Название этого города вызовет улыбку у русскоязычного человека- но не надо забывать, что в испанском языке не читается буква «H», соответственно, смешная Orihuela на самом деле оказывается красивым словом Ориуэла. Также красиво называют себя и жители- Ориоланос.
Город находится на реке Сегура всего в часе езды на поезде от Аликанте- но уже вглубь провинции, почти уверена что уж туда-то наших не заносило… хотя кто знает?
У меня получилось смешнее- я никогда не была в Аликанте- но в Ориуэллу попала, причем из глубины Испании, так сказать.
Этот рассказ для тех, кто бегает по Сиене, разыскивая символы её контрад, кто очарован Севильской и андалузской вообще Святой неделей- Семаной Сантой.. Я уже писала о том что когда-то очень интересовалась испанскими- андалузскими кофрадиями- братствами. Но именно в Ориуэле у меня от этого зрелища мурашки бегали. До сих пор остаются эти впечатления- даже когда просто смотрю на фотографии. Видимо, закрытые лица членов братства (символ покаяния) и создают ощущение масок- чего-то таинственного.
Обо всем по порядку.
Ориуэла- римский Оrchelis- в 711 году был завоеван маврами. 5 апреля 713 года Герцог Теодомиро де Аурариола – или Тудемир- как называют его иногда- странно славянское имя- договорился с маврами об автономии города где было создано герцогство Теодемиро. Между Теодомиро и Абд-Аль-Азизом был подписан один из немногих в истории договор, в котором герцог признавал суверенитет исламского государства, а мавры признали независимость внутри его Ориуэлы, но с наместником, которым становился герцог Теодомиро. Причем Ориуэела была освобождена от дани. В 743 году, уже после смерти Теодомиро, арабы вернули Ориуэлу.
Ориуэла была выбрана Изабеллой и Фердинандом как плацдарм для окончательного, решающего удара по маврам. История у города ещё та.
В течении четырех веков Ориуэла была епископской столицей провинции.
В нынешней Ориуэле около 80 тысяч жителей, хотя город относится к Валенсии и провинции Аликанте- историки и прочие ученые, признают, что он и географически, и по всем прочим показателям ближе к Мурсии. Даже река Сегура связывает Картахену и Ориуэлу.
Есть, кстати, и пляжная зона- в 20 км от Ориуэлы находится ей «Коста»- 16 км пляжей, но даже для испанцев это захолустное место никакого интереса не представляет.
Обычный провинциальный испанский город.. с совершенно особенным «каско антигуо»- старинным кварталом города. Кроме Эстремадурского Касереса я не помню в Испании города, где каждый дом в старой части- это произведение искусства, древние палаццо украшены гербами, скульптурами, портиками.
Официально в городе – если даже не вспоминать об этих старинных зданиях- достопримечательностей множество. Церковь и монастырь Сан Доминго, главный Собор Святого Сальвадора – то есть Спасителя, построенный на руинах мечети в 12 веке и ставший монументом национального значения, Епископский дворец, церкви Санта Хуста и Санта Руфина, опять же ставшие памятниками национального значения, музей цуерковного искусства и Святой Недели, археологический и этнологический музей, дом-музей известного испанского поэта Мигеля Эрнандеса.
Старый город не может существовать без легенд. Две из них- самые известные, и немного грустные.
Первая легенда связана с замком Ориуэлы – когда-то там проживал мавританский правитель Бесаддон, управляя и арабами и христианами, которые жили вокруг. В замке работала местная женщина- она была кормилицей и няней детей Бесаддона и он полностью доверял ей. Каждое утро женщина поднималась из городка в замок и каждый вечер возвращалась обратно домой. По имени мужа- Педро Арменголя- её звали Арменгола. В один не очень прекрасный день было принято решение убить всех христиан, живших в городке. Бесаддону было жаль Арменголу, он решил сохранить жизнь кормилицы, её мужа и двух уже взрослых дочерей. За день до назначенной даты- 16 июля, Бесаддон предупредил Арменголу что ей и её семье необходимо остаться а замке в этй ночь. Как истинная христианка, Арменгола предупредила христиан- вечером в замок вместе с ней поднялись её муж и две крепкие молодые девушки. Притворившиеся её дочерьми- все они были вооружены. Арменгола знала замок очень хорошо, в итоге эта бравая четверка потихоньку перебила всех внутри замка, включая самого Бесаддона, и укрепилась в замке. Так ориоланос- жители Ориуэлы- были спасены. Все закончилось хорошо- уже утром к Ориуэле подошли войска Хайме Арагонского, и освободили остальную часть города. С тех пор дата 17 июля отмечается в Ориуэеле как праздник- день Арменголы и день Реконкисты в Ориуэеле.
Легенда об Оригоре – Принце-воине рассказывает о том, что долгое время жителей этой местности пугала страшная птица-монстр, которая летала над полями и деревнями, крики ужаса слышались повсюду и люди убегали и прятались в домах, едва завидев издалека ужасное существо. Рассказывали, что в лапах оно держит меч. После каждого появления этой птицы-монстра начинались битвы и сражения, в эти места приходила война. Не находилось ни одного храбреца, который решился бы сразиться с птицей.
Как то опять прилетела птица, кружила над полями, и вскоре жители услышали звуки барабанов- варвары были уже близко. И тут один юноша, по имени Оригор, не выдержал, и понимая, что в этот раз они не выстоят, бросился навстречу птице, и бросил в неё свое копье. Птица упала на землю- а варвары, увидев, насколько храбрые воины живут в этой земле, без боя повернули назад и ушли из этих мест. Юноша, в порыве храбрости бросился к птице, чтобы отнять у ней меч- но подбежав увидел, что никакого меча нет, и никакой это не монстр, а просто большая птица, которая посмотрела на него и объяснила, что летала с единственной целью- предупредить о подходе врага, чтобы жители успели подготовиться и защитить себя.
Обрадованные люди выходил птицу, окружили ей всяческими почестями, прибежали с подношениями.. с тех пор никто не смог победить жителей этих мест- на их защиту вставали храбрый воин Оригор и его волшебная птица. Говорят, что земля Ориуэлы заколдована, много веков назад Принц-воин предупредил, дав клятву- «Я, Оригор из Ориуэлы, буду сражаться за ту землю. Если кто-то придет грабить наших детей, если кто-то придет грабить наши земли.. У нас не должно быть больше войны, но тогда мы будем сражаться, как сражались сейчас».
Говорят, что никогда больше не было сражений на земле Ориуэлы.
Ни один город Испании не чтит так древние традиции, не живет настолько искренне средневековьем, как это делает Ориуэла. Как в любом городе Испании, который коснулись арабы, здесь в сентябре проходит праздник Христиане и мавры. Но не только. В Ориуэеле в начале февраля проходит самый знаменитый средневековый рынок в Испании- Меркадо Медиеваль. Несколько дней подряд идут представления, народ надевает средневековые костюмы, устраиваются рыцарские турниры, на площадях жарятся поросята.
Но главный праздник в Ориуэле- это Семана Санта. 14 кофрадий- братств в Ориуэле. Корни самых молодых братств уходят в 17 век, некоторые старше. Корни некоторых исходят из священного города Лорето (фонтан Лорето стоит на одной из площадей Ориуэлы).
Первые официальные упоминания о братствах Ориуэлы относятся к 1602 году. В 1622 году состоялась одна из самых важных процессий- Процессия Святой крови, на которой несли реликвии из собора в Лорето.
Рискну потратить ваше время и приведу символы всех 14 Братств.
Братство Nuestra Senora de lоs Dolores- Пресвятой Девы болей наших
Братство Nuestro Padre Jesus-Отца нашего Иисуса
Братство De la Santa Cena- Святой вечери
Братство El lavatorio-Омовения
Братство El Cristo de Zalamea-Христа Саломеи
Братство Los Azotes- тут перевести трудно- это слово обозначает стегать себя, пороть, видимо связано с теми христианскими братствами, которые искупают грехи истязаниями себя
Братство Del Silencio-Молчания
Братство de la Samaritana-Самаритянки
Братство El Prendimiento- опять мне трудно перевести- это захват, поимка
Братство Cristo de la Buena Muerte- Христа Доброй Смерти
Братство Ecce Homo- Человека
Братство Resurrecion -Воскресения
Братство Del Perdon-Прощения
Братство Centuria Romana de Nuestro Padre Jesus-Римской центурии Отца нашего Иисуса
Золотые огни придают вечернему городу таинственность и что-то мистическое..
веками в Святую неделю выходили одетые в белое или красное или черное или другие цвета фигуры, окружающие статую своего приходского святого, украшенную драгоценностями, цветами, огнями. Играют оркестры и несут статуи на носилках-постаментах по городу. Цвета одежды зависят от конкретного братства, иногда на одежде может быть вышита символика братства.
Те, кто не принадлежат ни к одному из братств, объединяются во главе с кабальерос- именитыми аристократами Ориуэлы вокруг образа Пресвятой девы Одиночества – Nuestra Senora de la Soledad. Меня, почему-то, одно имя этой Святой приводит в трепет- и обстановка соответствует.
И всегда почетная обязанность идти впереди процессии вместе с епископом и главами города, принадлежит потомку семьи, правившей этими местами ни одно столетие, и до сих пор играющей важную роль в жизни города- я уже упоминала о титулах этого человека, когда рассказывала о традициях испанской аристократии- Бернардино Рока де Тогорес и Серда, Фонтес де Альборнос и Энрикес де Наварра, герцог де Бегар, де Луна (да-да, тоже потомок семьи Папы Луны), Хибралеон, Перельяда и Айяла, маркиз де Торе Пачего, Ордоньо, Вилларес, прямой наследник титула королей Наварры, граф Облитас, Альфересес, и, соответственно, один из первых грандов Испании. Ох, жаль, женат!
В черном или белом мундире, с золотой шпагой на боку и регалиями, собранными столетиями слившимися в одном человеке семьями, он спокойно шагает впереди процессии, как делал его дед, и его отец...
Благодаря дону Бернардино человеку я познакомилась с Ориуэлой изнутри, узнала историю каждого из братств, легенды и историю этого города и увидела Ориуэлу именно такой- средневеково-мистической, волшебной, необычной, за что ему очень благодарна.
А теперь- фотографии Семана Санта в Ориуэле.
Вот так это было-
А так происходит сейчас
И все остальное время года братства живут своей жизнью- проводят церемонии, приходят на мессы, особенно если ведет мессу епископ.
Вот такой большой пост получился… этот город занимает в моих впечатлениях особенное место, и мне хотелось рассказать о нем побольше. Странно- я не воспринимаю его средневековым, католическим- для меня он почему-то стал ожившим фэнтези. где рядом с людьми существуют рыцари и клирики, читает проповедь епископ, скользят в тени палаццо прекрасные дамы...
Отредактировано melodie_del_mar (2010-08-25 11:08:05)