Ленинградская область
Зеленец.
Одно время Зеленец и Зеленецкий монастырь были одними из самых труднодоступных мест Ленинградской области. Автомобильной дороги в поселок не было, добраться до него можно было только на поезде, который ходил так криво, что связываться с ним не
хотелось.
Монастырь известен с 1565-70 гг., когда отшельник Мартирий поселился здесь по «чудесному видению» привлек в помощь братию и срубил первые деревянные постройки монастыря. До начала 17 века постройки монастыря были деревянными. В 1601 году была построена первая каменная церковь в честь иконы Тихвинской божьей матери – Одигитрии. В 1612-13 годах монастырь подвергся шведском разорению, деревянные постройки сгорели. После изгнания шведов монастырь заново отстроили. Его расцвет пришелся на конец 17-го века, когда инок и игумен монастыря Корнилий стал новгородским митрополитом. При нем в монастыре были выстроены практически все каменные здания, сохранившиеся до нашего времени: Троицкий собор, Благовещенская церковь с трапезной, колокольня, братские кельи, покои настоятеля, хозяйственные постройки и новая каменная ограда. Церковь Одигитрии была разобрана из-за ветхости.
В 18 в. в монастыре неоднократно бывали пожары. В первой половине 19 в. в монастыре провели масштабные ремонтные работы и благоустройство территории.
В 30-х годах прошлого века монастырь был упразднен.
Возраждаться монастырь начал в 90-х годах.
Свое древнее название «Зеленецкая пустынь» монастырь получил благодаря своему расположению – он находится на небольшой плоской возвышенности, как будто на острове среди окружающих его болот. Конечно, такое расположение способствовало уединению. Но когда в монастырь вновь пришла братия, такая обособленность доставила немало проблем, когда монастырь стали реставрировать. Стройматериалы подвести было очень трудно, их привозили небольшими партиями на проходящих поездах, поэтому восстановление монастыря в первые годы шло очень медленно.
И вот, несколько лет назад в наших новостях доложили, что в Зеленец наконец-то сделали дорогу. «Надо как-нибудь туда съездить»- сказали мы и благополучно об этом забыли.
Этим летом мы собрались на Онежское озеро и Свирь, это довольно дальний поход, до Онеги около 350 км по Мурманскому шоссе. Выехали, и очень скоро встали в огромную пробку в р-не Синявино, постояв больше часа, поехали дальше и через 20 км встали в следующую, потом в еще одну, причина – ремонт дороги. Промаявшись в этих пробках более 3-х часов, мы поняли, что в таком темпе до Онеги доберемся только к вечеру и этот день из нашего похода выпал. Плюнули, решили перенести на следующие выходные. Но возвращаться «с пустыми руками» не хотелось, поэтому мы решили заехать погулять в Старую Ладогу. Осмотрели крепость и соборы, уже собрались продолжить прогулку в Новой Ладоге, и тут я вспомнила про Зеленец. Раз уж нас занесло в это район, так почему бы не съездить.
Поехали через Волхов, по левому берегу, можно ехать и по правому, но нам хотелось посмотреть на Волховскую ГЭС, поскольку оба любим старые производственные постройки. ГЭС выглядит по-своему красиво, я бы даже сказала стильно, наверное, в свое время она производила сильное впечатление.
Железнодорожные мосты
ГЭС
Краеведческий музей города Волхов
Найти дорогу на Зеленец не сложно. Нужно переехать на правый берег, проехать Волхов, а дальше на выезде из города появится указатель.
Когда говорили про эту дорогу в новостях, СМИ слукавили, потому что показали дорогу так, что она кажется асфальтированной, но асфальт лежит только до переезда через железную дорогу, потом начинается грунтовка, правда она неплохая, укатанная и пока без ям.
Наша вылазка проходила после двух ураганов пронесшихся по ЛенО, первый ударил по северу, второй по востоку области. Окрестности Зеленца тоже зацепило, дорогу явно зачищали от поваленных деревьев – по обочинам лежали толстые пиленые стволы. В лесу вдоль дороги стояли сломанные, в основном по середине, довольно мощные деревья, у большинства стволы были не просто сломаны, а как-будто закручены вокруг своей оси. Странное зрелище.
Монастырь стоит на краю небольшой деревни, в поле. День был теплый и солнечный, обстановка вокруг умиротворяющая. Монастырь совсем маленький, камерный. Не могу сказать, что реставрация идет полным ходом, но Благовещенская церковь с трапезной свежеоштукатурина и выглядит неплохо. Троицкий собор пока стоит в лесах. Собор представляет собой четырехстолпную, трехапсидную пятиглавую постройку, тип которой получил широкое распространение на Руси с конца 15 в.
Восьмигранная колокольня родственна новгородским столпообразным колокольням второй половины 17 в., но она отличается от них тем, что имеет восьмигранную форму с самого основания, а новгородские колокольни этого периода это восьмерик на четверике.
Ансамбль Зеленецкого монастыря интересен тем, что кроме сохранившихся церквей 17 в., сохранились и хозяйственные постройки того же периода.
Волховский закат
тишина
Поездкой мы остались довольны, во-первых наконец-то посетили это недоступное, загадочное место, во-вторых погода была очень приятной, в-третьих внесли разнообразие в наше летнеуикэндовское времяпрепровождение, которое обычно находится в плену у дачи. Осталось дождаться окончания реставрации монастыря и посетить его еще раз.
У Зеленецкого монастыря есть свой, хороший сайт - http://www.zelenets.ru
А это, если кому интересно, о Волховской ГЭС из Википедии:
Волховская гидроэлектростанция (им. В. И. Ленина. Одна из старейших действующих ГЭС России. Исторический памятник науки и техники.
Строительство ГЭС началось в 1915 году, закончилось в 1927 году. Представляет собой русловую низконапорную электростанцию. Состав сооружений ГЭС:
водосбросная бетонная плотина длиной 212 м;
рыбоходное сооружение;
здание ГЭС длиной 140 м;
однониточный однокамерный судоходный шлюз с подводящим и отводящим каналом;
водоспуск;
ледозащитная стенка длиной 256 м.
История строительства и эксплуатации
Первый проект использования реки Волхов для выработки электроэнергии инженер Генрих Осипович Графтио подготовил ещё в 1902 году. В 1914 году он модернизировал проект под более мощные турбины. Царское правительство не проявляло особого интереса к проекту. В 1918 Г. О. Графтио удалось заинтересовать своим проектом В. И. Ленина, в этом же году начались работы по сооружению станции, скоро приостановленные по причине тяжёлого положения страны, находящейся в состоянии гражданской войны. 16 сентября 1921 постановлением СТО строительство ГЭС было включено в план ГОЭЛРО, в этом же году строительство ГЭС было возобновлено. Строительство Волховской ГЭС являлось приоритетной задачей советского правительства. 4-я сессия ВЦИК РСФСР 8-го созыва (5-7 октября 1921 г.) по докладу Г. О. Графтио принимает резолюцию, в которой указывалось, что срочное строительство Волховской ГЭС в корне решит топливный кризис и электроснабжение Петрограда (ныне Санкт-Петербург) и его промышленности. На 3-й сессии ВЦИК РСФСР 9-го созыва (12-27 мая 1922 г.) снова рассматривался вопрос о состоянии строительства Волховской электростанции и было поручено всем соответствующими органами оказывать всестороннее содействие и поддержку работам на Волховстрое. 28 июля 1926 г. открыто сквозное судоходство по Волхову через шлюз Волховской ГЭС.
19 декабря 1926 года при участии членов правительства состоялось торжественное открытие Волховской ГЭС, были пущены 3 первых гидроагрегата шведского производства (подачу электроэнергии ленинградским заводам станция начала в ночь на 5 декабря). В 1927 были пущены остальные гидроагрегаты. Мощность ГЭС составила 58 МВт. Волховской ГЭС было присвоено имя В. И. Ленина. Постепенно мощность ГЭС увеличивалась и к началу войны составляла 66 МВт.
В конце 1941, при подходе к ГЭС немецких войск, оборудование ГЭС было демонтировано и вывезено. Осенью 1942, после стабилизации фронта, часть оборудования ГЭС (3 гидроагрегата по 8 МВт) было вновь смонтировано. По дну Ладожского озера был проложен электрический кабель, и Волховская ГЭС начала снабжать электроэнергией блокадный Ленинград. В октябре 1944 года СМУ № 1 треста «Свирьстрой» Наркомата электростанций завершил восстановление и ввод в строй 8 главных гидроагрегатов станции суммарной мощностью 64 МВт. Восстановление ГЭС было закончено в 1945.
Плотина ГЭС перекрыла путь на нерест волховского сига. Рыбопропускное сооружение оказалось неудачным. Популяция волховского сига поддерживается искусственным разведением на Волховском рыбоводном заводе.
Отредактировано izwara (2012-04-05 15:16:16)