Путь к Лечче был тернист. А ведь все было рассчитано до миллиметра. В 8.02 стартую из Альберобелло, в 10.06 уже в Лечче, смотрю церкви…Я даже завтрак ради этого пропустила. Но не все случается так, как мы задумали. Где-то между Локоротондо и Мартиной мы встали. Встали минут на 15. А стыковка между поездами всего 11 минут. Когда подъехали к Мартине, поезд на Лечче уже ушел. Обидно, я до последнего думала, что итальянцы что-нибудь придумают и задержат его. Но нет. До следующего поезда в направлении Лечче 1,5 часа. Пришлось ждать. Была мысль сходить досмотреть Мартину, но я прикинула минут 40-50 на дорогу туда - обратно и поняла, что смысла в этом мало. Потому растянулась на лавочке греться под мартовским солнышком.
Через полтора часа ожиданий пришел следующий поезд и мы помчались в направлении полуострова Саленто – самого-самого каблука моего горячо любимого сапожка. Сначала местность за окном изобиловала трулло-строениями и их руинами, но через какое-то время они стали понемногу исчезать из поля зрения, хотя почва все еще была очень каменистая, может быть даже более каменистая, нежели в Мурджии.
В 12.05 с опозданием в 10 минут я прибыла в Лечче. Ничего не скажешь, самое удачное время для осмотра города барочных церквей! Но что делать? Нужно использовать то, что есть. Понимая, что я фактически уже не успеваю ни в одну церковь, я решила обойти их всех сначала «по фасадам», а уже после 16 часов еще раз сделать круг «по интерьерам».
Лечче – очень древний город. Раскопки говорят, что первые переселенцы приплыли на Саленто в 9-10 веках до н.э. с Крита и это были месаппы. Предположительно, название полуострова Саленто произошло от имени критского капитана Саленто или Соле. Еще одна из версий – город был основан королем Маллением. Но так или иначе, а в 4 веке до н.э. на месте современного Лечче стоял месаппский город, жители которого искренне верили в их связь с загробным миром, потому чередовали строительство своих жилищ с некрополями для умерших. Римляне, византийцы, норманны, испанцы, французы, взлеты и падения, разрушения и восстановления, - все эпохи владычества и разрушительно-созидательные процессы, характерные для Апулии и для южной Италии в целом, прошел и Лечче. Наибольший расцвет, однако, пришелся на римское и норманнское завоевания.
В то время, когда всю Европу лихорадило от чумы, Лечче каким-то чудом избежал этой напасти. Считалось, что чуду город обязан святому Оронцо – первому епископу. После чудесного спасения начался бум строительства церквей в стиле барокко. Для строительства использовался местный материал под названием «пьетра ди Лечче», придавший городу нежный золотистый оттенок. Каждый, имевший деньги, хотел увековечить свое имя в камне, воздвигая все новое и новое барочное сооружение. В результате чего в 17-18 веке город буквально оброс барокко со всех сторон, погрузился в него с головой. С одной стороны, благодаря этому он смотрится нарядно и интересно, можно часами рассматривать многочисленные детали фасадов, передвигаясь от одного к другому, с другой – выглядит уж чересчур вычурно и тяжело, придавливая своей пышностью. Барокко леччезе – это страшная сила, если бы оно могло убивать, то в этом городе было бы не выжить никому)
Вот что писал старина Генри про Лечче:
«Во время периода высокой коммерческой активности, в конце 17 векаи начале 18, Лечче перестроили по тамошней моде, которую впоследствии и презирали, и ценили. Мне показалось, что на главной площади история повторилась, но с неутешительным результатом. Лечче - в самом деле декоративный пережиток 17 века. Я почувствовал, что здесь уместнее ездить не на машинах, а верхом на лошадях с плюмажем на шляпе в сопровождении Санчо Пансы на муле. В атмосфере Лечче ощущалось что-то испанское».