Испорченный праздник? Или не обращать внимания? Как ждать того момента, когда во всех церквях зазвонят колокола и нам опять скажут «Христос Воскресе!» Впрочем, обо всем по порядку.
Сегодня ночью я пекла куличи, волновалась - плохо подходило тесто. Потом красила яйца, украшала, укладывала в красивые корзинки…. Чего в моих действиях больше – дани традициям? Веры? Любви к тому, чтоб все было красиво?
Потом с мамой пошли святить куличи. Наш Покровский Измайловский Собор очень красив. Построенный еще в допетровские времена, стоит на острове, посреди Серебряно-Виноградного пруда.
Рядом мостовая башня 17 века. Все постройки мощные, древние… Сам Храм такой огромный – пятиглавые купола, покрытые деревянными черепичками, почерневшими от времени. Открыт не так давно после долгого запустения, внутри много современных икон, но есть одна, Божья матерь Иерусалимская – чудотворная, видевшая и царя Алексея и его сына, Петра. Еще мало росписи, но высота куполов завораживает…
Очень много народу, люди идут сплошным потоком через мостик, мимо башни, встают в очередь к столам, установленным на улице, чтобы освятить куличи, пасхи, яйца.
Мы прошли в Собор, там тоже стоят столы, толпятся люди…. И вот, все поставили принесенные продукты, зажгли свечи, стали ждать батюшку. Душно, жарко, но такой красивый стол, белоснежные салфетки, красиво украшенные куличи, огоньки свечей – это зачаровывает. Минут через 20 у левого придела началась суматоха, стало понятно, что вот, идет…. Ну да, идет, сосредоточенный такой, как мне поначалу показалось… Люди отступили от стола давая возможность пройти священнику и служке с чашей со святой водой. Началось действо…. Батюшка с серьезным лицом опускал «метелку» в чашу, щедро поливая водой стол. И вдруг… кто-то попросил его окропить и народ, стоящий вокруг стола. «Что я вам тут – из цирка что ли? Вертеться вокруг? И туда и сюда? Я вам не акробат! И вообще, мне 73 года, я устал!» Сказать, что народ онемел – не сказать ничего. Люди начали переглядываться с таким ошалевшим видом, что понятно было, что все мысли о святости и празднике тут же вылетели у них из головы. А батюшку несло дальше: «Если не исповедовались и не причащались, то чего сюда пришли? Не будет вам праздника! И если ты причастилась – говорил он, почему-то тыча «метелкой», с которой вода просто лилась на стол, заливая свечи, в какую-то женщину – а твой муж нет, то на обоих вас грех». Речь длилась минут 5, потом он пошел дальше. Быстро обойдя стол и так и не окропив святой водой стоявших вокруг, он удалился. Честно сказать, еще после первого его выступления возникло желание схватить свои лукошки и бежать подальше. Видели бы вы, как люди хватали свои продукты и молча, опустив глаза, шли к выходу! А если кто-то пришел в первый раз? Придет он еще? А приду ли я? В прошлом году другой священник, освящая стол, щедро окроплял и стоящий вокруг народ, поздравлял с наступающим праздником, улыбался – было видно, что ему радостно, что вокруг столько народу, что люди приходят, пусть даже просто отдавая дань традициям. А этот – устал… и совсем не акробат…
Кстати, все стоящие вокруг стола обалдели настолько, что забыли перекрестится, в тот момент, когда священник проходил мимо, поливая водой стол.
На обратном пути нас остановил мужчина, лет сорока пяти Было видно, что он волнуется … «Извините, - сказал он, - я вот в первый раз иду, вот кулич купил, пять яиц покрасил в луковой шелухе… а как там святят? Как все происходит? Что для этого надо?»
А действительно, что для этого надо? Верить? Любить Иисуса? Или отбывать повинность?