Что мне нравится в Лукке, так это отсутствие «обязательных» достопримечательностей.
Ты не ожидаешь ни наклонных башен, ни исключительных по красоте фресок, ни нескончаемых очередей в музеи и галереи.
Тем интереснее открывать какие-то уголки и переулочки, или виденные ранее на фото площади в новом, неожиданном ракурсе.
Церквей в Лукке множество. Обо всех, конечно, не буду рассказывать, только о нескольких.
Собор Сан Микеле на различных фотографиях до поездки меня не впечатлил. Была согласна с теми, кто считал его аляпистым, с тем, что это доведенный в Лукке до абсурда псевдо-пизанский стиль.
Но мы впервые увидели Сан Микеле вечером, когда стемнело, выйдя на прогулку в наш первый Лукковый день. Собственно, мы не к нему шли- просто гуляли по улочкам во все стороны от отеля.
Вообще это здорово- выглянуть из окна отеля в незнакомом городе, увидеть манящие огни фонарей и витрин вечерней улицы, убегающей куда-то, гуляющий туда-сюда народ, предвкушая, как через несколько минут ты тоже окажешься там.
Только повернули от отеля- белоснежный верх собора с фигурами светился на фоне очень темного неба- и там, на уровне статуи Михаила Архангела, висела полная луна.
После этой мистической картины собор стал казаться нам одним из самых красивых из когда-либо виденных. Вообще есть в нем что-то такое… необычное и внушительное.
Особенно здорово он смотрится из темноватых узких переулочков- белоснежно мраморно высвечиваясь впереди.
Кстати, крылья Михаила Архангела сделаны из металла таким образом, чтобы они двигались на сильном ветру. Предания рассказывают, что в кольце на пальце Святого настоящий бриллиант. Если погода позволяет, то иногда по вечерам, если взглянуть на Архангела с определенной точки- от коммерческого банка- то видно, как ярко сияет бриллиант в кольце.
Ещё один любопытный момент- несколько веков назад попасть в собор можно было только по мосту, перекинутому через приток речки Серкьо. Этот приток назывался «рождественским каналом».
А площадь у собора вообще показалась венецианской- что то неуловимо камерно-венецианское по духу, по атмосфере- может быть, из- за старых палаццо потертого красного камня- кстати, такие палаццо встречаются по всей Лукке, опять неуловимо напоминая Венецию.
Может, дело ещё и в музыке? Это второй город в Италии после Венеции, где все время фоном идет классическая музыка- даже если это только кажется.
От отеля до Сан Микеле нам было 3 минуты ходу, до Дуомо- собора Сан Мартино- столько же, но в другую сторону. Слегка напрягли многочисленные указатели- «к Илларии дель Каррето вон туда». Слишком коммерчески она продается.
Вот и не пошли смотреть. В знак протеста. На фотографиях насмотрелись.
В самом соборе довольно темно, и трудно рассмотреть упомянутые путеводителями фрески и картины Тинторетто и Гирландайо, да и мне всегда интереснее не то, что всем известно, а то, что скрыто за соседним столбом и в глаза не бросается.
Поэтому и расскажу о другом.
Рассматривая надгробие Илларии, Вольто Санто- Святой Лик в его павильоне (хотя и не подтвердилась легенда, что вырезал его Святой Никодим «с натуры», с Христа из дерева Гефсиманского сада, анализы показали, что это примерно 11-12 век, но для Лукки это священная реликвия, которую проносят раз в год по улицам города) туристы не замечают самую необычную достопримечательность собора- его Лабиринт.
На пилястре, позади кампаниллы, находится изображение лабиринта и надпись- «Это Лабиринт, который построил Дедал с Крита и из которого никто не сможет найти выхода, кроме Тесея, которому помогла любовь с помощью нити Ариадны». Эти слова лишь аллегория, как говорит, имеющая религиозный смысл- описание лабиринта грехов , из которого может освободить только вера.
Иногда, в средние века, осужденным на смерть предлагали найти выход из лабиринта- только любовь Господа может привести к спасению- и если осужденный находил выход- его освобождали.
Сан Фредиано - красавица. Кстати. именно там сначала хранился Святой Лик.
Базилика Сан Фредиано содержит работы Якопо дела Кверча и Андреа дела Роббиа, там находится надгробие Святой Дзиты- покровительницы служанок.
А ещё в базилике хранится странный монолитный камень- довольно большой, 4 на 5 метров. С ним связана своя история.
Ещё в римские времена на горе Сан Джулиано (между Пизой и Лукой) добывали мрамор- не такой знаменитый, как мрамор Каррары, но те не менее активно использовавшийся в строительстве тех времен. Из этого камня и строился амфитеатр Луки. Однажды работавшие на карьере крестьяне сообщили Святому Фредиано- епископу Луки, что нашли камень, очень подходящий для строительства церкви. Но камень был очень тяжелым, и сколько не пытались- даже усилиями нескольких человек его не смоги вытащить. Епископ лично явился на карьер- вознеся молитву к небу он поднял камень, который показался легким, как вязанка хвороста- и с помощью нескольких клериков отнес его в повозку. Две норовистых кобылки, запряженные в повозку, вдруг стали смиренными и быстро домчали камень до церкви. Над волшебным камнем Святой Фредиано воздвиг алтарь.
При последующей реконструкции базилики камень был перемещен в ризницу, но в 1575 году, по распоряжению Папы при апостольском визите в Лукку камень был возвращен на прежнее место позади алтаря, где и находится до настоящего времени.
А надпись гласит- «Кто бы ни был ты, читающий эти строки, ты сам должен быть каменным, если этот камень не вызовет восхищения перед Святым Фредиано.»
В двух шагах от отеля стояла самая полюбившаяся мне церковь Лукки- Святых Джованни и Репарата.
Туристы приходят туда, чтобы полюбоваться археологическими раскопками- их видно под стеклянным полом церкви- а при входе- небольшой музей с древними керамиками и мозаиками.
Но мы пришли в Сан Джованни поздним вечером, когда лил проливной дождь- вместе с остальной публикой, трясущейся от стужи в холодном храме холодным осенним вечером, куда бы вы думали? –на оперный концерт, который каждый вечер дают в Сан Джованни в честь 150 летия Пуччини в этом году.
Думаю, что Моцарт, Пуччини, Доницетти и Верди в стенах оперного театра произвели бы меньшее впечатление, чем под сводами древней церкви.
«…прогулка по улицам Лукки готовит одну неожиданность. Этой неожиданностью становится маленькая готическая церковка Санта Мария Дела Роза. Такие готические часовни редки в Италии, и луккская, наверное, самая трогательная из них.»
Павел Муратов.
Событием не стала, но церквушка очень интересная.
Вот статуя Мадонны на фасаде
Внутри
И сам Образ
А спереди она вообще как обычный дом.. а то и склад. Тем интереснее боковая сторона.
Санта Мария Фориспортам (за стенами)
Мало кто знает, что неприметная и не особо известная Церковь Сан Франческо- это пантеон Лукки.
Здесь покоится музыкант и композитор Луиджи Боккерини, виолончелист Франческо Джеминьяни, здесь находится похоронный монумент епископа и поэта Джованни Гвидичиони.
На одной из табличек в память о знаменитом правителе Лукки, Каструччо Кастракани выбито на латыни:
«Здесь я, Каструччо ди Джери из рода Антельминелли живу и буду жить благодаря своим достижениям, величию итальянского оружия, чести лукканцев, гордости Тосканы.
Жил, грешил, раскаивался, и склонялся перед неумолимой судьбой Природы.
О, благочестивые души, крепитесь великодушно, помня, что вы тоже должны умереть».
А в часовне, справа от алтаря, видны останки погребального монумента Нино Висконти, судьи Галлуры, чье сердце было захоронено в Сан Франческо с надписью на камне- «Здесь знаменитое сердце благородного Уголино, судьи Галлуры, властителя третьей части королевства Кальяри».
Сам Висконти, перед смертью в 1298 году, завещал похоронить его сердце в гвельфском городе Лукка.
Пятьсот лет спустя, в 1746 году, при реконструкции часовни гробница была повреждена, а потом и совсем разрушена.. ящичек с сердцем был утерян.
Уголино (Нино) Висконти покорял Сардинию, дружил с Данте, упомянувшем его в «Божественной комедии», вместе с родственником из знаменитой Тосканской семьи делла Джерардеска управлял Пизой… но прошли века, и где-то под мостовыми гвельфского города Лукка скрыто теперь сердце благородного Уголино…
Что ещё добавить про знаковые места Лукки?
Пьяцца Амфитеатро поздней осенью пустынна- но от этого не стала менее привлекательной.
А с другой стороны домов четко видны остатки того самого амфитеатра, на основе которого она и построена- интересно представить, что дома могли построить в арках Колизея- собственно, то же самое получилось бы.
Улица Фоссо- дома вокруг канала, искусственно отведенного от речки Серкьо- так она и получила своё имя- Канал.
Трудно представить, что вот эта река когда-то разлилась так, что только стены спасли Луку от затопления- хоть раз они пригодились.
Знаменитая башня Гуиниджи- и подъем на крышу легкий, в отличие от множества других подобных сооружений (после восхождения к Сантуарио Бризигеллы с подъемами у нас не очень), и «кудрявая голова» её ужасна симпатична, и виды открываются на всю округу.
И маленькие, неожиданные фонтаны, ванны на лапах
и огонь, горящий по вечерам в уличных ресторанчиках,
и старинные башни-ворота,
и присевшие на корточки фонари,
и каменные виолончелисты на площадях, где в открытом окне звучит рояль
и вот такие приколы-
создают атмосферу этого замечательного города.
Просто погуляем:
На дверях зоо-магазинчика, где заливаются канарейки, трогательная надпись- "в продаже попугайчики-неразлучники".
На стенах в парке от "Я люблю тебя, принцесса" до "посмотри, как сегодня сияют звезды- они сияют для тебя"...
Отредактировано melodie_del_mar (2010-12-04 12:31:01)