Конечно, сей отчет сильно запоздал и отстал от жизни. Но лучше поздно, чем никогда. Тем более, что в этом году биеннале нет, и до следующего года все представленное сохраняет актуальность. Отчет, разумеется, фрагментарен и не претендует на полноту.
Венецианская биеннале проводится по нечетным годам, с апреля по ноябрь. Прошлогодняя была 53-й по счету. Тема её была заявлена как “Making Worlds”.
Выставочной площадью, по сути дела, является весь город, в чем я убедился обнаружив на Большом канале, неподалеку от Ка’ Реццонико раскрашенную в веселые цвета подводную лодку, мирно пускавшую фотанчики из хвостовой части. Сие был проект нашего соотечественника Александра Пономарева под названием “Sub Tiziano”.
На самом Ка’ Реццонико, задрапированном по случаю реставрации, висел плакат выставки мастеров отечественного современного искусства.
Основные выставочные площади находятся в саду Джардини, где расположен центральный выставочный зал и национальные павильоны, а также в Арсенале. Посетить выставку – удовольствие не из самых дешевых, единый билет стоил 18 евров. Но, право, оно того стоило. Даже, если вы, подобно мне, совсем не разбираетесь в современном искусстве, весь этот выставочный карнавал можно рассматривать как весьма занятный аттракцион.
У самого входа посетителей встречал объект под названием «Back to Fullness, Face to Emptiness» художника Чен Женя.
Российский павильон совсем недалеко от входа.
Сквозь стену прорывался на простор мотоциклист работы Сергея Шеховцова.
Россия была представлена сразу несколькими художниками.
Это инсталляция Гоши Острецова «Art Life или муки творчества». В таком вот интерьере сидел за столом механический человек и чертил какие-то фигуры на листе бумаги. К сожалению, фото с человеком оказалось запоротым.
«Черные дыры», работа Анатолия Журавлева. В каждом из этих шариков можно увидеть портрет какого-либо исторического деятеля прошедшего века.
«Красное и черное» Андрея Молодкина. Две небольших статуэтки Ники Самофракийской, одна из которых заполнена нефтью, другая – кровью, с помощью видеокамер, проецируются таким вот образом на экран. Как я понял, сия работа не без политического посыла.
Это «Фонтан» из матрасов работы Ирины Кориной.
Напротив российского расположены павильоны Северных стран, объединенные в единый проект под названием «Коллекционеры». В одной части показан распадающийся быт, в другой – идеальное жизненное пространство, доводящее до смерти в Венеции. Это была наверно самая впечатляющая работа, из всех представленных.
Часть проекта «Топологические сады» победителя биеннале американца Брюса Наумана, носящая название «Пятнадцать пар рук»
Мне, да я думаю, и большинству тех посетителей, которым нынешнее искусство – темный лес, больше всего по душе пришлась египетская экспозиция. Проект Ахмада Аскалани «Leggermente monumentale» являющий собой фигуры, сплетенные из папируса, показался очень душевным, с ясными, но не примитивными, смыслами и ассоциациями, с полным отсутствием, присущего современному искусству, снобизма.
Японский проект с брутальными женщинами назывался «Windswept women: the old girls' troupe». Автор – Мива Янахзи.
Павильон Бразилии, Дельсон Учоа – «Setembro». Ковры, расписанные акриловыми красками.
Павильон Франции, Клод Левек – «Le grand soir». За решетками черные флаги, развеваемые вентиляторами.
Павильон Уругвая, Хуан Бургос - 'Dejenuer tam intermedio'
Вот такая композиция под названием «Mille Fiori Venezia» была установлена перед павильоном Венеции.
В главном зале центрального павильона разместился проект Томаса Сарасено под прихотливым названием 'Галактики, формирующиеся вдоль нитей как капли на волокнах паучьей сети'. Мужик с рюкзаком, тот что в центре, долго стоял задумчив и недвижим, потом с таким же задумчивым видом стал дергать за нити. Служители его остановили, а по моему, зря. Ну как тут не подергать, мне тоже хотелось. Для чего они тогда, спрашивается, натянуты?
Вот так выглядела экспозиция в Арсенале.
Там все было вперемежку, порой и не поймешь, где заканчивается один объект, где начинается другой.
Это произведение Микеланджело Пистолетто под названием «Двадцать два меньше двух». Покопавшись в интернете, я выяснил, что зеркала были разбиты самим этим Пистолетто во время открытия, с помощью кувалды.
Паскаль Мартин Тайоу – «Human Being». Жутковатый взгляд на человеческое существование в современной Африке. Сочетание пространственной композиции, видео и звука. Впечатлило.
Мошеква Ланга – «Temporal Distance (With Criminal Intent) You Will Find Us In The Best Places»
А это вновь наши соотечественники. Елена Елагини и Игорь Макаревич. «Жизнь на снегу». На орле все время, одновременно образуется и тает лед, так что получается уже не орел, а мокрая курица.
Как я уже говорил, объекты биеннале размещены по всему городу.
Вот такую композицию швейцарца Фабриса Гюжи можно было обнаружить в церкви Сан-Стае.