Позапрошлым летом в Ностицком дворце на пражской Малой Стране проходила фотовыставка “Забытые архитектурные шедевры в природе – Пути смирения и надежды” (Zapomenuté klenoty v krajině – Stezky pokory a naděje), организованная союзом “Pro Bohemia”, который объединяет общественные организации, занимающиеся восстановлением малых архитектурных памятников.
На стенах подвальных выставочных залов дворца, в неярком направленном освещении, демонстрировались десятки крупноформатных фотографий памятных знаков, – обычных в этих местах часовенок, скульптур святых, крестов, распятий, – которые издавна украшают обочины, развилки дорог Чехии и Моравии, гармонично дополняя живописный природный ландшафт.
Эти скромные произведения неизвестных авторов, поставленные столетия назад под открытым небом, с неизбежным ходом лет почти утратили свое исходное предназначение, и теперь оказались забытыми и, кажется, совсем не замечаемыми. Тональность выставки, – желтые краски опавшей листвы, густые осенние туманы, зимний закатный свет, – тонко передавала настроение грусти и раздумий, овладевающее у старых придорожных памятников и заставляющее задуматься о времени, память о котором передается нам через эти неприметные творения человеческих рук.
Об этой выставке я вспомнил, наткнувшись в своем архиве на зимние фотографии костела Хвойен (Chvojen), возвышающемся на холме за дальней окраиной конопиштстского парка.
C Хвойеном у меня связаны добрые воспоминания десятилетней давности. Первые годы после переезда в Чехию, еще только обживаясь на новом месте, я был ограничен в возможностях дальних поездок и осваивал в выходные дни ближние окрестности долгими пешими походами, а чуть позже – поездками на велосипеде.
Небольшие дорожки и тропы, по которым я путешествовал, проходили вокруг поросших лесом склонов холмов Хлум и Хлумец, вдоль небольших речушек – водных потоков, через небольшие деревушки, расположенные в зеленых долинах. Хвойен в этих вылазках по окрестностям всегда служил знакомым ориентиром на подходах к Бенешову, возвышаясь вдали на высокой волне распаханных полей.
В древности, более двух с половиной тысячелетий назад, это место на вершине холма выбрали кельты, основав здесь свое поселение. Кельтские племена славились не только своей воинственностью, но и особым чутьем на природные места, обладающие особой позитивной энергетикой. Именно в таких местах они черпали силу, позволявшую им выживать, поддерживать хозяйство и охранять его от врагов. Помогали им и густые непроходимые хвойные леса, обступавшие их поселения.
Эти леса сохранились и до тех, значительно более поздних времен, когда сюда пришли славяне. Видимо, отсюда и происходит название этого места – Хвойен.
В VIII веке на вершине холма уже стояло деревянное городище, окруженное высокими земляными валами. Следы древних валов еще проявляются еле заметными складками земли, особенно заметными зимой, когда холм укрывает ровный снежный покров. За валами городища, по южным склонам холма, вдоль широкой долины, спускающейся к Яновицкому потоку, тянулись примитивные земляные хижины селения Velké Chvojno.
Позже в селении вырос каменный костел, первое письменное упоминание о котором встречается в 1217 году. Костел был посвящен святым Иакову и Филиппу (kostel sv.Jakuba a Filipa), двум из двенадцати апостолов – учеников Иисуса Христа.
Но уже через несколько столетий, по причине, которую сейчас невозможно установить, люди ушли с этих мест, и с тех пор костел стоит на холме в полном одиночестве.
Сейчас от конопиштского замкового ставка к Хвойену поднимается узкая дорога, или вернее даже аллея, обсаженная старыми высокими деревьями, летом полностью смыкающими над ней свои зеленые кроны. Аллея выводит к старому запущенному хутору – большому хозяйскому двору с конюшнями, окруженному толстыми, почти крепостными стенами с узкими бойницами окон. На деревянной башенке над въездными воротами хутора со стороны костела прибиты подковы, в центре которых когда-то находился охотничий трофей - и побелевший от времени череп косули с рогами. Это все, что осталось от большого средневекового поселения.
Краткий отрезок пути от хутора к вершине холма проходит между зарослями шиповника и толстыми покореженными стволами почти засохших старых 80-летних черешен, которые весной, тем не менее, зацветают густым бело-розовым бархатом.
Зимой, когда единственный путь к вершине холма заметен глубокими снежными сугробами, деревья, как сказочные стражи, смыкают свои голые ветви, охраняя не нарушаемый человеком покой костела.
В это время единственные гости этого места – длинноухие зайцы, прочесывающие по ночам снежную равнину во всех направлениях в поисках пропитания, и лисы, выходящие на охоту по свежим заячьим следам. Когда, наконец, удается подойти к костелу по расчищенной от снега дороге, удивляешься сотням звериных следов, связывающих костел с недалеким лесом, уводящим к протекающему в низине потоку.
Не являясь архитектурным шедевром, костел тем не менее притягивает к себе и летом, и зимой. Особенно хорошо чувствуешь себя здесь, когда светит солнце, снег переливается яркими блестками, на ветвях блестят длинные иголки инея, а с холма открывается замечательный вид на расположенный в долине Конопиштский замок, на фоне заснеженных гряд Черчанских холмов.
Место это действительно особое, успокаивающее. Говорят, что в нескольких десятках метров восточнее костела расположена одна из самых сильных позитивных энергетических зон в средней Чехии. Это место в начале XVIII столетия было обозначено памятным знаком, – когда-то это был большой кованый крест, точно ориентированный на четыре стороны горизонта.
Сейчас от памятника остался только каменный столб, стоящий ровно на востоке по оси костела.
Это место магическим образом притягивает к себе. Каждый, кто поднимается на вершину холма, рано или поздно оказывается здесь, у обезличенного временем старого каменного столба.
То ли из-за загадочной природной энергетики, то ли из-за удаленности от шумных мест, а может – от открытости пространства и какой-то древней простоты строгих романских архитектурных форм храма, здесь погружаешься в состояние необычной легкости и спокойствия.
Уходит обычная суета и начинаешь замечать и радоваться мелким, не заметным в другое время, деталям: покрытым инеем сухому цвету высокой старой липы, растущей перед костелом,
или тонкой веточке омелы, зацепившейся за ограду небольшого кладбища под стенами костела, которая согласно поверью, приносит счастье и хранит от молнии и злых духов. Срезанную золотым серпом омелу приносят гости, собирающиеся в костеле в Щедрый день на вечерние рождественские песнопения под аккомпанемент гармони, гитары и “дуды” - волынки.
Печально, что долгое время это уникальное место находилось в полном запустении. Еще 13 лет назад в крыше костела зияли трехметровые дыры, внутри на пол-метра стояла вода, а с наружных стен пластами опадала штукатурка. Костел не раз обкрадывали, в конце прошлого столетия из его стен вынесли все убранство, дарованное Францем Фердинандом, владельцем находящегося неподалеку Конопиштского замка.
Поскольку замковая часовня в Конопиште не была освящена, там не могли проводиться богослужбы, поэтому семья Фердинанда приезжала на богослужбы в хвойенский костел по специально вымощенной дороге, соединившей замок с костелом.
В 1914 году эрцгерцог Франц Фердинанд д’Эсте был и его жена Софи были застрелены в Сараево и похоронены в австрийском замке Артштеттен, но мало кто знает, что будущий наследник Австро-Венгерского престола хотел превратить костел Иакова и Филиппа в Хвойене в свою родовую усыпальницу.
Фердинанд поручил архитектору Йозефу Москеру, который занимался работами в замке Конопиште, провести реконструкцию костела. В 1904-05 годах сюда были перенесены церковные предметы из коллекции Фердинанда и древние надгробные камни. Если бы история сложилась иначе, то останки австрийского императора и его семьи покоились бы здесь, в одиноко стоящим среди богемских холмов скромном романском костеле, больше похожим на непримечательную снаружи венскую усыпальницу Габсбургов – Капуцинкирхе, чем эффектный и помпезный замок Артштеттен.
Связанный своей историей с Конопиште, костел тем не менее был долгое время забыт, да и сейчас огромный поток туристов, приезжающих в Конопиште, минует Хвойен.
Но в костел стоило бы заглянуть хотя бы для того, чтобы увидеть большие настенные фрески, удивительно хорошо сохранившиеся с XIII-XIV столетия. Первоначально романский костел не был оштукатурен ни снаружи, ни внутри. Фрагменты грубой серой штукатурки были нанесены на камни лишь под цветными фресками, на которых неизвестный художник изобразил в своих наивных и неумелых рисунках несколько не совсем канонических церковных сцен.
На одной изображены святые апостолы Иаков и Филипп, к которым за благословением обращаются князья, ведущие за собой жертвенного барашка.
На второй нарисована голова Левиафана – огнедышащего чудовища, пожирающего грешников в аду.
Третья фреска изображает Деву Марию с Христом-младенцем, сидящую на троне, в окружении парящих ангелов. Уж очень угрюмой вышла Дева Мария у местного умельца…
Все фрески сохранились в первоначальном виде, без какой-либо реставрации - так, как их когда-то нарисовал восемь столетий назад неизвестный художник.
Костел обладает еще одним очень редким в храмах настенным рисунком, изображающим геоцентрическую систему мира Клавдия Птолемея, нарисованную здесь за три столетия до появления опровергающих “догмы” трудов Коперника.
При освящении костела на стене рисуется особый знак – два концентрических круга с помещенным внутрь крестом (konsekrační kříže). Такой знак призван, как святая печать, охранять храм от всех врагов духовных. На стенах хвойенского костела можно увидеть три таких больших креста, которыми отмечено возведение храма в XIII столетии и две его большие реконструкции – в 1870-72 годах, когда была перенесена в центральную часть здания и достроена его колокольня, и новоготические перестройки, проведенные Йозефом Москером в 1904-05 годах.
Костел в Хвойене хранит и другие тайны. В его стенах находятся запечатанные склепы одного из знатных родов, когда-то владевших панством, а под костелом, от Конопиште к разрушенной крепости Кожли (Kožlí), тянется местами обрушившийся подземный ход, под высокими, выложенными закаленным римским камнем сводами которого могли проехать два всадника на конях. По одной из версий, здесь, в окрестностях Хвойена, в размещенных в глубине холма Хлумец бетонных бункерах, теряется след Янтарной комнаты, вывезенной в войну нацистами из Царского Села.
* * *
Вначале своего рассказа я упомянул о пражской фотовыставке, посвященной безымянным придорожным памятникам, хранящих память о своем времени. У каждого из них своя история, знакомство с которой открывает нам новые факты, связывающие события, культуру, традиции народа с конкретным местом. Утрата одного небольшого памятного знака может означать разрушение целой композиции, обедняющее восприятие более значительного и заметного архитектурного шедевра.
Подобно этому, сохранение ничем в архитектурном смысле не примечательного костела в Хвойене не только возвращает нам находящиеся в нем древние уникальные фрески, но и дополняет целостное представление об прошлом, протягивая связующую нить от кельтов, выбравших это исцеляющее место для жизни, к набожному наследнику престола Австро-Венгрии Францу Фердинанду, владельцу Конопишстского замка, желавшему быть здесь похороненному.
В отличие от Конопиште, находящемся на финансировании государства, восстановлением Хвойена занимается группа энтузиастов из Бенешова, возглавляемая Вацлавом Потучеком, которого я хотел бы поблагодарить за его усилия и энергию, отдаваемые этому важному для людей делу.
Карта и GPS координаты
Координаты костела: 49°46'14.53"N, 14°37'55.84"E
Ресурсы (на чешском языке)
Chvojen – сайт общественных организаций, которые занимаются восстановлением Хвойена.
Přátelé Chvojna – сайт общественной организации “Друзья Хвойена”.
Еще почитать
Зима в Конопиште
Конопиште, лучезарная осень
Кайзер Вильгельм II на чешском Первомае
Критический осмотр парковой архитектуры замка Конопиште
Какой такой павлин-мавлин?
Прошла весна, настало лето, или наша жизнь у пивовара. Часть 3
Отредактировано shaf (2011-02-28 20:24:00)