Абсолютно чужой маршрут, но зацепил. Взято отсюда - http://www.diary.ru/~Carolla/p109672730.htm
Ивановская горка считается наиболее сохранившемся районом Москвы, его историческая сохранность даже выше, чем у Кремля. Свое название она получила в честь Ивановского монастыря. Она является одним из семи легендарных холмов, на которых располагается Москва. Хотя, конечно, в реальности холмов куда больше. К сожалению в этот раз я совершенно потерялась в хитросплетении улиц-переулков и подворотен, так что расскажу просто по объектам, иначе Сусанин удавится от зависти, так заставить заблудиться не смог бы даже он.
Начали мы как обычно у метро Китай-город у памятника героям Плевны — усадьба Варвары Разумовской.
Дом еще допожарной постройки, сохранился потому, что там квартировался генерал Мортье и здание не пострадало от пожара. Потом дом был продан, но с середины 19 века и по сей день там располагается аптека, в одном и том же месте в угловой части дома. Была она там до революции, была при советской власти, и сейчас там тоже аптека. Но этот дом, я так понимаю, часть отдельной прогулки по Маросейке, там что нам просто два слова про него сказали.
Церковь Николы в Клениках или Блинниках основана в середине пятнадцатого века и перестроена в камне в середине семнадцатого. Отчего возникло название "в клениках" неясно, так как кленов там никогда не было, более обоснованным считается "в Блинниках", так как тут жили изготовители блинови тут же торговали. Может быть именно отсюда начинал свою карьеру самый знаменитый торговец пирогами и блинами светлейший князь Меншиков.
Но это так сказать вступление.
Итак Ивановская горка.
Петроверигский переулок. Коммунистический университет нацменьшинств Запада.
Огромное серое здание в стиле конструктивизма построено на месте церкви «Положения честный вериг апостола Павла». Церковь была 1547 построена в честь венчания на царство Ивана Грозного. Поскольку в те далекие времена памятники не устанавливали, то все важные события отмечались строением церквей. В семнадцатом веке она была перестроена в камне князем Милославским в чесит свадьбы своей дочери Марии с царем Алексеем Михайловичем. Она сильно пострадала при пожаре 1812 года и была позже разобрана, на ее месте был поставлен памятный крест. Такова была традиция, на месте разобранный церквей ставили кресты — считалось, что строить на том месте, где была церковь нельзя. После революции крест был снесен и там было построено уже упомянутое здание Университета. Там и сейчас учеабное заведение — курсы иностранных языков, факультет Иняза.
Напротив располагается очень милый и душевный ампирный особнячок.
Дом был куплен в 1803 году директором Московского университета Иваном Тургеневым и там собирались что называется лучшие люди первой трети девятнадцатого века - Жуковский, Карамзин, Василий Львович Пушкин. В 1832 году дом был куплен известным чаеторговцем Петром Боткиным. Торговал он в большей степени оптовом, к тому же Боткин первым начал использовать не караванный путь, а морской для доставки грузов, что естественно увеличило его доходы. То есть семейство было богатое и многочисленное. Представители этого семейства занимались не только чайным бизнесом, но и например, литературой или медициной, доктор Боткин в именем которого названа больница внук Петра Боткина, который кстати был старостой Храма Христа Спасителя. На одной из девиц Боткиных был женат Афанасий Фет, то есть место продолжало притягивать к себе выдающихся людей своего времени. Там бывали Гоголь, Герцен и Огарев, Толстой, Тургенев, Белинский, Некрасов, Островский, словом весь учебник русской литературы за девятнадцатый век и немножко больше.
Прямо за этим Университетом нац.меньшинств были раньше владения Василия Кокорева. Он разбогател на водочных откупах, придумав простой способ увеличения дохода — продажа водки худшего качества по большей стоимости. Но такие спекуляции ему достаточно быстро надоели, потому что занимался он не только ими. Кокорев основал Волжско-Камский банк, который вплоть до революции оставался крупнейшим банком России, также он был так сказать пионером нефтедобычи и имел свой керосиновый завод в Баку. Но кроме зарабатывания капитала он также был меценатом. Им была открыта первая публичная картинная галерея в Москве, там читались разнообразные лекции, правда стоило это по тем временам достаточно дорого — 30 копеек, он платил степендии, то есть вел себя вполне приилчно. Правда я так поняла, что под конец дела у него не заладились, галерею он вынужден был закрыть и перевезти экспонаты другой свой дом, А этот дом был выкуплен и перестроен для Петропавловского училища (вообще оно относилось к приходу лютеранской кирхи Петра и Павла, но обучались там и обычные дети.
Причем нравы там были весьма вольные, нам рассказали, что один из учеников покончил жизнь самоубийством из-за несчастной любви, влюбленному идиоту было 14 лет. Ну и соотвественно напротив находится сама лютеранская кирха Петра и Павла.
Очень красивое здание с высокой колокольней в таком несколько готичном стиле и вообще сейчас она сделана в таком западном стиле, с традиционной розой над входом, правда мне всегда казалось, что такая роза характерна для католических храмов. Хотя, кажется в Таллинне я тоже видела нечто подобное. Церковь не раз перестраивалась и такой, какой она выглядит сейчас была спроектирована уже в начале двадцатого века. В ней находился лучший орган в Москве, но после революции его забрали в Донской монастырь, где к тому времени устроили крематорий. Когда крематорий закрыли, то орган вернули в кирху, правда, говорят, его очень долго отчищали от копоти, которая на нем оседала за десятилетия, пока его использовали в крематории. Колокольня тоже долго время стояла без купола и креста, его восстановили совсем-совсем недавно, чуть ли не пару месяцев назад.
Изначально владения принадлежали Лопухиным, от их палат сохранилось немного каменной кладки, которая правда располгается внутри соседнего здания. Рядом с церковью располагается флигель, в котором сейчас живет настоятель.
Раньше это была часовня, автор ее Шехтель.
Палаты Мазепы. Находятся за церковью Петра и Павла.
Вообще-то они, конечно, никакие не Мазепы. Это еще один пример того, как домам давали другие более значимые имена или продлевали историю, чтобы уберечь от сноса и разрушения. Однако палаты являются одними из древнейших образцов гражданских построек на территории Москвы. Выстроены в стиле Московского баррокко.
Действительно очень красивые двухэтажные палаты, открыта вся кладка, их время от времени реставрируют, очень интересные наличники. Правда сейчас они красные, кирпич, а так, конечно были белые.
От палат мы прошли мимо дома Юргенсона (основателя нотопечатного дела в Москве)
и дома, где в начале двадцатого века располагалась глазная клиника доктора Снегирева.
Он известен тем, что сюда в девятилетнем возрасте привозили лечиться Михаила Шолохова, а позже он уже став писателем отправл сюда раненого Григория Мелехова, где тот познакомился с таким же раненым Гаранжой и попал под влияние большевистской пропаганды.
Об этом красивом желтом доме с очень интересным закругленным фасадом и балконом толком ничего не известно, кто архитектор, когда точно построен. Правая часть, та что ближе к палатамм Мазепы - это бывшие палаты семнадцатого века, остальное уже было построено как доходный дом значительно позже.
Стена палат Мазепы, выходящая на улицу.
Тропками зелеными мы прошли к владению дьяка Емельяна Украинцева.
Это довольно известная личность конца семнадцатого-начала восемнадцатого века. Он фактически был главой Посольского приказа, аналога нынешнего министерства иностранных дел. Ему принадлежала значительная территория, где и были выстроены огромные палаты.
Постройка традиционная, в форме буквы «Г». Большую часть в свое время занимала мужская половина, меньшую — женская. За палатами виднеется купол церкви Троицы живоначальной в Хохлах
После смерти Украинцева в 1709 году палаты были подарены Петром князю Михаилу Голицыну. Тот, правда, большую часть времени жил в Петербурге, но когда император Петр Второй перебрался в Москву, то и Голицын поселился в этом доме. Здесь же, возможно и были составлены кондиции для Анны Иоановны, так как Голицын был членом Верховного тайного совета. Потом уже после его смерти палаты были переданы в ведение Коллегии иностранных дел и здесь долгое время располагался архив коллегии. Сюда на службу отправлялись те предствители знатных семейств, которые не хотели связывать свою жизнь с армией. Естественно, что они не столько работали, сколько просто отсиживали положенные часы, развлекая себя всеми доступными для офисного работника девятнадцатого века способами. Это те самые «архивные юноши», которые рассматривают Татьяну Ларину на балу в Москве. Здесь работал над историей государства Российского Карамзин, Пушкин собирал информацию по истории пугачевского бунта. В палатах хорошо сохранились внутренние интерьеры, даже чугунные полы (их положили, чтобы хоть как-то избавиться от крыс) — экскурсовод сказал, что при желании все это можно посмотреть, так как там какие-то конторы, студии, магазинчики. Позже уже в конце девятнадцатого века архив отсюда выехал (ему стало тесно), а дом приобрел Юргенсон со своей нотной типографией. Он относился к внутренним интерьерам и самим палатам очень аккуратно. У него часто бывал Чайковский, сочинения которого Юргенсон всегда печатал у себя бесплатно.
Ну и вокруг там весьма интересные граффити, достаточнотакие качественные. Я сняла парочку.
- вид на палаты с улицы
Оттуда мы прошли мимо очень сильно перестроенной усадьбы девятнадцатого века тоже неизвестно кем спроектированной.
В ее основе лежат палаты семнадцатого века примерно 1660-1680-годов. Так как там на нескольких кирпичах стоят клейма (двухглавый орел), которые ставили только в этот период, потом кирпичи клеймить перестали. Видно это стало благодаря тому, что после пожара стены перекладывали и клеймо которое на короткой стороне оказалось на уличной стороне.
Оттуда мы прошли к еще одной усадьбе Кокорева, в которую он перевез свою коллекцию после того, как вынужден был продать дом в Петровергиском переулке.
После его смерти дом принадлежал Морозовым. Сейчас к сожалению дом подвергся реконструкции, купивший его нефтяной олигарх уничтожил всю внутреннюю отделка, там была прекрасная лепнина, уникальная чугунная лестница. К счастью, это удалось хотя бы частью отфотографировать. Весь внешний декор тоже был уничтожен и заменен гипсовыми копиями. Внутри типичный евроремонт. За оградой, но видимо раньше это была та же территория, флигель, в котором последние десять лет жил и умер Исаак Левитан.
Флигель тоже в плохом состоянии, там сейчас находится что-то тоже художественное, обитатели как могут пытаются все это подлатать, но вид, конечно, у дома плачевный.
Этот дом выглядит вполне современно, но на самом деле он помнит те времена, когда в нем располагалась редакция «Русского вестника».
Ну и доминанта Ивановской горки,от которой она получила свое название Иоанно-Предтеческий женский монастырь.
Он был основан по легенде еще Еленой Глинской в благодарность за рождение сына. В свое время он служил местом заключения для знатных женщин сначала Московской Руси, а потом и Российской империи. Так здесь в монахини была подстрижена вторая жена царевича Ивана Ивановича, сына Ивана Грозного, также сюда была помещена княжна Августа Тараканова, не та авантюристка, которая нам всем известна, а другая, которая, действительно, скорее всего являлась дочерью от морганатического брака Елизаветы и Разумовского, и хотя никаких прав на престол она не предъявляла, Екатерина сочла безопасным избавиться от нее подобныс образом. Правда в монахини ее не подстригали и особо не притесняли, но и покинуть стены монастыря она не могла.
Изначально монастырь выглядел по-другому, но поскольку во время пожара он выгорел дотла, то был сначала упразднен, а потом во второй половине девятнадцатого века заново отстроен в таком слегка готическом стилери советской власти там находился отдел НКВД, и до сих пор часть монастыря принадлежит МВД, Еще экскурсовод сказал, что при лавке монастыря продают чуть ли не самый вкусный хлеб и пирожки в Москве. Оценить не смогли, так как лавка была уже закрыта.
Мимо этой церкви я постоянно ходила в историческую библиотеку. Белая, на высоком холме она была для меня ориентиром, что среди многочисленных улочек, входов и выходов из метро я выбрала правильную дорогу и, завернув за угол, увижу здание исторички. Собственно меня убеждали в этом всегда эта церковь и стена Ивановского монастыря. Так что я можно сказать встретила старых знакомых, заодно вспомнив, что мне бы надо зарулить в историчку. Это храм в честь равноапостольного князя Владимира. Церковь была заложена в самом начале шестнадцатого века и архитектором был Алевиз Фрязин. Однако годы, пожары сделали свое дело и сейчас от того здания, спроектированного Фрязиным осталась лишь часть стен. В советское время в церкви хранились фонды исторички, а от полного уничтожения ее спасла война. В 1940 году был уже предпринят планам реконструкции, и она преназначалась к сносу.
На противоположной стороне недалеко от церкви находится дом, где жил Мендельштам, во дворе ему установлен памятник, но мне он как-то не понравился.
Ну и закончилась наша прогулка у палат Сумароковых, которые являются не только палатами семнадцатого века, но и образцом очень неудачной реставрации. Открытая кладка из современного кирпича, этакий закос под старину. Без каких-либо изысков.
На обратном пути к метро я проходила мимо дома на солянке, как раз того крыла, которое строили уже после начала Первой мировой войны и потом были вынуждены разобрать балконы.
Будем надеяться, что Ника купил себе квартиру в той части дома, где с балконами все нормально. Впрочем, его железная супруга должна была за этим проследить)))
Отредактировано Ёлка (2010-07-08 08:26:20)