В Бремене мы провели около полутора часов, ограничившись маршрутом Böttcherstraße – Ратуша – Dom St. Petri. И ратуша, и собр были закрыт для публики, поэтому пришлось довольствоваться лишь внешним осмотром. Единственное место, куда удалось заглянуть – подвалы собора Св. Петра.
Начали мы с улицы Böttcherstraße, которую мне нетерпелось посмотреть, да и запарковались мы на парковке при отеле Хилтон, который одной стороной выходит на Böttcherstraße, а другой - на соседнюю улочку.
История этой стометровой улицы уходит в средние века, когда Böttcherstraße являлась важным связующим звеном между главной рыночной площадью и рекой Везер. В те веремена улицу населяли бондари, отсюда и название (сев. Немецкий böttcher – бондарь, бочар).
Böttcherstraße была полностью перестроена в 1921-1931 годах по инициативе Людвига Розелиуса (кофейного магната и изобретателя кофе без кофеина и основателя компании HAG), который в 1902 году приобрел дом номер 6 на Böttcherstraße. Позже он приобрел и другие дома, а также нанял Бернарда Хутгера в качестве архитектора и художественного руководителя проекта.
Сейчас улица привлекает своим необычным архитектурным ансамблем в стиле экспрессионизма (согласно wiki) или экспрессионистского арт-нуво (согласно путеводителю Lonely Planet). В 1944 году большая часть улицы была разрушена. Только 10 лет спустя на средства от компании Kaffee HAG, улицу восстановили.
С улицей связана и интересная история, связанная с нацисткой Германией. У меня есть две версии развития событй:
1. Если верить wiki, то Розелиус симпатизировал национал-социалистам и был увлечен идеями народно-нордического (Völkisch-Nordic ) искусства, включающими в себя веру в привелигерованность нордической расы. Эти идеалы и были воплощены в Böttcherstraße (Розелиус: «Перестройка Böttcherstraße - это попытка думать по-немецки"). По этой версии, «Приносящий свет» - это вовсе не архангел Михаил, а реверанс в сторону Гитлера. Гитлер отказался от такого «простецкого» на его взгляд изображения и даже с пренебрежением отозвался о Böttcherstraßenkunst (об искусстве улицы Böttcherstraße). Однако, 7 мая 1937 года улица была признана архитектурным монументом, иллюстрирующим «декадентское искусство периода Ваймара).
«Приносящий свет»
2. По версии Lonely Planet улица чудом избежала уничтожения нацистами. Якобы Розелиус уговорил оставить «дегенеративную» улицу в назидание потомкам, чтобы напоминать о «деградации культурного большевизма».
Вид на улицу со стороны площади
Haus Atlantis (это и есть гостиница Хилтон) был завершен в 1931 году. Непременно загляните внутрь и полюбуйтесь на великолепную спиральную лестницу
Вид на Атлантис с другой стороны
Там же – необычные уличные аквариумы
Здание Paula-Becker-Modersohn-Haus строилось сразу под музей для одноименной местной художницы. Говорят, что внутри комнаты выполнены в стиле «органической архитектуры». Roselius Haus и Paula Modersohn-Becker Haus сегодня соединены в один музейный комплекс. В последнем располагаются произведения Paula Modersohn-Becker, а в первом - коллекция средневекового искусства, которую собрал сам Розелиус.
Фрагменты Paula-Becker-Modersohn-Haus
Справа - фрагмент Roselius Haus
Колокольчики Glockenspiel играют мелодию по часам (янв-апр: 12:00, 15:00 и 18:00; май-дек: каждый час с 12:00 до 18:00), а вращающаяся панель изображает мореплавателей, таких как Колумб и другие.
А здесь улица кажется совсем средневековой
Современные бременские музыканты не зря облюбовали эту улочку – акустика там весьма приличная
Markt - главная площадь города, где все ещё чувствуется дыхание веков. Собор Dom St Petri (13 век), ратуша (15 век), 13-метровая статуя рыцаря Роланда (15 век)
Ратуша – «одно из самых значительныхготических сооружений и один из наиболее ярких примеров так называемого«везерского ренессанса»»
От площади ратушу отделяют трамвайные пути, которые нарушают «средневековое» спокойствие
Ратуша - детали
Боковой портал ратуши
Статуя Роланда, свободолюбивого рыцаря. Говорят, что эта – самая высокая в Германии. Lonely Planet призывает обратить внимание на необычное расположение пряжки Ещё сообщают, что бременская сажень измеряется расстоянием от колена до колена Роланда.
Напротив ратуши
Бременские музыканты (1951) весьма скромны и тихнько прячутся по левую сторону от ратуши
В продолжение темы музыкантов - на площади есть волшебный колодец, в который можно бросить монетку и услышать голос одного из музыкантов
Собор Dom St. Petri разочаровал строительными лесами
Подвал собора Св. Петра хранит в себе необычные ценности. Очень сухой воздух в его главновм (Bleikeller) чудесным образом произвел несколько мумий, 8 из которых выставлены на радость туристам (вход платный, что-то в районе 2 евро с человека)
Чтобы пройти в подвалы, надо зайти в такой вот замечательный дворик при соборе