По пути к Суворовским местам проезжали вот такое вот красивое озеро. Уж очень оно мне понравилось!
4 августа 1799 года победой при городе Нови закончился триумфальный итальянский походСуворова. Старый полководец выполнил приказ своего государя Павла: власть "безбожных французов" на Апеннинах терпела крах. Оставалось только покорить последний оплот противника в Италии - Геную, и путь на Францию был бы открыт.... Но проволочки союзников - австрийцев - не позволили сделать это ни в августе, ни в сентябре - время преступно терялось. В Вене были бы рады, если бы русские убрались домой: могущество русского медведя" пугало их, "северный зверь" оказался слишком велик для миниатюрной Европы. Да и сам Суворов, чувствуя двурушничество союзников, уже трижды подавал в отставку, но заменить строптивого старика было попросту некем. Неожиданно посреди полного разлада английский кабинет минстров предложил Павлу I взять русскую армию на полное довольствие и перебросить ее в Германию, где еще хозяйничали французы. Александру Васильевичу идея пришлась по вкусу. Но как перебросить войска на новый театр военных действий? И в голове Суворова созрел отчаянно дерзкий план: идти на Рейн через Швейцарские Альпы, у Цюриха соединиться с армией генерала Римского-Корсакова и разгормить занимавшего Швейцарию одаренного полководца Андре Массена.
Итак, суворовская армия вступила в горы, ориентируясь по карте австрийского генерала Хотце, командира одного из корпусов. Путь ее лежал к подножию перевала Сен-Готард, откуда 13 сентября "чудо-богатыри" после обходного маневра Багратиона отбросили бригаду генерала Гюдена. На следующий же день разразился знаменитый бой с войсками генерала Луазона в ущелье реки Рейсы за Чертов мост. Отходя, французы взорвали центральный пролет моста. Тогда наши солдаты под вражеским огнем разобрали охотничью избушку, связали бревна ремнями, перебросили этот хлипкий настил через пропасть и бросились по нему на противника; мост, действительно оказавшийся чертовым, был взят.
Чертов мост (Тойфельсбрюкке) был разрушен в 1830 году. Сейчас на его месте находится транспортный мост, который носит то же название:
15 сентября победители вышли к Люцернскому озеру. Тут, в древнем городке Альтдорф, выяснилось, что маршрут, выбранный с легкой руки Хотце, неверен: дороги вдоль берега озера не существует - пешеходная тропа упирается в отвесные скалы. Сам Хотце объяснить,как так получилось,уже не мог - накануне бравый генерал пал в бою. Суворов принял решение пробиваться к Цюриху другим путем - через перевал Кинциг-Кульм.
Два дня русская армия переходила по оленьим тропам через перевал в долину Мунентиля. Отсюда через городок Швиц открывался путь на Цюрих, но здесь Суворова уже поджидали войска победоносного Массена, тем временем разгромившего Римского-Корсакова. Другую дорогу - на востоке - прикрывала дивизия Молитора. А путь назад русским отрезали силы генерала Лекурба. На военном совете фельдмаршал продиктовал приказ о завтрашнем сражении.
19 сентября русская армия повела сразу два боя - генерал Розенберг сковывал главные силы Массена, а сам Суворов,после того как Багратион не смог взять Иленталь, лично повел войска в атаку, и они, отбросив части Молитора, открыли путь к отступлению. На следующий день Розенберг снова вступил в бой с Массена, прикрывая отход главных сил русской армии. Расстреляв последние патроны, русские солдаты ударили в штыки, и французы бежали к Швицу.
Тем не менее генерал Молитор упорно преследовал арьергард Суворова. И тогда полководец повел армию по долине Зерифа к перевалу Паникс, куда французы идти не решились. Подъем на его седловину занял у войска весь день. Солнце зашло, заставив солдат заночевать на заснеженном перевале между холодных скал. Многие из них уже не увидели следующего рассвета. Пережившие же эту ужасную ночь наутро сдирали с себя ледяную корку...... А когда солнце осветило склон, армия пришла в оцепенение. Спуск ночью засыпало снегом и покрыло ледяным настом. Не давая войскам опомниться, Суворов приказал им немедленно спускаться вниз, сев на "салазки", дарованные каждому из нас природой. Внизу их ждал конец похода.
Следует признать: блестящая суворовская кампания оказалась бессмысленной. Павел I, недовольный двойной игрой союзников, отозвал войска назад и заключил мир с Францией. Но этот поход обернулся небывалой славой совершивших его. Отрезанный от обоза русский полководец вырвался из окружения, сохранил три четверти армии, спас своючесть и честь русского оружия. За эту "неудачу" император Павел даровал Суворову звание генералиссимуса и повелел немедленно воздвигнуть полководцу памятник. Двести лет спустя, когда столько авторитетов оказались низвергнутыми,слава Суворова остается незамутненной. И швейцарцы, на земле которых он совершил самый, быть может, важный свой подвиг, тоже чтут его память.
Отредактировано DOLCHE VITA (2010-08-18 22:16:10)