Город, рожденный нефтью (Сургут и Нефтеюганск)
В первой части моего повествования о командировках, совершенных этим летом, я немного слукавила - уж больно удачно слоган города Нефтеюганска "Город, рожденный нефтью" распространялся и на соседний с ним Сургут. На самом деле Сургут - город древний, основанный в 16 веке (первое упоминание - 1594), когда о нефти не только в этих местах, но и вообще не планете слыхом не слыхивали. Но поскольку именно нефти Сургут обязан своим развитием в 20 веке и, в некотором смысле - величием, то и попал он у меня в города, рожденные нефтью.
Стрежевой и Отрадный же - дело другое, тут не придерешься. Оба выросли на нефти и только нефтью и живы по сей день. Оба по-своему патриархальны: Стрежевой - олицетворение северных городов с их квадратно-гнездовой планировкой, несколько обветшавший, Отрадный - типичный южный городок, с обширной частной застройкой, но все теми же прямыми улицами и множеством зелени. И на обоих чувствуется нефтяное дыхание...
Стрежевой
Деревня Стрежевой построена в 1930-х годах спецпереселенцами. В 1966 году возле деревни основан поселок Стрежевой, с 1967 года — посёлок городского типа, «спальный» район нефтяников, обслуживающих вахтовым методом буровые в радиусе 400 км. Город с 1978 года.
Название произошло от русского диалектного стреж, стрежень «крутой берег реки», «русло, быстрина, протока, стремнина». Неофициальное название города - Нефтеград.
Задержка рейса из-за погодных условий - как с этим справилась S7
Во время командировки возник вопрос - как нам из Стрежевого добраться в Томск (там работы вели наши коллеги и возникли некоторые проблемы). Оказалось, что если по зимнику езды на машине часов 10, то летом это более 3 тыс. километров! Лететь на Ан-24 я категорически отказывалась, все вопросы разрулили по телефону, и ехать никуда не пришлось - это плюс, но в Томск мы так и не попали - это обидно.
Несмотря на то, что территориально Стрежевой относится к Томской области, тяготеет он к ХМАО, да и ближайший аэропорт у него - Нижневартовск, откуда до Стрежевого езды около 100 км сперва по северной бетонке, потом машина проползает через баржу, которая заменяет собой мост через реку, а затем, когда пересекаешь границу Томской области и ХМАО, начинается нормальная ровная дорога.
Когда ехали по бетонке, невольно вспомнились строки из давно прочитанной в детстве детской книжки К. Лагунова":
Эта дорога была выложена из огромных серых железобетонных плит и потому называлась БЕТОНКОЙ.
Под ней пузырились, пищали, хлюпали гиблые, топкие болота.
Бетонка рассекала непроходимые таежные чащи.
Переползала крутые увалы.
По мостовым опорам как на ходулях переходила глубокие реки.
Как и в Нефтеюганске, в Стрежевом хоть и есть названия некоторых улиц, но ими особо никто не пользуется. Только в Нефтеюганске пронумерованы кварталы и внутри них идет нумерация домов, а в Стрежевом нумерация домов - сплошная по всему городу. Собираясь в первый рабочий день домой (жили мы в служебной квартире), я задумалась, как объяснить водителю, на какой улице мы живем - я запомнила только номер дома, но водитель бодро спросил - а номер какой - и уверенно повез нас к нужному месту:)
Вот так выглядит карта города