не успела закончить до отъезда, исправляюсь.
Кириллово-Белозерский монастырь
Монастырь был основан монахом московского Симонова монастыря Кириллом, учеником и последователем Сергия Радонежского. В 1380 году он пришел иноком в Симонов монастырь, и уже через несколько лет занял пост архимандрита монастыря. Спустя тридцать лет вместе с иноком Ферапонтом он отправляется на Север. Кирилл останавливает свой выбор на небольшом высоком пятачке в лесу у Сиверского озера, там он ставит деревянный крест и роет землянку. Его одиночество длилось недолго: к нему начинают стекаться монахи и крестьян. Первую деревянную церковь Успения построили в 1397 году. Почти с самого основания обители Кирилл начинает активно скупать окрестные земли.
Кирилл умер в возрасте 90 лет. После его смерти монастырь получил крупный земельный вклад от князя Андрея Дмитриевича.
Обширное строительство в монастыре началось в середине 15-го века при игумене Трифоне. Была построена новая деревянная Успенская церковь, которая вскоре сгорела и была заменена каменной.
Рост монастыря продолжался благодаря поддержке князей и бояр, жертвовавших земли, дававших денежные и другие вклады. Со своей стороны монастырь оставался верным союзником московских князей в дальнейшей колонизации края.
В начале 16-го века в монастыре развернулось активное каменное строительство. В 1519 году строится большая трапезная палата с церковью введения, в 1523 году казнохранилище, святые ворота, начинает возводиться мощная каменная ограда.
В это же время монастырь становится местом, куда князья ездят на богомолье. Цель этих путешествий – моление о даровании каких-либо благ и вклад средств на расширение и строительство монастыря. Так на средства князя Василия III и его жены Елены Глинской, которые приезжали в обитель молиться о даровании им наследника, были построены две церкви – Архангела Гавриила с Константино-Еленинским приделом и Иоанна Предтечи, с пределом преподобного Кирилла. Вскоре около нее возникли свои кельи, службы и даже свое кладбище. Со временем этот монастырь обособился от главного, между ними была сделана ограда и он стал называться Горним или Ивановским.
Иван Грозный неоднократно высказывал пожелания принять постриг именно в этом монастыре, что и осуществил перед смертью.Расположенный далеко от Москвы, обнесенный прочными стенами, монастырь стал также местом ссылки противников Ивана Грозного.
Во второй половине 16-го века в монастыре сооружаются четыре новых каменных храма: церковь над гробом Кирилла, трапезный храм Сергия Радонежского в Ивановском монастыре, церковь Иоанна Лествичника с приделом Федора Стратилата на Святых воротах и Храм Преображения над воротами «что к Сиверскому озеру», с приделами Ирины и Николы.
Кириллово-Белозерский монастырь того времени был крупным землевладельцем, хозяйственным и ремесленным центром. В самом монастыре и близ него возникли различные хозяйственные сооружения: мельницы, конюшни, кузницы, кожевни, житницы. Особое значение приобретают деревообрабатывающие ремесла.
Польско-шведская интервенция на время прервала хозяйственную и культурную жизнь обители.
Постройка каменных стен и башен велись с середины 16-го века . Однако эти укрепеления были недостаточно мощны, стены имели лишь один ярус, башни стояли далеко друг от друга и не обеспечивали пушечного прострела примыкавших к ним стен. Поэтому братия монастыря уже во время вторжения занялась надстройкой стен и башен. Не смотря на подготовку к осаде первое нашествие интервентов в августе 1612 года застала монастырь врасплох. Понадеявшись на удаленность обители и естественную защиту (леса, болота, озера) братия не позаботилась о своих хозяйственных сооружениях за пределами стен монастыря. Вражеские отряды нанесли огромный ущерб разорив все хозяйственные службы монастыря.
В декабре 1612 года произошло второе вторжение. Враги приступом пытались овладеть монастырем, но безрезультатно. После соединения этого отряда с другим, под предводительством полковника Песоцкого штурм повторился. Приступ начался одновременно с двух сторон - с суши от вологодской и белозерской дорог и с озера. Приступ длился несколько часов, но был отбит. Интервенты отошли от стен монастыря и начали грабить и жечь окрестные селения. Польско-шведское разорение нанесло огромный урон монастырскому хозяйству. Многочисленные вотчины и селения были разграблены, жители перебиты или угнаны. Обитель лишилась множества ремесленников, что препятствовало быстрому восстановлению хозяйственной жизни.
В 1660 году братия приступила к строительству второй огромной стены, охватывающей все службы и постройки. Могучая крепостная стена с башнями окружает всю территорию обители. Местами высота стен достигает 10 с лишним метров, а толщина стен более шести метров. Но этой крепости уже не было суждено увидеть неприятеля у своих стен.
С начала 18 в. хозяйственная жизнь монастыря постепенно замирает. Одна за другой приходят грамоты Петра I с требованием присылки для «государева дела» монастырских каменщиков, плотников и других мастеровых.
В 18-19 веках обитель утрачивает свое значения культурного и художественного центра и становится одним из мест ссылки.
Кириллово-Белозерский монастырь как всегда встретил нас мощью стен, громадами своих башен и красотой соборов. Этот монастырь-крепость неизменно производит очень сильное впечатление. Когда эта громадина вдруг появляется из-за поворота, сначала как-то не верится глазам, уж больно силен контраст между домиками города и размерами монастыря.
Лучший вид на монастырь открывается со стороны Сиверского озера, особенно летом, когда стены и башни отражаются в воде.
Отрадно было видеть, что за монастырь серьезно взялись и привели его хоть и не в идеальный порядок, но разрухи и запустения уже не чувствуется.
Cтены Нового города
Церковь Иоанна Лествичника
Церковь Евфимия. 1653 г.
Церковь Архангела Гавриила (1531-1534), колокольня (1757-1761), трапезная палата с храмом Введения (1519)
Церковь Епифания (1645) и церковь Владимира (1554)
В центре Успенский собор (1497)
Церковь Ризположения из села Бородавы (1485)
Мельница из села Горки на Шексне, 19 в.
Вологодская башня
Трапездная церковь Сергия Радонежского (1560) и Кузнечная башня
сень над крестом, стоящим над первоначальной кельей Кирилла и сень над деревянной часовней Кирилла
церковь Иоанна Предтечи (1531-1534)
Котельная башня
Вечером мы поехали в сторону дома, чем ближе мы подъезжали, тем меньше снега было за бортом. В Иссаде мы попали в небольшую метель.
Город сиял огнями, на улице приморозило, но газоны по-прежнему были черны, а ветер гонял по городу пыль.
А утром в Питере выпал снег, нам удалось привезти его с собой, спасибо Вологде...
Отредактировано izwara (2012-04-02 13:46:53)