С историей основания города Бамберг связана одна красивая легенда. Много лет тому назад отважный Филипп Бабенберг проезжал со своей свитой на восток. Утомленный долгой дорогой, он разбил лагерь и отпустил лошадей пастись, а сам лёг отдохнуть под старым ветвистым дубом.
Крепкий сон сковал его и приснилась ему стоящая в дубраве дева, подобная в своей неземной красоте ангелу.
«Эта земля дана тебе, чтобы ты построил на ней замок»,- сказала она и протянула руку. Проследив за мановением руки, Филипп увидел 7 холмов, на которых росли гигантские деревья. Вдруг, на самом большом холме пали деревья и на их месте возникла крепость в которой будто бы жил он и прекрасная девушка.
Семь сыновей родила она ему и каждый из сыновей построил укрепления на холмах. Пролетели годы, край преобразился, и вдруг, Филипп увидел храм, стремящийся к небесам. Его душа вошла в храм божий, чтобы навсегда обрести мир и согласие...
Но тут девушка опустила руку и всё исчезло. Проснувшись, Филипп понял, что ему был дан знак свыше, и с ним должно что-то произойти. Между тем, стемнело и он, храня в душе чудесный сон, последовал в сторону указанную рукой приснившейся незнакомки.
Наступила ночь прежде чем он нашёл маленькую хижину в лесу. Войдя во внутрь ,поражённый, он остановился, так как увидел именно ту прекрасную девушку, приходившую к нему во сне. Филипп спросил её как называется местность в которой он находится, и девушка ему молвила: «Край семи холмов»...
Филипп не мог понять снится ли это всё ему...
Прекрасная девушка попросила подойти к её отцу, который стоял у огня. Филипп рассказывал о своих подвигах и победах, но чем больше он смотрел на незнакомку, тем сильнее воспламеняла она его сердце. «Ты должен забрать воинов, которых оставил на месте отдыха»-, сказал отец девушки, и так как Филипп не найдёт дорогу к месту стоянки сам, то его дочь могла бы проводить его. При лунном свете Филипп признался ей в своей любви, и она с радостью в сердце приветствовала его чувства, сказав, что его судьба остаться здесь и построить крепость.
Так осуществился сон отважного Филиппа Бабенберга, и они прожили долго и счастливо до конца своих дней в местности, с тех пор носящей его имя. Но на одном из холмов лишь много лет спустя вырос храм, который Филипп Бабенберг увидел во сне.
Легенда взята мной с сайта "русский Бамберг"
А эту часть города жители называют "маленькой Венецией". Очень живописные старинные домики, в которых когда-то селились судовладельцы, рыбаки и торговцы...
Старая Ратуша - единственная в мире ратуша, построенная на воде, сейчас там находится музей.
Главной достопримечательностью города является готический Бамбергский собор. Собор был начат в 11 веке и освящен в 1237 году.
С его основанием связана следующая легенда:
Однажды, к главному архитектору кафедрального собора пришёл молодой человек с просьбой разрешить ему работать на строительстве.
Юноша был весьма настойчив в своём желании и очень убедительно просил. Главному архитектору понравились его смелость и задор, и он принял его на работу...
Мастер посвятил юношу в план строительства собора ,и так как юноша оказался сообразительным и ловким,схватывал всё на лету,то мастер поручил ему строительство клироса.
Но несмотря на все свои хорошие качества,парень всё же не успевал закончить постройку клироса в назначенный срок, потому что ему не хватало опыта. На другом клиросе, постройкой которого руководил старый мастер, работа двигалась, напротив,очень быстро. Чёрная зависть закралась в душу юноши и,однажды,глубокой ночью, он трижды призвал силы зла и заключил с ними договор: если, он успеет раньше старого мастера окончить строительство клироса, то он отдаст черту свою душу. Сказано – сделано. На следующее утро молодой юноша нашёл уникальный план строительства клироса, такого, который он видел во Франции, и спешно принялся за работу. Под клиросом, который строил старый мастер, два ужасных чудовища- получерепахи и полульвы разрыли ночью землю и клирос полностью обвалился...
На участке юноши дела спорились быстро и уже было почти окончено строительство свода. Люди, приходившие посмотреть, поражались и восхищались уникальной работой молодого человека... И вот однажды,в один из обычных рабочих дней как всегда собрались люди посмотреть на почти готовый клирос.Но в этот раз среди них оказался роскошно одетый незнакомец, который попросил юношу показать всю его работу. Гордый и ослепленный славой, повел юноша незнакомца по лесам,поднимаясь всё выше и выше. Но когда они достигли верхней ступеньки, незнакомец, злорадно улыбаясь, сказал, что он ,наконец,увидел всё что ему нужно и теперь хотел бы получить обещанное вознаграждение... Юноша сразу понял, кто стоит перед ним и с ужасом в голосе ответил, что обещание будет действительным только после его смерти. Тогда чёрт (а это был именно он) со страшной улыбкой толкнул юношу со стремянки, и кровь молодого человека окрасила штукатурку. Строители,ставшие свидетелями страшной смерти,увидели только огненный шар, но незнакомца и след простыл...
Когда епископу передали о случившемся, он пришёл и изгнал зло из стен собора, освятив его. Затем приказал изваять из камня двух чудовищ, разрушивших клирос старого мастера. Отныне они должны стоять перед входом в собор, дабы предупреждать злые силы, что вход в для них навеки запрещен...
Скульптура Княжеского портала изображает сцену Страшного суда. По левую руку Христа грешники, которые ведомые чертом, направляются в ад - здесь мы видим и короля, и простого нищего с сумой. По правую руку Христа - радующиеся праведники. Но экспрессия жестов и мимики так утрирована, ликование праведников и ужас грешников так преувеличены, переданы такими гримасами, что и те, и другие производят одинаковое впечатление.
Внутренний дворик собора.
Врата Адама выполненные еще в романском стиле украшает готическая скульптура: святой Стефан - первый святой проповедник, он изображен с камнями в руках, которые указывают на его мученическую смерть, святого закидали камнями. Рядом с ним Кунигунда и Генрих. Королева Кунигунда держит в руках модель собора, который она посвящает святому Стефану. Эта легендарная пара - король Генрих и его супруга Кунигунда являются покровителями города, с ними связано много легенд. Примерно через 100 лет после из смерти католическая церковь причислила их к рангу святых, так как они отличились при жизни праведными делами и жили в безгрешном, духовном браке, поэтому у них не было детей. Хотя некоторые современные исследователи связывают отсутствие детей с мочекаменной болезнью Генриха. Ох, уж эти современные исследователи! Итак, вернемся к самой скульптуре - первый святой проповедник-мученник, первая святая пара, а на другой стороне им противопоставлены святой Петр и первые грешники - Адам и Ева. Красота нагого тела не была доступна пронизанному духом аскетизма средневековому мировоззрению, однако лица очень выразительны и отличаются большой убедительностью и живостью. Врата Адама являлись главным входом в храм, изображения Адама и Евы напоминали верующим о райской жизни, о первом человеческом грехе, прихожане должны были проходя сквозь эти врата оставлять все земное за стенами храма.
Внутри собора находится знаменитая статуя Бамбергского всадника. Это не обобщенный тип грозного феодального сеньора, не воплощение идеализированных рыцарских доблестей, а мужественное и вместе с тем полное внутренней тревоги изображение человека-воина или властителя. Волевая экспрессия лица и жеста делают его одним из самых горделивых образов рыцаря, лучшей конной статуей средневековья.
Вообще сильной стороной готической скульптруры в Германии было изображении индивидуальности, в которой противоположные черты слиты в неразложимое целое. В отличии от французской готической скульптуры немецкая лишена той гармонии и красоты, немецкого мастера не интересует внешняя красоты, он сосредоточивает свое внимание на внутреннем мире человека, на его переживаниях. Особенно сильно богатство душевного мира выражено в статуе Елизаветы - в этом образе каждая черта величественна и вдохновенна. Закутанная в плащь Елизавета - один из самых замечательных образцов готической пластики. Мрачная энергия этого почти мужского лица, игра света и тени на беспокойно бегущих складках одежды - все создает сильный и полный драматизма эффект. Складки плаща святой, то глухо и тяжело падая вниз, то причудливо изгибаясь, создают напряженный ритм, в котором по-своему выраженна психологическая драма, представленная взору зрителя.
Статуи Эклессии и Синагоги являются аллегорическим олицетворением католической и еврейской церкви. Изначально статуи украшали один из порталов собора, но в 1936 году их перенесли внутрь под тем предлогом, что они разрушаются от ветра и дождя. Как полагают некоторые исследователи это было сделано также из-за боязни того, что пришедшие к власти фашисты могут разрушить статую Синагоги. Сейчас эти статуи так и находятся внутри собора, а снаружи их копии. Эклессию венчает царская корона, а Синагога изображена с завязанными глазами - это указывает на то, что католическая церковь торжествует и празднует победу над еврейской церковью, путь которой ошибочен.
Крипта собора и древний колодец, вода из которого использовалась во время таинства крещения.
А вот современное искусство.
Церковь святого Михаила, очень интересен интерьер, напоминающий ботанический сад, так как потолки расписаны растительным орнаментом. Монахи издревле занимались разведением лекарственных растений и приготовлением лечебных настоек, травяных чаев.
В церкви покоятся мощи святого Отто, который являлся величайшим епископом в истории Бамберга, человеком, которого почитают и по сей день.
Очень интересна судьба Отто I. На Рождество 1102г. церковная клика обратилась с просьбой к королю Генриху IV о назначении нового епископа в Бамберг. Они просили назначить на эту должность человека из знатной семьи, с многочисленными связями, человека способного защитить и приумножить владения Бамбергского епископата. Они просили лучшего человека и получили его. К сожалению, церковные служители не сразу разглядели замечательные качества нового епископа и были несколько разочарованы, узнав, что новым епископом Бамбергским, король назначил своего канцлера Отто. Отныне, главной целью нового епископа стало покорение Бамберга. Завоевывал признание и уважение жителей города он несколько странными способами. После официальной церемонии вступления в должность, епископ Отто остановил процессию, сопровождающую его в Домский Собор, сошел с лошади, снял сапоги и босой пошел по снегу по направлению к собору. Всю торжественную церемонию приветствия нового епископа, Отто простоял босиком.
Отто кроме своих прочих благостных дел основал первый лепрозорий, до него больных проказой никто не лечил. Родные приводили больных в церковь, их отпевали, как покойников, и после этого прощались с ними навсегда. Больные должны были покинуть город и жить за его пределами. Когда несчастные вынуждены были идти просить милостыню на пропитание, они надевали звериные маски и специальную одежду с колокольчиками, чтобы горожане могли их слышать из далека.
Святые Генрих и Кунигунда на саркофаге Отто.
Под плитой саркофага с 1340г. находится лаз, позволяющий пилигримам соприкоснуться с реликвиями поближе. Существует мнение, что человек, трижды проползший на коленях сквозь этот лаз будет навсегда освобожден от болей в спине. Еще бы - отличная гимнастика!
Резная кафедра, все до мельчайших деталей выполнен из дерева.
Бамберг оставил самые приятные впечатления, очень красивый город, особенно весной, когда все расцветает!