6. Forse che si, forse che no.
Одним из открытий этого итальянского сезона стала Мантуя. Не скажу, что это был удар в самое сердце и я сплю и вижу, как туда вернуться. Нет. Просто неожиданно. Неожиданно помпезный собор, неожиданно большой дворец, неожиданно приятный город. Секрет «неожиданности» Мантуи кроется в том, что я почти не готовилась к ней (что обычно не в моих правилах), и в этот раз (в отличие от многих других, когда это не срабатывало) первое реальное знакомство оказалось очень душевным.
Мантуя стоит на берегах сразу нескольких неглубоких озер – Superiore, Mezzo, Inferiore в расширении реки Минчо. Mezzo открывается вид на Герцогский дворец, он же полаццо Дукале. Сначала даже и не поймешь, что фасады палаццо дель Капитано, Магна Домус, Кастелло и многие другие сооружения вокруг – это один большой комплекс, заключенный внутри себя, город в городе.
История Палаццо Дукале началась с того, что семейство Ганзага, свергшее в 1328г. род Бонакольси, решило как-то приспособить владения, оставшиеся после прежних хозяев и совместить их со своими, рядом расположенными. Для этого они закрыли все старинные переулки, разделявшие строения и образовался единый закрытый квартал, так называемый «Двор» или «Корте веккья», не имевший аналогов в других городах. Позднее к изначально стоявшим на площади Сарделло палаццо дель Капитано и Магна Домусу добавлялись другие палаццо, коридоры, Кастелло Сан Джорджио, базилика, колокольня и иные помещения, общее число которых насчитывает более пятидесяти. Почти все они соединены между собой и образуют около пятнадцати открытых пространств – дворов. Притом, что для посещения открыта всего лишь часть помещений, это настоящий лабиринт для посетителей, плавно перетекающих друг за другом залов, салонов, апартаментов, галерей, украшенных фресками, гобеленами, скульптурами, другими предметами искусства. Я расскажу только о самых известных и о тех, что мне запомнились. Все фото взяты из Интернета либо отсканированы из путводителя, так как фотографировать в палаццо Дукале запрещено (в этот раз я была законопослушна).
Зал Лабиринта. Известен лабиринтом на потолке с позолоченными разделительными линями. Надпись на синем фоне гласит «Forse che si, forse che no», что означает «Может быть да, может быть нет». Именно этот вопрос гложил, видимо, четыре с лишним столетия назад герцога Винченцо накануне сражения с турками при Канице (Воеводине).
Любопытен и Зал Зодиака, на своде которого изображена Ночь. Стены же украшают 12 знаков зодиака.
Из всех апартаментов больше всего запомнились Зал Трои и Зал Манто. Последний, с деревянным кессонным потолком, украшен картинами Лоренцо Коста Младшего, представляющими легенду основания Мантуи дочерью предсказателя Тирезия – Манто.
Самая большая ценность палаццо Дукале, скрывающаяся за стенами Кастелло Сан Джорджо - шедевр Андреа Мнтеньи – Камера дель Спози или Брачный покой (во времена Гонзага комната «Пикта»), созданный в 1465-1474гг. по заказу маркиза Людовико II и его жены Барбары. Тема фресок – визит семейства Гонзага в Милан по приглашению Бьянки Марии Висконти в связи с ухудшением здоровья герцога Франческо Сфорца (по другой версии - в связи с посвящением сына Франческо в кардиналы). Несмотря на название – Брачный покой, это помещение чаще всего использовалось в качестве кабинета или зала для аудиенций.
Центральная сцена Брачного покоя изображает Людовико II и Барбару Брандербургскую в окружении детей, родственников и придворных.
Карлица, стоящая рядом с Барбарой.
А эта фреска под названием «Встреча» иллюстрирует встречу Людовико Гонзага и Франческо Сфорца.
Свод. При ближайшем рассмотрении легко опознать Барбару Брандербургскую.
Другие элементы росписи Брачного покоя.