В этой части моего повествования о последнем итальянском вояже будет все, что касается Ломбардской части, а именно впечатления от Милана, Бергамо, Мантуи, озер Комо, Маджоре и Гарда.
1. Очень коротко о Милане.
К труду Алины совместно с Леной ГМ о Милане очень сложно что-то добавить. До его прочтения мне казалось, что Милан может оказаться для меня чем-то совершенно непостижимым, непроходимым и чуждым, но так не произошло. Несмотря на то, что я провела там всего каких-то 5-6 часов и город «замкнулся» для меня в несколько объектов, благодаря знанию о том, что Милан – это нечто большее, чем Дуомо-галерея-Ла Скала, во мне родилось восприятие его как чего-то большого и целостного, открывающегося постепенно. Полюбить его за такое короткое время, а тем более с первого взгляда невозможно, вероятно это город, понимание и ощущение которого приходит пропорционально пройденным километрам улиц, количеству посещенных исторических уголков и проведенному в нем времени. Но основное, что я для себя уяснила – Милан меня не отталкивает, не давит, не возмущает, и главное – не оставляет абсолютно равнодушной. Его можно пытаться понимать, открывать, чувствовать и даже где-то восхищаться. Сюда следует возвращаться.
Опыт путешествующих этого форума уже не раз доказывал следующую истину - если вы посещаете Милан набегом (и даже если основательно), самым главным местом, куда стоит непременно попасть – это крыша Дуомо. Крыша - это то, что поможет немного раскрасить ваши впечатления от Милана, придать им яркость и форму. Попасть туда можно двумя путями – пешком и на лифте за 8 евро. Я выбираю последнее и сразу же попадаю в невероятный каменный лес из 135 шпилей, огромного количества статуй и десятков кружевных аркбутанов. Час времени пролетает незаметно.
Внутри собор производит гнетущее впечатление – огромные темные массивные колонны словно давят сверху. Ну и ободранный святой Бартоломео – просто ужас. И только спуск в крипту базилики Санта-Текла и взгляд на хоры Джемале сглаживает впечатление.
Настало время оглянуться вокруг на площади, на внешний фасад Дуомо. Ну что же, он прекрасен и со стороны, особенно когда только что спустился сверху)
Перед Дуомо памятник Виктору Эммануилу II.
Королевский дворец я как-то сразу и не приметила) На мой взгляд, главная его архитектурная функция сейчас, также как и двух других дворцов – Северного и Южного – не высовываться выделяться, но при этом создавать законченный органичный ансамбль площади.
Вот что никак нельзя не заметить, это галерею Виктора Эммануила II с 48-метровым стеклянным куполом, построенную в честь объединения Италии. В центре – гербы главных городов Италии, в том числе герб с бедным туринским бычком)
Впечатление от галереи мне прилично подпортило присутствие в самом ее центре женщины, которая ходить могла только на четырех конечностях и при этом яростно бросалась ко всем, прося милостыню. Потому я поспешила выскочить наружу, на piazza della Scala.
Ну что вам сказать о театре la Scala? Очень хочется верить, что внутреннее содержание с лихвой окупает более чем бледный внешний вид.
Памятник Леонардо в крайней задумчивости.
По несложному переплетению улиц, параллельных и перпендикулярных центральной via Dante добираюсь до замка Сфорцеско, бывшей резиденции герцогов Милана, построенной в 14веке по приказу герцога Галеаццо II Висконти. К созданию и оформлению замка в разное время имели отношение Ф.Брунеллески, Джованни да Милано, Филарете, Г.де Кремона,Д.Броманте и Леонардо да Винчи. Замок ни раз перестраивали и достраивали и какое-то время даже был под угрозой полного сноса, но все же пережил плохие времена и по сей день остается на месте. Сейчас в его стенах находится несколько музеев.
Перед входом внутрь замка красуется фонтан, прозванный «свадебным тортиком» из-за своей формы и из-за того, что является местом паломничества многих миланских молодоженов.
Над центральным входом высится башня Филарете, названная так по имени архитектора, спроектировавшего её.
За замком манит своим покоем и уже пожелтевшими листьями парк Семпионе, но я прохожу мимо и направляюсь в сторону вокзала Кадорна.
Пока шла до Сан-Амброджо, рассматривала местную застройку, которая на мой взгляд оказалась очень достойной, если принимать во внимание размеры и деловой характер города. Что особенно понравилось – обилие зелени – на окнах, на балконах, на крыше, везде, где только можно.
На подходе к Сан-Амброджо внимание привлек вот этот интересный домик. Лена ГМ, кажется, тоже его выделяла.
Общее впечатление о городе формирует множество деталей и мелочей. На мое общее впечатление от Милана помимо всего прочего повлияла умиротворяющая тишина Сан-Амброджио, сохраняющаяся внутри несмотря на присутствие небольшого количества туристов.
Святой Амброджо (Амвросий) родился в IV веке в Риме. Существует несколько изложений и трактовок становления его епископом. Одна из них, более правдоподобная, изложена Леной ГМ в рассказе Алины о Милане. Существует и другая, более чудесная и чудная. Согласно ей становиться епископом Амбвросий не собирался и вообще никакого отношения к религии не имел, занимая должность консульского префекта провинций Лигурия и Эмилия. Однажды он пришел в храм во время выборов нового епископа для наведения порядка (в то время процветало арианство и велись яростные споры между христианами и арианцами), как вдруг какой-то голос прозвучал: "Амвросий - епископ." Народ и сам император Валентин увидели в этом божий знак. Амвросий, будучи еще оглашенным (не крещеным) поначалу испугался, стал отнекиваться и пытался даже бежать из Милана, дабы не принимать сан, но его поймали и уговорили. За восемь дней Амвросий был крещен и прошел все церковные степени как полагалось, после чего был посвящен в епископы. После посвящения он раздал все свое имущество бедным. Уже будучи епископом, стал изучать священное писание и вникать в религиозные тонкости.
Святой Амвросий боролся против арианской ереси, которой покровительствовала императрица Юстина. В память победы над арианством он составил гимн "Тебе Бога хвалим," который до сих пор поется на благодарственных богослужениях. По его настоянию вычеркнуто было из императорского титула языческое звание верховного священника (Pоntifеx mаximus), жрецы и идольские капища были лишены казенного содержания, был погашен так называемый священный огонь весталок и вынесена из сената статуя Победы.
Однажды Святой Амвросий решился не допустить в храм императора Феодосия, после кровавого избиения возмутившихся против него фессалоникийцев. Амвросий сказал императору: "Человек, проливший столько крови, не может быть в храме Бога мира." Император возразил: "И Давид согрешил, но не лишился милости Божией." На что Амвросий ответил: "Ты подражал Давиду в преступлении, подражай же ему и в раскаянии," и наложил на него епитимью для примирения с Богом и церковью.
В 387-ом году под влиянием его проповедей уверовал и принял крещение блаженный Августин.
Последние годы жизни Амвросий провел в постоянной молитве, спокойно и радостно ожидая своей кончины, которая наступила в 397-ом году. После смерти и канонизации и по сей день он считается покровителем Милана. Его мощи покоятся в базилике Сан-Амброджо.
Романская базилика была построена в Милане в 4 веке и была освящена самим Святым Амвросием. То, что мы видим сегодня – это результат перестройки в 9-10вв. Тогда же построили четырехколонный портик и возвели две колокольни – «Монахи» и «Канонники».
Внутри мое внимание привлекает колонна со змеем. Надпись на табличке рядом гласит, что это медный змей Моисея, находящийся на этом месте вероятно еще с IV века. Однако данная колонна относится к византийскому периоду – X веку.
«От горы Ор отправились они (народ Израильский) путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути,
И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.
И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых.
И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе.
И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив.
И сделал Моисей медного змея, и выставил его на знамя, и, когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив».
(Числа. Глава 21, стихи 4-9).
Любопытно, что медный змей или Нехуштан согласно исламским толкованиям изображал имя Аллаха. Может быть поэтому позднее прямо напротив колонны со змеем была установлена колонна с крестом, сопоставляя змея с этим христианским символом.
Еще одна древность– это основание одной из 26 колонн древней базилики IV века. Оно было обнаружено в XIX веке при проведении реставрационных работ.
На входе в капеллу к алтарю Santissimo Sacramento предупреждающая табличка – «туристам внутрь не входить». Как человек почти законопослушный входить не вхожу, но издалека фотографирую)
Центральный алтарь находится под балдахином за которым в абсиде византийская мозайка.
Покинув базилику Сан-Амброджо, спешу к церкви Санта Мария делле Грацие смотреть «Тайную вечерю».
Продолжение следует.