За Ватерлооплейн на улице Йоденбрестрат находится основная туристическая приманка Еврейского квартала - Дом-музей Рембрандта. Мы хотели его посетить, но в эти дни он был закрыт на монтаж-демонтаж очередной выставки. Мы знали это заранее, но все равно подошли к нему.
Jodenbreestraat 4-6
wwwrembrandthuis.nl
Этот музей расположен в здании 17в., в котором Рембрандт жил и работал с 1639 по 1658 г. Великий голландец приобрел его в 1639 году, после того как главный архитектор эпохи, автор амстердамской мэрии Якоб ван Кампен, переделал фасад по последней итальянской моде и украсил первым в столице фронтоном.
Здесь Рембрандт прожил со своей первой женой, Саскией, за почти 20 лет он успел написать множество прекрасных работ, сделать сотни офортов и рисунков, прославиться, обзавестись учениками, собрать уникальную коллекцию заморских редкостей и мебели, растратить крупное состояние своей жены, потерять основных заказчиков, наделать безумных долгов и в конце концов пустить все имущество (в том числе и дом) с молотка и переехал в Йордан.
Именно здесь была создана его самая знаменитая картина «Ночной дозор», в этом доме умерла в 1642 году Саския, оставив на руках Рембрандта маленького Титуса. В 1911 году этот дом был превращен в музей. К сожалению, восстановленные интерьеры жилых помещений и мастерской выглядят совершенно искусственно (как пишут путеводители). Хотя здесь есть интересные экспонаты вроде красивейшего офортного станка или заморских редкостей из коллекции художника, но нет живой атмосферы домов вроде Амстелкринга или Музея Ван Лон. Так что идти сюда стоит только ради замечательных рембрандтовских офортов и рисунков. Судите сами: из 280 рисунков мастера здесь находятся 250. Из них существенная часть - шедевры. Кроме того, здесь выставлены работы его учителя и учеников.
Возможно, кому-то будет интересно, но я нашла в Сети чей-то отзыв о самом музее.
Вот он :
10 комнат 3 этажа В приёмной художника, с черно-белыми шашечками-плитками на полу, много картин, там он встречал гостей и заказчиков. В спальне – интересная кровать, в виде деревянного резного шкафа с бархатной занавеской – именно на ней он рисовал свою обожаемую Саскию в образе Данаи. Мастерская на самом верхнем этаже расположена так, что из окон постоянно льётся свет. Посреди комнаты стоит его мольберт, на полках разные скульптуры, воинские доспехи и прочее – для натуры. На одном из столов растирали краску. Обычно краски ученики готовили непосредственно перед началом работы, растирали камнями и старались приготовить ровно столько, сколько нужно. Но если же всё-таки оставались излишки, то их хранили в специальных pig-мешочках (из свиной кожи). Всё перед вами – и камни, и натуральные краски, и окаменевшие мешочки. В небольшой комнате мужчина в грязном фартуке и чёрными руками нам показывал технику создания гравюры. Оказывается Рембрандт был не только художником, но и выдающимся гравёром (возможно потому, что гравюра стоила намного дешевле картины на холсте, и поэтому нести культуру в массы тогда предпочитали в основном через такие рисунки-отпечатки). Чтобы создать основу для будущей гравюры нужны медная пластинка, стальные перья и вакса. Сначала Рембрандт накалывал (процарапывал) рисунок, потом брал в руки мешочек с ваксой и затирал её в бороздки, потом очень тщательно вытирал, обкладывал листами плотной бумаги, клал на пресс и прижимал. Весь процесс нам показали, а полученный бумажный оттиск повесили на верёвочку для просушки.
На следующий этаж поднимаемся по крутой винтовой лестнице – там, на тёмно-красных стенах выставлены его гравюры, причем практически все из существующих. Они бесподобны. Ради них мы здесь. Особенно впечатляет самый крохотный (5х5см) и самый знаменитый автопортрет Рембрандта с курносым носом. Лично меня невероятно тронул за душу простой набросок серебряным пером по velvet-бумаге его жены Саскии. Он был сделан, когда они только-только поженились. Там ещё трогательная надпись личного характера и подпись: «Твой Рембрандт.»»
Вот этот самый автопортрет с курносым носом на вывеске музея