Амстердам.
Хмурое утро загораживало пейзаж за окном. Нехотя, я вылезла из-под одеяла и побрела в ванную. Боже, как тут холодно! Дом огромный и хозяева обогревают только те помещения, в которых живут они сами и их гости. Но, обогревают – это слишком громко сказано. В доме невозможно находиться без тёплой одежды и обуви. А на улицу вообще выходить не хочется. Холодный северный ветер превращает голландские -1 в московские -15.
Настроение немного улучшилось после вкусного завтрака, и мы поехали в Амстердам.
По пути решили заехать в гости к Рутгеру Хауэру. Этот известный голливудский актёр голландского происхождения имеет дом по соседству. Правда, сам он в это время находился в Калифорнии (как я его понимаю), и мы только покрутились около и сделали пару фоток дома.
Рутгер Хауэр – местная достопримечательность, все в округе знают романтическую историю его знакомства со второй (и нынешней) женой Синти. Однажды зимним вечером Хауэр заблудился в здешних краях. Мела метель, надвигалась ночь, к тому же в машине вот-вот должен был закончиться бензин. И тут путник увидел одинокую ферму, стоящую на границе леса и поля. Добрый хозяин и его дочь предложили ему остаться до утра. В общем, к рассвету Рутгер уже был влюблён в Синти - дочку хозяина, простую фермерскую девушку.
В Амстердаме мы разделились. Наши друзья отправились в Эрмитаж, а мы в Рейксмюсеум.
Амстердамский Рейксмюсеум уже несколько лет находится на реконструкции, и работает только одно крыло музея с ограниченной экспозицией. Реконструкция музея должна была закончиться в прошлом году, но подрядчик, выигравший тендер на строительство в 2003 году, объявил финальную смету намного превысившую начальную. Поэтому был объявлен новый конкурс, и открытие музея отодвинулось до 2013 года.
Существующая экспозиция маленькая, но интересная. Можно всё быстро осмотреть за час, а можно, взяв аудиогид (есть на русском), зависнуть часа на два-три. Мы так и сделали.
Жемчужиной коллекции считается знаменитый «Ночной дозор» Рембрандта, но я шла туда на встречу с Вермеером.
Все четыре картины художника («Молочница», «Уличка», «Любовное письмо» и «Женщина в голубом, читающая письмо») находятся в одном зале. Дождавшись, когда отойдёт группа англичан с экскурсоводом, подхожу к картинам вплотную. Тут можно простоять долго, слушая аудиогид или отключив его за ненадобностью, я уже знаю всё, о чём там рассказывают. Не хочется писать банальности, вроде того, что Вермеер завораживает, хотя он, действительно, оказывает какое-то тормозящее действие на организм. Обездвиживает и приковывает взгляд.
Кроме Вермеера, меня впечатлила «Еврейская невеста» Рембрандта (находится в одном зале с Вермеером) и серебряная посуда Адама ванн Вианена, особенно кувшин в стиле кнорпельверк (хрящевидный орнамент). Этот кувшин полностью состоит из ушных раковин и движущихся форм, плавно перетекающих одна в другую. Присмотритесь: ручка – это женщина с длинными волосами, наклонившаяся вперёд, а ножка – сидящая на корточках обезьяна. Изображение такого кувшина часто встречается на полотнах голландских художников.
Что касается «Ночного дозора», то, наверное, все знают, что дело на картине происходит вовсе не ночью, а днём. Просто от долгого пребывания рядом с камином в городской ратуше Амстердама, куда картина была перенесена из клуба стрелкового общества, она подверглась порче от дыма и от пыли. И только в результате реставрации, проведённой в середине 20 века, было обнаружено, что действие происходило при ярком дневном освещении.
Картина полностью занимает стену небольшого зала музея, попадая в который лицом к лицу сталкиваешься с толпой гвардейцев, готовых выйти за рамки полотна.
Эта живая картина привела в восторг современников художника и все последующие поколения зрителей, но не заказчиков, каждый из которых заплатил по 100 гульденов за то, чтобы стать участником группового полотна членов гильдии аркебузьеров. Но Рембрандт вместо статичного ряда портретов, как было принято в то время, изобразил сцену из жизни Амстердама. Неудивительно, что многие гвардейцы, с трудом узнавшие себя на картине, были возмущены и расстроены. К тому же в толпу воинственных гвардейцев каким-то образом попала таинственная маленькая девочка в золотом платье, с чучелом курицы, висящим на поясе, не заплатившая ни гульдена!
Символика этого персонажа имеет объяснение. Старинное название стрелков в Голландии – Klauweniers (klauw или англ. claw – коготь). Рембрандт просто нарисовал известный символ аркебузьеров – петушиную лапу с когтями. К тому же и в голландском, и в английском языках есть выражение «подрезать когти», означающее «обезоружить» (не путать с уголовным «рвать когти» - убегать ).
Поэтому присутствие девочки на картине – это оригинальный замысел художника для изображения символов «виктории». Кроме петушиной лапы на победу указывает кубок в её руке и золотой цвет одежд.
Four Governors of the Arquebusiers Civic Guard, Amsterdam, 1642. На этой картине Говарда Флинка можно хорошо разглядеть символическую "петушиную лапу" (в правом верхнем углу).
Напитавшись энергией и теплом старинных полотен в Рейксмюсеум, мы вышли на улицу. У меня был намечен пешеходный маршрут по Рокин на Мюнтплейн. Ещё хотелось посмотреть на памятник «Ночному дозору» русского скульптора Таратынова, живушего в Голландии, но на улице было так холодно и неуютно, что мы решили сократить нашу программу в Амстердаме, ограничившись музеем (пища духовная) и прогулкой в районе особого назначения.
Rosse Buurt или De Wallen - так называют голландцы «квартал красных фонарей».
В предыдущие поездки в Амстердам я уже побывала в этом злачном месте. Честно скажу, ходить туда, как в театр сродни вуайеризму. Это место нужно либо использовать по назначению, либо однажды удовлетворив своё туристическое любопытство, в дальнейшем обходить стороной.
Зачем же мы туда пошли? Дело в том, что Мартайн, будучи студентом, вместе с друзьями снимал квартиру в этом самом квартале по соседству с девушками, сидящими в витринах. Ему очень хотелось показать нам дом и подъезд, в котором на одном из почтовых ящиков до сих пор сохранились его инициалы. Ну, а по пути, конечно, мы поглазели на витрины, на девушек и их клиентов.
Вот опять небес темнеет высь, вот и окна в сумраке зажглись…
А дальше вообще: и дыханье затая, в ночные окна вглядываюсь я.
Вы не задумывались, почему в витринах с девушками красная подсветка? Фантазия подсказывает мне причину сходную с той, по которой подсвечивают гастрономические витрины. В красном цвете товар выглядит привлекательнее. На некоторых девушках к тому же надето фосфорицирующее бельё фирмы «Собака Баскервилей».
То ли от того, что время ещё было довольно раннее, то ли от мороза, то ли от кризиса, но клиенты в этот вечер были малочисленные, а девушки скучающие. Их призывные взгляды и даже крики в приоткрытые двери (несмотря на холод!) были нацелены на каждого проходящего мимо. «Семейным скидка», - донеслось до нас.
Дело осложнилось, когда мы обнаружили, что Мартайн сбился с пути и заплутал в переплетении улиц и каналов. В общем, совместными усилиями мы уговорили его закончить экскурсию и поспешили к машине, чтобы ехать домой.
Я люблю под окнами мечтать,
Я могу, как книги, их читать.
И заветный свет храня, и волнуя, и маня,
Они, как люди, смотрят на меня.
Песня Хренникова вполне могла бы стать неофициальным гимном квартала красных фонарей.
День, как обычно, закончился дружеским ужином и уточнением программы на следующий день. Завтра мы едем в Хитхорн, именуемый голландской Венецией, в оплот кальвинизма деревеньку Стапхорст и в ганзейский городок Кампен.
Отредактировано CosMary (2010-01-31 22:58:14)