Каждый, кто хоть раз слышал о Бари знает, что это город, где находятся мощи святого Николая (Мирликийского, Угодника, Чудотворца), почитаемого как католиками, так и православными. Рожденный в 250 году в Патере на территории современной Турции, епископ Николай по некоторым предположениям какое-то время служил в Бари. Однако свой жизненный путь он закончил в первой половине IV века опять-таки на территории современной Турции, в городе Мире (Ликии), где и был похоронен. Но под занавес XI века произошли события, которые теперь называют высокими словами «спасение» или «обретение» мощей святого Николая. Но по сути это было обыкновенное, почти варварское похищение, сходное тому, как венецианцы похитили мощи святого Марка из Александрии. Притом те же венецианцы наравне с барийцами тоже имели мысль о похищении мощей Николая. (цитаты далее по тексту из Г.Мортона)
«…когда моряки Бари разгрузили в аэропорту Антиохи свою пшеницу, то повстречали команду венецианцев. Те признались, что запаслись молотками и ломами, чтобы перед возвращением домой завладеть реликвией святого Николая в Мире. Не говоря ни слова моряки Бари спешно покинули Антиохию, прихватив собственные ломы и молотки».
Тут надо пояснить, почему баррезе думали, что имеют право считать похищение мощей «спасением». До XI века город Мира на южном турецком побережье был христианским, но в 1087 году пришли мусульмане, захватили и разрушили его. Святые мощи в руках «неверных» начали будоражить умы в христианском мире. Их надо было «спасать». Да и к тому же заработать славу «спасителей» хотелось многим. Но справедливости ради надо заметить, что мусульмане не собирались глумиться над мощами, а тем более уничтожать их. Они позволяли христианам Миры приходить, молиться и ухаживать за своим святилищем. По сути баррезе выкрали реликвию у таких же христиан Миры.
«Прибыв в Миру, моряки Бари тут же пошли помолиться к святилищу Николая, и греческие монахи дали им маленькую чашу со святой жидкостью – «манной», излившейся из мощей святого. Это первое упоминание об этой жидкости. Тактика мореходов Бари после нахождения могилы была такой же, что и два с половиной столетия назад у венецианцев в Александрии. Они предложили за мощи золото. Венецианцы в свое время заметили, что египетские монахи не прочь на сделку, однако греми из Миры пришли в негодование. "Мы хотим увезти это святое тело, - сказали моряки Бари, - и перенести его в нашу страну. Мы пришли сюда на трех кораблях по повелению римского папы. Если вы согласитесь на наши условия, каждый корабль даст вам по сто золотых монет."
Такая невероятная ложь на монахов не подействовала: мораль греков оказалась на порядок выше, чем у латинян. Обнаружив, что итальянцы намерены взломать гробницу, они сказали: «Вот она. Неужто не побоитесь божьей кары?» Моряки встревожились. Два священника, которых они привезли с собой, молились в церкви, но были так напуганы, что голоса дрожали.
В конце концов моряки расхрабрились и решили действовать. Взяв молотки, разбили крышку и внизу, под кирпичами, обнаружили то, что они назвали «мраморной урной». Вероятно, это был саркофаг. Разбив мрамор, увидели священную жидкость, «Манну святого Николая». Как и венецианцы, в свое время разрушившие захоронение святого Марка, моряки ощутили чудное благовоние, «запах святости»…Тем временем молодой человек по имени Матвей – по-видимому, он у них был лидером – засунул руку в саркофаг и обнаружил, что он до половины залит священной жидкостью. «Тогда он сунул в него правую руку и, нащупав бесценное сокровище, которым так страстно хотел обладать, не теряя ни минуты, начал бесстрашно его извлекать. В поисках головы святого окунулся в саркофаг все телом и стал рыться руками и шарить ногами, стараясь его найти. Когда вышел наружу, с тела его стекала священная жидкость».
Благочестивые воры поспешили со своей добычей к кораблям… Жители Миры столпились на берегу. Они были преисполнены гнева и горя, рвали на себе волосы и бороды, завывая о потере святого покровителя…»
Сначала мощи хотели поместить в собор Сан-Сабино, но тому нашлось много противников. Тогда их положили на повозку, запряженную ослом и там, где осел остановился, решили строить церковь. Потому колонны, поддерживающие крыльцо базилики стоят не на львах, как это чаще бывает, а на ослах. Строительством церкви руководил бенедиктинский аббат Элия, который ко всему прочему считается её архитектором. Хотя строительство всей базилики продолжалось вплоть до 1197г, помещение крипты уже было освящено к 1089г, а к 1105г. закончилась его отделка.
Кроме того, что святой Николай очень популярный христианский святой, еще он считается прообразом всех Санта-Клаусов, Дедов Морозов и прочих-прочих подобных новогодне-рождественских персонажей с бородой. Легенда такова. Однажды под рождество святой Николай проходил мимо открытого окна дома, где жили три сестры. Они были бедны и не было денег на приданное. Тогда решили, что одна из сестер продаст себя в рабство, чтобы две другие смогли выйти замуж. Сестры спорили. Каждая хотела пожертвовать собой ради других. И тогда святой Николай решил им помочь – подбросил в окно кошелек с золотом. В этот год старшая сестра вышла замуж. Через год история повторилась и выдали замуж вторую сестру. А еще через год святой Николай решил помочь «пристроить» и младшенькую. Но накануне рождества было холодно и окна дома закрыли. Тогда кошелек с золотом был спущен в трубу дымохода. Младшая сестрица как раз развешивала сушить белье у камина и кошелек угодил в аккурат в один из чулков) Так на западе родилась всем известная традиция складывать рождественские подарки в чулки и вешать их у камина.
На улицах, прилегающих к базилике Святого Николая, субботним вечером царило оживление. Прихожане и паломники стягивались на мессу, туристы осаждали сувенирные лавки. Перед аркой, за которой находится церковь, дежурили несколько полицейских. В свете луны и в лучах прожекторов я впервые увидела эту романскую, сурового вида базилику.
Справа, если стоять к ней лицом, находится музей базилики и лавка для паломников. Кроме всего прочего там можно купить пузырек со священной «манной», той жидкостью, в которой плавают мощи святого Николая. Говорят, что сколько бы ее не вычерпывали из саркофага, она все равно восполняется. Говорят и то, что «современная манна» на вид, вкус, запах и цвет – это обычная вода. Скорее всего, вода это и есть, потому как сложно представить, что из саркофага время от времени чего-то там откачивают и к тому же это безопасно для всяческого использования. Но даже если во все это поверить – я пас. Как-то применять жидкость, в которой плавают останки, пусть и святейшие – выше моих сил)
«Священник, нагнувшись над отверстием в гробнице, принялся вычерпывать святую «манну» и подавать ее прихожанам в маленьком серебряном ведерке. Они ее пили. Жидкость, по рассказам, излечивала от многих болезней…»
В углу площади перед базиликой стоит скульптура Святого Николая работы Церетели, подаренная Путиным городу Бари в 2003 году от лица всего русского народа. По-моему, русский народ мог бы подарить Бари что-нибудь более приличное) Все ничего, но эти пальцы…)))
Зайдя внутрь базилики, я почти на цыпочках прошла мимо людей, пришедших на мессу, и спустилась в крипту, где находится гробница с мощами. Несколько минут она была совершенно пустой и я взяла на себя наглость смелость сделать несколько фото, прячась за одной из колонн. Однако уже минут через 5 послышались шаги и я поспешила спрятать фотоаппарат дабы не смущать и раздражать верующих.
Программа по Бари на тот вечер была исчерпана. Как и всегда, к городам, в которых живу, я «приступаю» в несколько приемов. Так что еще вернемся.