Как и обещал, публикую третью часть рассказа об одном дне в Гродно, насыщенном встречами с интересными и добрыми людьми и богатом на впечатления. По возвращению с Августовского канала нас ждало свидание на холме у Коложской церкви с двумя очаровательными (как позже выяснилось) гидами - студентками Гродненского университета.
Вот такой чудесный вид на Гродно открывается от Коложской церкви: слева - уже знакомые нам пожарные депо и башня (каланча), по центру - комплекс Старого королевского замка (здание музея и развалины стены по периметру Замковой горы), за ним немного правее - Новый замок (здание со шпилем), в нижнем правом углу видны здания монастыря бернардинцев с костелом Отыскания Св.Креста (ныне комплекс Гродненской римско-католической высшей духовной семинарии).
Борисогле́бская (Коло́жская) це́рковь стоит на на высоком берегу Немана. Это одно из пяти полностью или частично сохранившихся архитектурных сооружений домонгольского периода в Белоруссии. Вместе с комплексом памятников Замковой горы объявлена историко-архитектурным заповедником.
Церковь была построена, видимо, в княжение Бориса и Глеба Всеволодовичей (первый умер до 1166, второй — в 1170) в княжеском детинце и освящена в честь их небесных покровителей. После разрушительного пожара 1184 года, который уничтожил соборную церковь древнего Городена, Борисоглебская церковь стала главным городским храмом. То же посвящение Борису и Глебу имела древнейшая церковь Новогрудка, вероятно, строившаяся в одно время с Коложской.
Коложская церковь представляет из себя крестово-купольный храм, трёхапсидный и шестистолпный. Кладка стен выполнена из плинфы, использован также кирпич в декоративных целях. Церковь снаружи неоштукатурена, что позволяет видеть декоративные достоинства её полихромной кладки. Она сохранилась не полностью, так как в 1853 году в результате оползня частично обрушились стены; до нашего времени также не дошли первоначальная главка и своды.
Архитектура церкви не имеет аналогов среди сохранившихся сооружений и напоминает композицию более раннего городенского собора — Нижней церкви, известной нам по археологическим исследованиям. Этот факт даёт возможность предположить существование в конце XII века в Гродно обособленной архитектурной школы, развивавшейся отчасти под влиянием романики.
В кирпичную кладку стен Борисоглебской церкви включены цветные гранитные камни и фигурные керамические плитки разных форм. Они создают неповторимый орнамент храма, складываясь в геометрические фигуры и кресты.
До сегодняшнего дня Борисоглебская церковь ― действующий храм, поэтому я не стал фотографировать внутреннее (к слову, очень скромное убранство). Внутри обращают на себя внимание майоликовый пол из плиток желтого, зеленого и коричневого цвета, а также замурованные в стену голосники (глиняные сосуды, горловины которых выходят наружу).
Спустившись вниз на набережную Немана и задрав голову, на Замковой горе мы увидим остатки стены, окружавшей замок, заложенный еще русскими князьями в XI веке.
В XIII веке Гродно вместе с замком перешло во владение Литвы, с начала следующего столетия стало целью многочисленных нападений крестоносцев. Однако, исключительно выгодное положение замка не давало нападавшим никаких шансов на победу.
Междоусобица Витовта и Ягайлы в 1390 г. привела под стены Гродно новую беду: замок, которым владел Витовт, 50 дней выдерживал осаду королевского войска. Сильный ночной пожар 1398 года, во время которого едва не погиб вместе с семьей сам Витовт, обратил Гродненский замок в пепел. На пепелище вырос новый, каменный замок, на долю которого также выпало немало испытаний. Уже в 1402 г. крестоносцы испытали его на прочность, и он выдержал все штурмы.
Для своего времени Гродненский каменный замок был исключительно мощным сооружением. Замок возвели по периметру горы, и его стены образовали неправильный в плане треугольник. Толщина стен достигала 2,5-3 м. В замке было 5 башен, в том числе «вежа-брама», круглая в плане башня («столп») и три квадратные размером 12x12 м в основании. В линии стен, обращенных к городу, размещался новый каменный двухэтажный дворец Витовта, с толстыми стенами, которые прорезали узкие, бойницы-окна. 50-метровый сухой ров отделял замок с противоположной Неману стороны.
В последней четверти XVI в. Гродно превратилось в главную и любимую резиденцию короля Стефана Батория. При нем начинается перестройка замка, он лишается ряда старых построек и башен. Исчезли башня-брама, "столп" и дворец Витовта.
В замке по проекту итальянского архитектора Скотто строится новый двухэтажный в стиле ренессанса дворец Стефана Батория. Симметрия в разбивке помещений отсутствовала. На первом этаже находились караульные помещения, кладовые, канцелярия, сокровищница и архив. Второй этаж дворца занимали королевские покои, богато украшенные шлифованным гипсом, каменной резьбой и изразцами, с тонкими наличниками окон, с полами, выложенными керамическими и мраморными плитками. Однако королевский дворец не утратил и своего оборонного значения, что подчеркивалось толстыми внешними стенами и тесной связью его планировки с другими замковыми защитными строениями: башнями, въездными воротами с подъемным мостом и коваными полотнищами створок на 12-ти фигурных завесах. До наших дней дошли дворец, фрагменты оборонительных стен, руины Нижней и Верхней церквей, княжеских покоев, мост и замчище.
В настоящее время в этом памятнике оборонной и дворцово-замковой архитектуры размещается Гродненский историко-археологический музей. Вот на снимке у дворца Батория вся наша компания. В слову, барышни в будущем получат профессию гида со знанием английского и польского языков. Они признались, что наша прогулка - первый их опыт по проведению экскурсию, а потому охотно делились своими знаниями (а мы - своими, и в грязь лицом не ударили ).
От старого замка открывается отменный вид на город и окрестности.
Совсем рядом расположился Новый королевский замок, построенный в Гродно в 1734—1751 годах по проекту Карла Фридриха Пёппельмана во время правления как летняя резиденция польского короля и Великого князя Литовского Августа III.
Дворец был не только королевской резиденцией, а своего рода центром сосредоточения распорядительной и законодательной властей: в одной части дворца находились королевские покои, в а другой — помещения, предназначенные для заседаний сейма. Здесь проходили генеральные сеймы Речи Посполитой. В этом здании во время последнего сейма в 1793 году было подписано соглашение о разделе Речи Посполитой между Россией и Пруссией, а в 1795 году последний польский король и Великий князь Литовский Станислав Август Понятовский поставил подпись под актом отречения.
От первоначального замысла сохранились только въездные ворота: в годы войны здание было уничтожено. Вновь отстроено к 1952 году в стиле советского неоклассицизма. В нём размещался областной комитет КПСС. В настоящее время там размещается областная научная библиотека и историко-археологический музей.
С восточной стороны Нового замка открывается великолепный обзор на здание драматического театра и мост через Неман (построен в 1909 году, взорван немцами при отступлении 16 июля 1944 года, восстановлен в 1949 году).
Замковая улица вновь выведет нас на Советскую площадь, доминантой которой является кафедральный костёл св. Франциска Ксаверия Гродненского диоцеза (он же Фарный).
Слева от собора - здание старейшей аптеки на территории Восточной Европы (открыта при иезуитском монастыре в 1687 г., в 1709-м переехала в специально построенный каменный дом, у которого в 1763-м надстроили второй этаж). Еще левее - тюрьма. Да-да, тюрьма в самом центре города, устроенная в бывшем иезуитском монастыре. И подобного расположения можно вспомнить разве что тюремный замок, раскинувшийся на центральной площади Тобольска аккурат между кремлем и семинарией и действовавший вплоть до 1999 года.
Завешенное слева реконструируемое здание в стиле русского модерна с "геральдическими курочками" на крыше, похожее на гродненскую синагогу - дом, построенный в 1914 году купцом Муравьевым. Только этим можно объяснить идиотское название новой гостиницы "Муравьёфф".
Слева от будущего "Мураёффа" (тьфу!) - боковой фасад дворца Павла Кароля Сангушки, маршалка великого литовского (1725-1728, арх. И.Д.Яух, Д.Фонтана).
Здание под красной крышей справа от костела - бывший дворец Сапег, в народе именуемый "Баториевка". Народная молва гласит, что именно здесь в 1586 году состоялось анатомирование Стефана Батория, скончавшегося в Гродно после тяжелой болезни, - первая подобного рода операция в Восточной Европе. И хотя хроники этого не подтверждают, имя за домом прижилось. До возведения Нового замка в этом здании, ставшем королевской резиденцией, проводились сеймы (каждый третий) Речи Посполитой, потом особняк вернули Сапегам. Сейчас здание - один из корпусов медицинского университета (что вполне символично).
Барочный Фарный костел примечателен своими размерами (фактически целый квартал старого города) и богатым убранством. Собор был был освящен в 1705 году в присутствии короля Речи Посполитой Августа II и Петра I (тогда еще не императора, а простого русского царя). Башни приобрели свой нынешний вид в 1752 году. У входа в собор установлена фигура Христа, несущего крест. На постаменте надпись Sursum corda (лат. — «Вознесём сердца́»).
Великолепен и грандиозен резной алтарь, украшенный уникальной многофигурной композицией. Для отделки собора использовались все доступные на тот момент средства – скульптура, живопись. Особую красоту интерьеру придают опорные столбы, украшенные декоративными колонками иконостасов, выполненными целиком из дерева. Фресковая роспись состоит из многосюжетных композиций, расположенных в арочных нишах, сводах и другом.
Справа от входа на опорной колонне удивляет необычно укрепленный бюст и памятный знак Стефана Батория, а табличка на польском достаточно политкорректно напоминает о трагических событиях начала II Мировой войны - боестолкновениях 20-22 сентября 1939 года между подразделениями польских войск, жандармерии и ополчением и подвижными передовыми группами Красной Армии.
Площадь необычна тем, что с юго-западной стороны она открыта в сторону Немана. Застройка ее отражает непростую историю города. К сожалению, шедевры барокко соседствуют на ней с постройками стиля баракко хрущевских времен. Надо отдать должное хозяевами: даже унылым детищам постсталинской эпохи пытаются придать приличный вид окраской и прочей стилизацией фасадов. Обратите внимание на форму фонарных столбов вдалеке: они напоминают не то арфу, не то букву "пси".
Сумрак начал спускаться на улицы и площади Гродно: наш вечерний променад по Советской улице имел целью "найти покушать".
Увы, увы, но по случаю субботу попасть во что-то более приличное, чем чебуречная рядом с загсом, оказалось ваааще невозможно . Выйдя из нее, мы обнаружили уже кромешную мглу (а фонари включать не спешили). Поэтому в кадр по пути к вокзалу попала только статуя подскарбия Великого князя Литовского и старосты гродненского Антония Тизенгаузена на площади его имени.
В 1762 году он по поручению Станислава Августа Понятовского принял управление королевскими экономиями на территории Великого княжества и основные свои усилия сосредоточил как раз в третьей столице Речи Посполитой. Именно ему Гродно обязан своим расцветом: он завел здесь мануфактуры (суконную, полотняную, металлических изделий и др.); учредил ветеринарное училище, преобразованное потом в медицинский институт, при нем библиотеку, музей; основал ряд других училищ и школ (шк. бухгалтерии, землемерную и др.); привел в порядок типографию, открыл театр и капеллу и т.д.
Вот и все, собственно. Остается пожалеть, что так мало удалось увидеть в славном Гродно, и порадоваться тому, что это все же получилось.
Все рассказы о Гродно:
Гродно. Часть первая, рассветная
Августовский канал. Шлюз Домбровка
Гродно. Часть третья, закатная