки – именно так назвались искомые деревни, находятся практически на границе с Карелией и Вологодской областью, то и фотографии их церквей вошли в этот сборник. Не смотря на то, что фотографии были старые, черно-белые и уже не очень четкие, все равно было понятно, что они заслуживают внимания. Желание побывать там возникло с новой силой. Возникнуть то оно возникло, но осуществлению его все время что-то мешало, а время все шло и шло.
И вот в 2003 году, как раз под наше трехсотлетие брат наконец-то приехал в отпуск не зимой, и они с папаней решили осуществить свой давний план сплава по Свири от Вознесенья через Ивинский разлив до района Подпорожья. Проблема была в том, что добраться до Вознесенья со всем их туристическим скарбом не так-то просто, а вернуться обратно откуда-нибудь из подпорожских деревень еще сложнее. У нас появился большой стимул осуществить наши давнишние желания. Тут уже созрел план и у нас. К трехсотлетию наше городское руководство расщедрилось и добавило выходной. У мужа была в запасе пара отгулов, мы решили все их присоединить к выходным, отвезти наших рыбаков в Вознесенье, самим ехать дальше в Щелейки с Гимрекой, а потом через Вытегру поехать в Кириллов и Белозерск, а через две недели встретить наших туристов где-нибудь на реке под Подпорожьем. На том и порешили.
Путь в Вознесение не близкий – примерно 360 км. Мурманское шоссе отличается своеобразием, кое-где оно почти идеальное, кое-где весьма паршивое. Тяжело ехать после Синявино до Иссада, потому что там шоссе очень узкое, а машин довольно много. После Волхова становиться спокойнее, дорога шире и покрытие гораздо лучше. В Лодейном поле основное шоссе уходит на Мурманск, а дорога на Подпорожье и Вознесенье резко ухудшается. Покрытие там старое, латаное-перелатаное, один плюс – шоссе практически пустое.
По пути мы заехали в деревню под название Юксовичи (Родионово). В ин-те просматривая материалы по нашему маршруту, муж нашел сведения, что в ней тоже находится деревянная Георгиевская церковь, к тому же самая старая на территории Ленинградской области.
Она стоит северной оконечности деревни на берегу красивого Юксовского озера.
По некоторым источникам эту церковь относят к концу 15 в, по другим к началу 16. Церковь Георгия - это три стройных с мягким повалом сруба, по которым ступенчато взбегают крутые, клинчатые кровли. Внизу они с трех сторон охвачены мощным приземистым срубом, с примыкающим к нему крыльцом, венчает композицию, небольшая покрытая лемехом главка. Церковь, конечно, неоднократно реставрировалась, кое-что перестраивалось, но алтарная клеть, средняя клеть с главкой и западный прируб остались неизменными с начала 16 в.
Церковь произвела на нас всех большое впечатление, и даже наши оголтелые рыбаки сказали, что мы не зря сделали этот крюк.
И вот последний перед Вознесением поселок Шустручей. Когда мы его проехали, у всех четверых вырвался возглас - Ух ты! С холма, на котором стоит деревня, открылся потрясающий вид на лежащее внизу Онежское озеро и вытекающую из него Свирь.
Последние 10 км и, наконец, Вознесение, отправная точка наших рыбаков. Приехали мы туда со всеми нашими остановками уже в шестом часу. Разгрузка, накачивание лодок, погрузка заняла еще почти час. И вот они отплыли, а перед нами встала проблема ночлега.
Гостиницы в Вознесении нет, об этом мы знали, папа с братом собирались ночевать на острове в 10 км ниже по течению, а мы поначалу думали переправиться на другой берег Свири и заночевать где-нибудь в поле в машине. Но к вечеру сильно похолодало, на это мы не рассчитывали, ведь спальники увезли рыбаки, у нас осталось только одеяло - для такой погоды маловато. Пошли налаживать связи с местным населением. Они нам сказали, что в поселке есть общага ремонтников речного флота, и иногда там селят туристов. Общагу мы нашли, с виду неказистое деревянное двухэтажное здание, но внутри оказалось не так уж плохо. Но общага есть общага, туалет на этаже, а умывальники вообще только на первом, но зато есть кухня. Да и выбирать нам не приходилось. Нас с радостью поселили. Комната была чистенькой, теплой, даже можно сказать уютной, и никакого намека на тараканов.
Спать мы легли рано, утром проснулись в 7, по крыше барабанил дождь, но пока мы завтракали и собирались, дождь закончился, но было еще пасмурно и сыро. Мы приехали к девятичасовому парому. Вместо пристани на берегу тогда использовалась небольшая земляная насыпь, в которую паром тюкался носом, и опускал грузовые сходни. Машин было немного, мы, с некоторой опаской, довольно ровно заехали. Закончив погрузку, паром сдал задом и, элегантно совершив разворот, направился к противоположному берегу. Несколько минут и мы уже на другом берегу.
Двадцать километров по грунтовке, и мы в деревне Щелейки, вот и сбылась моя детская мечта.
Церковь Дмитрия Солунского в Щелейках построена в 1783 г. на мирские средства. Церковь невелика, но очень красива. Ансамбль состоит из шатровой колокольни, которая соединена с церковью крытым переходом. Сама церковь многоглавая, пять глав (одна из которых центральная) вместе и одна главка на алтарном прирубе. Все это выглядит удивительно гармонично, только, к сожалению, она была в довольно запущенном состоянии.
Дальше мы поехали в Гимреку. Пока ехали, тучи окончательно разошлись, вышло солнце и очень потеплело. В Гимреке много старых домов, но взгляд все время притягивает высокая шатровая церковь, стоящая на холме за деревней. Это бывший Гиморецкий погост. В центре находится Рождественская церковь датируемая 1659-95 гг., относится она к образцам распространенных в Прионежье шатровых храмов. Церковь большая, сложенная из крупных бревен, с высоким шатром, это мощная, но одновременно изящная постройка, очень красивых пропорций. Рядом с церковью стоит колокольня меньшего размера. Все это обнесено оградой с рублеными воротами. Не перестаю восхищаться нашими народными умельцами. При всей простоте линий такая выразительность форм. Мы долго гуляли вокруг, любуясь ансамблем. Да и само место там чудесное, с холма открывается прекрасный вид на деревню и озеро, вокруг зеленое поле с желтыми брызгами купавок и одуванчиков, пригревало солнце, в небе заливался жаворонок, было тихо и удивительно спокойно, и весь наш шумный город, со всеми президентами и юбилеями остался где-то далеко-далеко в другой жизни.
А дальше мы вернулись в Щелейки, потом были 2,5 км нелегкой лесной дороги в сторону озера и вот перед нами мыс Подщелье и левее чудесный песчаный пляж на берегу Онеги. Справа черными языками в воду спускались выходы каменной породы - шунгиты и габбронориты. Озеро огромное как море, вода прохладная и очень прозрачная.
Вечером мы переплыли обратно в Вознесенье. И поехали дальше в Вологодскую область через Вытегру в Кириллов и Ферапонтово.
Через две недели мы благополучно встретили наших рыбаков недалеко от деревни Пидьма.
Вторая попытка
2010 год
Прошло года четыре. Как-то раз я спросила мужа – какая из наших поездок тебе запомнилась больше всего? Он ответил – на Онегу. Я сначала удивилась, ведь к этому моменту мы объехали пол-Европы, были в Египте, на Мальте, в Тунисе, в Турции и даже Китае, не говоря уже о Золотом кольце и прочих поездках у нас, а он отметил именно эту короткую вылазку. А потом подумала-подумала и поняла, что я тоже очень часто вспоминаю эти места. Когда я рассматриваю карту Ленобласти, то всегда заглядываю на берег Онеги. И чаще всего пересматриваю фотографии именно из этой поездки.
Так почему же не повторить? И почему мы раньше об этом не думали? В голове засела мысль поехать на Онегу снова. И опять постоянно что-то мешало то дача, то погода, то к нам кто-нибудь приедет, то мы куда-нибудь уедем. Поехали мы в итоге только в 2010 году, да и то не с первого раза. Но все-таки в последние выходные лета, не смотря на обещанную холодную и дождливую погоду, мы выдвинулись в Вознесенье. Выезжать пришлось рано утром, чтобы проскочить пробки.
На Мурманском шоссе год от года мало что меняется, разве что в худшую сторону. По дороге туда на перегоне Разметелево-Иссад мы трижды столкнулись с «ремонтом» шоссе. В одном месте перекладывали асфальт – бесполезное занятие, старый асфальт был по качеству раза в три лучше нового. В двух других местах зачем-то рыли глубокие канавы по бокам шоссе, наверное, чтобы интереснее было с него падать. Эти действия задерживали движение как минимум на полчаса в каждом из мест, так как «работники» перегородили полностью одну полосу и перепускали машины то с одной стороны, то с другой. После моста через Волхов стало легче.
Перед поездкой мы просмотрели некоторые материалы об этих местах и выяснили, что кроме Юксовичей, Гимреки и Щелеек есть еще несколько мест, где стоят деревянные церкви и часовни. Так что первой остановкой в этот раз у нас стала деревня Гоморовичи. В ней находится деревянная Никольская часовня 18 в.. Она стоит прямо посреди широкого луга на въезде в деревню. Не знаю, проходят ли в ней службы, но дверь в нее открыта, внутри сделан иконостас. Очень простое, и одновременно трогательное сооружение вызывающее самые приятные эмоции. Маленькая, покрытая лемехом главка, доска ветреница, закрывающая стыки причелин, украшенная пропильной резьбой, резной конек – вот и все изыски, да больше ничего и не нужно.
-
Дальше мы поехали в Юксовичи. К нашему удовольствию нашли Георгиевскую церковь в хорошем состоянии, видно, что о ней заботятся, потому что как раз в это время у нее перекладывали кровлю. Надеюсь, что она простоит еще не один десяток, а еще лучше не одну сотню лет. Юксовское озеро по-прежнему красиво, вода в нем оказалась на удивление теплой, так что я соблазнилась на купание. И вообще в этот раз нам в Юксовичах с погодой повезло, в отличие прошлого раза, – было тихо и солнечно.
В Вознесенье мало что изменилось. А вот паромная переправа теперь выглядит по-другому – на берегу построили пристань, а роль парома выполняет баржа, которую толкает буксир. Как мне показалось, теперь на пароме помещается больше машин, чем раньше. Стоимость переправы легковухи 170 руб, пассажиры бесплатно. Паром ходит каждый час с 6-ти утра до 9-ти вечера, но есть два перерыва с 11-ти до часу дня и с шести до восьми вечера.
Движение по Свири усилилось, пока мы ждали парома, по ней в Онегу и обратно то и дело проходили сухогрузы и танкеры.
Паромщики очень грамотно расставляют машины, ведь кроме легковых машин, паром перевозит большие грузовики. Переправляется он по какой-то немыслимой траектории, делает два-три зигзага, разворачивается и только потом швартуется на другом берегу.
Типичные дома поселка
Вот такой забавный памятник вождю
на Свири
пристань
Грунтовка до Щелеек представляет собой хорошо укатанную стиральную доску, как ни странно, лучше всего по ней ехать на скорости 60 км в час, тогда трясет не так сильно.
Продолжение (Гимрека, Щелейки) в:
Северо-Восток Ленинградской области. Деревянное зодчество. часть 2
Отредактировано izwara (2012-04-01 23:50:45)