* мальтит - тяжелая болезнь, приобретаемая в результате близких контактов с Мальтой . Основной симптом - "Хочу на Мальту!" . Лучшее лекарство - авиабилет Москва-Мальта (термин позаимствован из одноименного рассказа Сергея Григорьева, но вследствие отсутствия патента на название пиратством не является )
Вообще мне не свойственно желание тосковать по местам своих путешествий. Хотя все мои поездки и увиденные в них города и страны мне очень понравились, и я с удовольствием вспоминаю их и пересматриваю фотографии и видео, желание увидеть что-то новое сильнее желания ещё раз "войти в ту же реку" . Единственным местом, куда мне хотелось вернуться, до сих пор был Стамбул (и я осуществил это желание, о чем приложил отчет в соответствующем разделе сего форума). И тут - Мальта... Совсем небольшой островок, где нет рек, мало зелени и в избытке камней... Кто бы мог подумать, но именно с Мальты я вернулся больным. Диагноз - мальтит (см. выше) в тяжелой форме И я уже строю планы следующей поездки - что-то увидеть новое, а чем-то насладиться ещё раз. See you again, Malta!
Мальта, пожалуй, самая обойденная отчетами на этом форуме европейская страна. Причем совершенно незаслуженно. Ибо история Мальты насчитывет несколько тысячелетий, там находятся самые древние из сохранившихся на земле сооружений - мегалитические храмы, на Мальте в разное время были финикийцы и карфагеняне, греки и римляне, арабы и европейские рыцари, Наполеон и англичане. Этот крохотный островок служил ареной сражений крупнейших в свое время армий и столицей общества, оказывавшего существенное влияние на политический пасьянс Европы.
Я хочу хоть немного исправить эту ситуацию и рассказать (и показать) о впечатлениях, полученных за 4 дня пребывания там. Этого времени вполне хватило для того, чтобы посмотреть все основные достопримечательности Мальты (поездка исключала "пляжность" по причине сезона-конец октября, хотя вода была еще не холодной, но состояние моря исключало возможность входа и, тем более, выхода из моря по скользким ступеням каменистого "пляжа")
Если ехать на Мальту с целью "посмотреть" (как я), то "базой" лучше выбирать либо столицу - Валлетту (отелей там мало), либо один из ближайших пригородов, лучше всего - Слиму. Во-первых, она связана с Валлеттой паромной переправой (с 8 до 15-16 часов почти каждые полчаса). Во-вторых, из Слимы есть прямые автобусные маршруты до многих ключевых мест (в частности, до Чиркеввы, откуда идет паром на о.Гозо и до Мдины через Мосту). А также, естественно, до самой Валлетты. В-третьих, отелей в Слиме великой множество и, судя по интенсивному прибрежному строительству, дальше будет ещё больше.
На Мальте нет рек и железных дорог. Все города и деревни острова связаны сетью автобусных маршрутов, периодичность движения - от 10 мин. до часа в зависимости от маршрута и времени суток. Перед поездкой лучше всего ознакомиться с нужными номерами автобусов и примерным расписанием на сайте http://www.atp.com.mt (http://www.gozo.gov.mt для о.Гозо). Основной терминал находится сразу перед входом в Валлетту (формально - в пригороде, называемом Флорианой) в виде большого круга, внешне весьма хаотичного, но с четко закрепленными местами для автобусов конкретных маршрутов (схема их расположения также есть на http://www.atp.com.mt ). Оплата производится водителю, в случае интенсивных перемещений рекомендую рассмотреть вопрос использования многодневных проездных (на 3, 5, 7 дней). Практически все остановки - "по требованию", поэтому не забудьте дёрнуть за висящий на потолке автобуса шнурок, ведуший к колокольчику или к реле звонка. Или "проголосовать", если хотите, чтоб ваш автобус остановился на остановке, на которой вы его ждете.
Автобусы Мальты сами являются большой достопримечательностью, так как большая их часть была завезена сюда еще англичанами в 50-60 гг прошлого века. Хотя ничего вечного не бывает и постепенно автобусный парк "разбавляется" относительно новыми машинами, выкрашенными в те же традиционные цвета (красно-желтый, на Гозо - серо-красный). Английская колонизация Мальты также оставила след в виде левостороннего движения (и, соответственно, правого руля).
И еще хочу опровергнуть распространенную в инете "страшилку", что в мальтийских автобусах недодают сдачи, причем "в особо крупных размерах". Возможно, так когда-то и было, но сейчас все по-другому. Даже покупая, скажем, 2 билета по 0.47 (а это типовая цена маршрута из Валлетты), вы обязательно получите на сдачу 6 (шесть) евроцентов. Причем водитель начинает выбирать сдачу еще до того, как вы оторвете билет, т.е. даже не пытается "замять" этот вопрос. Другое дело, что многие не размениваются на такие деньги и, взяв билет, сразу проходят в автобус, в таких случаях водитель не настаивает. Один раз я расплачивался 2-евровой монетой и, видя, что он полез в коробку с мелочью, сразу сказал: "дайте просто 1 евро, остальное не надо". Так он даже спасибо сказал. Возможно, более тесная интеграция в ЕС (вступление в Шенген и еврозону) заставляют Мальту европеизироваться в таких вопросах.
Аредовать машину на Мальте я бы не рекомендовал. Во-первых, автобусов вполне хватает, чтобы без проблем посетить 95% интересных мест. Во-вторых, города на Мальте очень компактные, "узкие" и вопрос парковки может стать реальной проблемой. Ну и одно дело осваивать правый руль на Кипре, где бОльшая часть дорог лежит вне городов и проблем практически не возникает, и совсем другое - на плотных, порой забитых дорогах и улицах Мальты (где можно проехать полстраны и ни разу не выехать из "города", поскольку мальтийские города имеют обыкновение переходить один в другой, другой в третий и т.д.)
Пожалуй, я слишком увлекся "методологией" и, возможно, усыпил некоторых читателей. А посему пора приступить к более визуальной части отчета - фотографиям. Начнем по порядку.
1) БОЛЬШАЯ ГАВАНЬ. Собственно, не сама гавань, а круиз по ней - на мой взгляд, обязательный пункт знакомства с Мальтой, причем я бы рекомендовал начать именно с него. Прежде всего потому, что именно со стороны (в данном случае - с воды) вы сразу получите общее представление о том, что такое Мальта. И получите огромное эстетическое наслаждение. Круизный теплоход буквально "облизывает" все извилины Гавани, заходит в каждый заливчик, проплывает мимо Слимы и Мзиды, Валлетты и острова Маноэль, Сенглеи и Витториозы, Калкары и Марсы. Вот что мы увидели в процессе круиза:
Круизы по Большой Гавани организуют 2 компании (возможно, есть еще мелкие местные) - Alliance Cruises (http://www.alliancecruises.com) и Captain Morgan (http://www.captainmorgan.com.mt/harbour_cruise.htm). Стоимость (около 16 евро), длительность (около 1.40) и маршруты примерно одинаковые.
2) ВАЛЛЕТТА - столица Мальты, город рыцарей, построенный "джентльменами для джентльменов", как сказал её основатель Жан Паризо де ла Валетт - Великий магистр ордена Иоаннитов. Валлетту трудно описать, её надо смотреть... Можно привести много фактов (даже интересных) о её истории, но по сравнению с визуальными впечатлениями, с соприкосновением к её духу вся информация о ней кажется ненужной и излишней. К тому же, возможно, каждый находит свою Валлетту - Валлетту фортов и бастионов, Валлетту церквей и соборов, Валлетту садов и фонтанов, Валлетту балкончиков и скульптур, Валлетту крутых спусков-подъемов и Валлетту с изумительным обзором Большой гавани и соседних городов... Или все вместе, какой она и осталась в моей памяти:
Англиканский собор Св.Петра:
Храм в дорическом стиле в саду Нижние Бараки:
Сады Верхние Бараки:
Вид с Верхних Бараков на салютную батарею и Витториозу:
...и на Сенглею:
Кстати, о Бараках. Интересно рассказывет об этих садах Павел Любимцев в своей телепередаче "Городское путешествие":
Сады Upper Barracca буквально означают "верхние бараки" (от англ. barrack - укрытие, сарай, навес, барак, лачуга). Вот эта галерея (на фото с подзаголовком "Сады Верхние Бараки") когда-то была крытой, и она-то как раз и называлась "верхние бараки". Построили галерею в 16 веке на средства итальянских рыцарей, которые жили неподалеку, как место отдыха. Однако в 17 веке тогдашний Великий магистр заметил, что в них творятся оргии и прочие непотребства . Тогда он, будучи весьма сурового нрава, приказал крышу с галереи снять и сделать её открытой для обзора всех, кто там находится :arrow: . Тогда она и приобрела тот вид, который мы видим сегодня
На переднем плане - руины оперного театра, разрушенного бомбёжкой во 2 мировой войне:
Рыцари-иоанниты делились по национальному признаку и образовывали так называемые обержи, каждый из которых имел свою резиденцию. Вот оберже де Кастиль - резиденция рыцарей Кастилии (Испании и Португалии):
Главный собор Валлетты (но не кафедральный, т.к. кафедральный собор Мальты находится в Мдине - старой столице) - Собор Св. Иоанна. Видимо, из уважения к его статусу его называют со-кафедральным (Co-Cathedral). Фасад собора скромен, что резко контрастирует с роскошным барочным интерьером. На одной из его башен установлены трое часов, показывающие время, месяц и день.
Пол храма составлен из мраморных надгробий, под которыми покоятся около 400 рыцарей. Здесь похоронены все Великие магистры, кроме последнего, немца Фердинанда фон Гомпеша, сдавшего Мальту французам в 1798 г. (именно после этого столица Ордена Иоаннитов переехала в Санкт-Петербург, а Великим магистром Ордена стал Павел 1).
Фонтан "Тритон" в центре автобусного терминала (на заднем плане - церковь Св. Публиуса - 1-го епископа Мальты):
Автобусный терминал:
Один из бастионов в Флориане (ближайшем пригороде Валлетты):
и неоготическая церковь неподалёку:
церковь Св. Публиуса:
Ещё немного мальтийских автобусов:
Это полоса для общественного транспорта. Ну оооочень многофункциональная
Ворота перед въездом в Валлетту:
А это сцена у парома Валлетта-Слима. Кому-то паром, а кому-то обед...
Продолжение будет !
Отредактировано savl (2011-08-10 19:38:55)