Приветствую всех!
Зацепилась я за коротенькие поездки по ближнему Подмосковью, решила изучить досконально соседние красоты, пока есть такая возможность.
А потому буду Вас подкармливать результатами своих набегов. Возможно, будет кому-то интересно и полезно.
Начну, пожалуй, с наиболее близкой для меня усадьбы - Горенки, которая находится в Подмосковном городе Балашиха. Точный адрес - Шоссе Энтузиастов, д. 6. Около 5 км от МКАД по Горьковскому шоссе.
Сегодня мало, кого удивляет, а тем более привлекает вид и состояние подмосковной усадьбы Горенки, затаившейся на Горьковском шоссе и отданной в ведомство туберкулезного санатория «Красная Роза».
А ведь следует заметить, что территория нескольких сел имеет длительную и необыкновенно интересную историю.
Одним дождливым весенним днем мы случайно забрели в усадьбу - привлекло близкое месторасположение. Затем меня заинтересовали истоки ее возникновения, развития и причины современного состояния.
Хозяевами усадьбы на протяжении нескольких веков были влиятельные и известные семьи средневековой эпохи Долгоруковы, Разумовские, Юсуповы. Но корни возникновения Горенок уходят еще глубже.
Первое упоминание селения связано с именем боярина Н.Р. Юрьева, а позже с помещиком Никифором Плещеевым. В те времена это место имело название Коробкина пустошь.
К Долгоруким поместье переходит в качестве наследства внучки Плещеева, которая выходит замуж за князя А.Г. Долгорукова. В этот период строится первая деревянная церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, которая до наших дней не сохранилась. Нет даже документов, по которым можно было определить примерное место ее нахождения. В то же время Долгорукий приобретает соседнее село Чижово и объединяет его с Горенками.
Именно в этот период начинаются славные дни усадьбы. Горенки становятся излюбленным местом отдыха и охоты молодого императора Петра II. Как известно, владелец поместья был одним из воспитателей Петра, а его сын, Иван Алексеевич Долгоруков лучшим другом и фаворитом императора.
Никто тогда не предполагал, как быстро погаснут власть, влияние и слава великого рода, которые всеми силами мечтали породниться с молодым Романовым. Внезапная смерь Петра II и смена верховного правительства обернулись для Долгоруких ссылкой в далекий сибирский городок.
Спустя годы прозябания в императорской вотчине, усадьба переходит к фавориту Елизаветы Петровны, графу А.Г. Разумовскому, семья которого управляет поместьем на протяжении восьмидесяти лет. В 1747 году по его указу строится первый каменный дом-дворец и церковь во имя Всемилостивого Спаса.
После смерти Алексея Григорьевича усадьба переходит во владение его племянника Алексея Кирилловича Разумовского. Именно благодаря его стараниям и усилиям Горенки становятся самой большой и удивительно красивой усадьбой Подмосковья. Сейчас трудно себе представить, но тогда в пределах поместья, кроме шикарного дворца, располагался лучший по тем временам в России ботанический сад. Коллекция деревьев, кустарников поражала очевидцев не только нашей страны, но и зарубежья. Ежегодно на содержание сада и оранжерей хозяин выделял гигантские суммы денег. Со всей страны в усадьбу поставлялись растения и цветы для уникальной и необычной по тем временам оранжереи. Здесь же, со стороны паркового фасада господского дома была создана система прудов и каналов. Перед центральным входом был разбит парк, в котором находилась разнообразная коллекция скульптуры.
XIX век считается закатом славы и красоты Горенок. В конце своей жизни Алексей Кириллович переезжает и забирает с собой большую часть прислуги. Поместье постепенно приходит в запустение.
В 1822 году имение приобретает князь Б. Н. Юсупов. В то время он занимался облагораживанием другого поместья - Архангельского, поэтому большую часть скульптуры и растений перевозит из Горенок именно туда. Очевидно, что нового владельца усадьба тяготила, т.к. в скором времени он продает ее полковнику Н.А. Волкову.
С этого момента начинается новый, не самый приятный этап жизни усадьбы. Владелец использует огромные просторы имения с целью получения прибыли и создает на территории Горенок бумаготкацкую и бумагопрядильную фабрики. Большая часть сада и парка вырубается для постройки промышленных зданий и бараков и складов. Стены залов дворца разрушаются для установки станков. Пруды загрязняются.
Ситуация с усадьбой становится только хуже, меняются владельцы, увеличивается количество станков и только колонны фасада и флигеля отдаленно напоминают о былом величии и славных днях Горенок. Так продолжается вплоть до 1910 года, когда разрушенную и заброшенную территорию приобретает последний владелец В.П. Севрюгов, который решает бросить все свои сбережения на восстановление исторического облика поместья. Происходит восстановление дворца, создание новой колоннады, состоящей из четырнадцати высоченных колонн, ведущих к павильону из которого открывается вид на череду прудов. Высаживаются новые деревья, цветы. Восстановительные работы продолжались до 1916 года. Казалось бы, усадьба воскрешается и начинает новую жизнь. Но все было обманчиво, очевидно, судьбе было угодно, чтобы Горенки уже никогда не имели былой славы и великолепия.
В период советской власти на территории усадьбы располагался волостной исполком, затем детский дом. В годы Великой Отечественной войны в зданиях поместья располагался госпиталь.
Сегодня территория отдана санаторию «Красная Роза», а также садовой фирме.
Теперь предлагаю отойти от истории, вернуться в наши дни и все-таки посмотреть, что представляет собой территория усадьбы сегодня.
Большая часть построек сохранилась. Это, прежде всего, центральные ворота.
Далее идет череда хозяйственных зданий, которые в настоящее время занимает садовая фирма.
Наконец, мы подходим к главному дому-дворцу. Внешний фасад здания недавно отреставрирован. Сотрудники санатория попытались сделать подобие парка.
Продолжаем осмотр, пытаемся обойти здание целиком. Пока вид более, чем достойный, однако дальше ситуация кардинально меняется. На пути нам попадаются абсолютно непонятные постройки.
Чем дальше идем от центра, тем менее радостной становится картина.
Парковый фасад главного дома выглядит полной противоположностью лицевого,
видимо, его пытаются отреставрировать, однако создается впечатление, что в подобном состоянии эта часть пребывает уже довольно давно.
Некогда удивительный сад явно заброшен и больше напоминает дачное хозяйство.
По дороге нам попался забавный котик, который никак не хотел отпускать новых посетителей, так и ходил за нами почти всю прогулку
Движемся дальше, нам нужно найти известную колоннаду. Что же мы наблюдаем…
Зрелище печальное. У меня окончательно закрепилось мнение, что восстанавливается лишь то, что необходимо для хозяйственных и функциональных нужд санатория. Зачем тратить средства и силы на вторую жизнь колонн и павильона, пусть даже исторически ценных, но абсолютно бесполезных в быту…
В таком же запустении оказался и пруд…
Абсолютно случайно наткнулись на грот, очевидно, что раньше он пребывал в более радужном состоянии.
Территория усадьбы действительно огромна. Большая ее часть сейчас занимает лесная зона. Здесь действительно огромное количество растительности, пусть даже дикой. Мы с удовольствием прошлись по дорожкам, находясь в постоянном окружении птиц, трезвонящих наперебой о грядущем лете.