1 мая 2010 г., Бенешов у Праги
Мой прошлый рассказ о замечательных венецианских островах Мурано и Бурано получился совсем какой-то несерьезный, за что я получил справедливые упреки в зубоскальстве и хохмачестве. В силу чего, исправляюсь и обещаю шутить не чаще, чем через раз. Тем более, что по поводу трудового Первомая особо и не нашутишься (бородатое ленинское бревно – не в счет).
Итак, – представляю сочинение на тему “Как мы с семьей провели праздники на даче у дедушки на демонстрации трудовой солидарности чешских трудящихся”.
Городок Бенешов у Праги, где мы обитаем, в выходные дни обычно напоминает фантастический фильм о последствиях сброса американской нейтронной бомбы, которой нас пугали, кажется, не то в Брежневские, не то уже в Горбачевские времена. В смысле, – все как обычно, улицы, дома, деревья, редкие запаркованные машины. Но! Людей нет. Вообще. Только ветер по центральной площади (конечно же, традиционно имени Ленина президента Масарика), носит сухую листву и обрывки бумаги. Поверьте, – на нас, привыкшим к шумным променадам воскресных улиц наших городов, это производит очень тягостное впечатление, и заставляет также же упаковывать вещи и вынужденно тащиться за всеми аборигенами куда-то на природу, усилием воли вырывая себя с привычных тесных стен и пыльных улиц.
Однако, в эту солнечную первомайскую субботу, натренированная годами строгого режима солидарность всех трудящихся (и служащихся), как никогда, наполнила улицы шумом, гамом и звуком клаксонов пожарных машин (какой же чешский праздник без пожарных!). Влились и мы в толпы, спешащие на центральную площадь имени … ну сами знаете кого.
Мы уже привыкли к принятой у чехов свободной манере одеваться, без всякого учета обстановки (типичный деловой “костюм” – цветастые бермуды в крупную клетку и мятая футболка с рыбьим скелетом на спине), поэтому никак не ожидали увидеть на площади такое количество господ во фраках, и дам – в велюровых платьях времен наших прабабушек. Тем более, в светлый праздник Первомая.
Видеть местное руководство в цилиндрах нам также ранее не приходилось. Ладно там кепка, принятая к ношению в среде наших вождей, особенно - высокопоставленных градоначальников, еще со времен Ильича, но чтобы совершенно идеологически неоправданные и чуждые нам цилиндр и бабочка!
Однако граждане прибывали и выстраивались на центральной площади, причем отнюдь не в колонны. Элегантно одетые дамы щеголяли в шляпках и платьях старомодных фасонов.
На площадь тем временем начали прибывать войска: неунывающие солдаты и офицеры в полевых мундирах Австро-Венгерской армии времен первой мировой войны, знакомых нам по иллюстрациям Йозефа Лады к похождениям бравого солдата Швейка,
красавцы-гренадеры в головных уборах с с плюмажем, с аксельбантами с помпонами,
а также заслуженные воины весьма почтенного возраста, отмеченные боевыми орденами.
И конечно же, бравые чешские пожарные, мастера на все руки (без которых тут не обходится ни одно мероприятие).
Наконец, местный градоначальник в кепке цилиндре объявил повод проведения костюмированной маевки (с участием пожарников). Оказывается, в Бенешов у Праги сегодня прибывает германский кайзер и прусский король Вильгельм II, следуя с полуофициальным визитом к эрцгерцогу и наследнику Австро-Венгерского престола Францу Фердинанду в его родовой замок Конопиште.
Тем временем выстроенные в ожидании прибытия кайзера войска инспектирует высокое командование, раздавая награды особо отличившимся (видимо, в создании наиболее аутентичного образа).
Выбирая наиболее удачную точку для съемки, устанавливает свою камеру фотокорреспондентка отдела новостей пражского женского журнала.
И вот звучат фанфары и на площадь вступает прусская кавалерия в меховых мундирах и щеголеватых драгунских шлемах
и выстраивается в ожидании въезда на площадь следующего за ними императорского автомобиля.
Кайзер выходит из автомобиля, принимает приветствие начальника караула и обходит выстроенные для его приема войска.
Затем произносит краткую речь на немецком, завершая ее экспромтом на ломаном чешском языке, вызвав этим восторженные овации населения Бенешева.
Выступление кайзера подробно снимается фотокорреспонденткой, вооруженной скромной по своим возможностям чудо-техникой начала прошлого столетия.
Большое оживление среди встречающего населения, особенно детей, вызвало общение кайзера с народом, сопровождавшееся раздачей денежных банкнот.
Дамы рвались к трибуне лично поприветствовать императора, в связи с чем тут и там возникали конфликты, поскольку охране было велено “не пущать”.
Последнее позирование кайзера для прессы, вместе с супругой - шлезвиг-гольштейнской принцессой Августой Викторией и неидентифицированным мальчиком в матроске (поскольку, в реальности, младшему из их шести сыновей в то время было уже 24 года).
Попрощавшись с тепло принявшими его бенешовцами, кайзер отбывает в расположенный в 2х километрах от города замок Конопиште, где его ждет наследник австро-венгерского престола Франц Фердинанд д’Э́сте.
Вслед за отбывшим кайзером Вильгельмом, под торжественный марш расходятся и войсковые части.
Последними покидают площадь пехотные подразделения,
и формирования местного охотничьего клуба.
И только бравые пожарные еще долго и с удовольствием позируют пражской фотокорреспондентке.
“Официальная” часть праздника окончена, и у прилавков уже выстраиваются очереди за разливным чешским пивом “Ferdinand” с закуской – жареной колбасой с хлебом и горчицей.
А праздник продолжился посиделками на свежем воздухе, уже гораздо больше напоминающим наши шумные первомайские гуляния.
Полный фотоальбом с Чешского Первомая.
P.S. не совсем в тему: Приезд германского кайзера Вильгельмом II с полуофициальным визитом к Францу Фердинанду в его родовой замок Конопиште, и его краткая остановка в Бенешеве, в реальности состоялись 12 июня 1914 года. Одной из тем, обсуждаемых кайзером с эрцгерцогом и будущим императором Австро-Венгрии Фердинандом была ситуация на Балканах и позиция союзников в отношении Сербии. Франц Фердинанд был сторонником мирной позиции Австро-Венгрии и противником войны с Сербией. Всего лишь через две недели, 28 июня, во время поездки в Сараево, Франц Фердинанд был убит боснийским террористом Гаврило Принципем, что формально привело к началу первой мировой войны.
Еще о Конопиште:
Критический осмотр парковой архитектуры замка Конопиште
Сонный Казимир и тетки в клетках
Отредактировано svsh (2010-05-07 17:12:10)